Ита-э (板絵, буквально «живопись на деревянных досках») - картины на стенах или дверях буддийских храмов или синтоистских святилищ. Иногда для обозначения картин на дверях используется термин тобира-га (扉画) или тобира-э (扉絵).
Одни из наиболее ранних росписей на деревянных стенах сохранились в Годзю-но-до (五重塔) храма Дайго-дзи (醍醐寺) в Киото. Дайго-дзи был возведён как мемориальный храм покойного императора Дайго. Строительство храма было начато императором Судзаку и завершилось при императоре Мураками в 951 году. Дайго-дзи - одно из немногих сооружений, переживших смуту годов Онин (1467-1477). На данный момент это самое старое здание в Киото. А картины на стенах внутри, как говорят, связаны с японским эзотерическим буддизмом Сингон.
Более известным примером являются картины на дверях Зала Феникса (Хоодо, 鳳凰堂) в храме Бёдоин (平等院). Бёдо-ин – буддийский храм в городе Удзи. Первоначально это была резиденция Фудзивара-но Ёримити, но в 1052 году он передал её буддийскому монастырю школы Дзёдо (Чистая Земля). В 1053 году на территории монастыря, на острове посреди пруда, был возведён Зал Феникса. Зал Феникса знаменит амидаистской живописью (райго-дзу) и коллекцией произведений искусства периода Хэйан, включая большую деревянную статую Амида Будды, созданную скульптором Дзётё.
Ещё один пример росписи деревянных дверей в Удзигами Дзиндзя Хондэн (宇治上神社本殿), главном зале Святилища Удзигами. Удзигами Дзиндзя - синтоистское святилище в городе Удзи (префектура Киото). Это старейшее из сохранившихся синтоистских святилищ в Японии: оно было построено в конце 10 века как святилище-хранитель для близлежащего Бёдо-ин и примыкает к святилищу Удзи. В 1994 году Удзигами Дзиндзя было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как один из «Исторических памятников древнего Киото». Хондэн и Хайден были определены Агентством по делам культуры как Национальное достояние.
В этих ранних примерах применялась следующая технология росписи. Сначала на поверхность стены или двери наносился слой каолина (яп. хакудо, 白土), глины белого цвета, состоящей из минерала каолинита. Потом поверх этого базового слоя глины делались росписи минеральными красками.
Хотя термин «ита-э» обычно относится к вышеуказанным ранним образцам живописи, найденным в храмах и святилищах, иногда этот термин используют для обозначения более поздних картин на деревянных досках, таких как обетные таблички эма (絵馬) и/или картины на кедровых дверях, сугидо-э (杉戸絵). В этих более поздних образцах «ита-э» краски наносились непосредственно на деревянное полотно без использования каолиновой основы.