Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Росписи на дверях в храме Бёдо-ин

Ита-э

Ита-э (板絵, буквально «живопись на деревянных досках») - картины на стенах или дверях буддийских храмов или синтоистских святилищ. Иногда для обозначения картин на дверях используется термин тобира-га (扉画) или тобира-э (扉絵).

Картины Райго в Бёдо-инКартины Райго на дверях в Бёдо-ин. Ита-эКартины Райго на дверях в Бёдо-ин

Одни из наиболее ранних росписей на деревянных стенах сохранились в Годзю-но-до (五重塔) храма Дайго-дзи (醍醐寺) в Киото. Дайго-дзи был возведён как мемориальный храм покойного императора Дайго. Строительство храма было начато императором Судзаку и завершилось при императоре Мураками в 951 году. Дайго-дзи - одно из немногих сооружений, переживших смуту годов Онин (1467-1477). На данный момент это самое старое здание в Киото. А картины на стенах внутри, как говорят, связаны с японским эзотерическим буддизмом Сингон.

Буддийская настенная живописьБуддийская настенная живопись. Ита-эБуддийская настенная живопись
Годзю-но-до. Храм Дайго-дзи. Киото

Более известным примером являются картины на дверях Зала Феникса (Хоодо, 鳳凰堂) в храме Бёдоин (平等院). Бёдо-ин – буддийский храм в городе Удзи. Первоначально это была резиденция Фудзивара-но Ёримити, но в 1052 году он передал её буддийскому монастырю школы Дзёдо (Чистая Земля). В 1053 году на территории монастыря, на острове посреди пруда, был возведён Зал Феникса. Зал Феникса знаменит амидаистской живописью (райго-дзу) и коллекцией произведений искусства периода Хэйан, включая большую деревянную статую Амида Будды, созданную скульптором Дзётё.

Росписи на дверях в Бёдо-инРосписи на дверях в Бёдо-ин. Ита-эАмидаистская живопись (райго) на дверях в Зале Феникса (фрагменты)
Буддийский храм Бёдо-ин, Удзи, префектура Киото
Росписи на дверях в Бёдо-инРосписи на дверях в Бёдо-ин. Ита-эРосписи на дверях в Бёдо-ин. Ита-эАмидаистская живопись (райго) на дверях в Зале Феникса (фрагменты)
Буддийский храм Бёдо-ин, Удзи, префектура Киото

Ещё один пример росписи деревянных дверей в Удзигами Дзиндзя Хондэн (宇治上神社本殿), главном зале Святилища Удзигами. Удзигами Дзиндзя - синтоистское святилище в городе Удзи (префектура Киото). Это старейшее из сохранившихся синтоистских святилищ в Японии: оно было построено в конце 10 века как святилище-хранитель для близлежащего Бёдо-ин и примыкает к святилищу Удзи. В 1994 году Удзигами Дзиндзя было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как один из «Исторических памятников древнего Киото». Хондэн и Хайден были определены Агентством по делам культуры как Национальное достояние.

Ита-зКартины на дверях в Святилище Удзигами. Ита-эКартина на двери в Святилище Удзигами. Удзи (слева)
Картина на двери в храме Муродзи. Нара (справа)

В этих ранних примерах применялась следующая технология росписи. Сначала на поверхность стены или двери наносился слой каолина (яп. хакудо, 白土), глины белого цвета, состоящей из минерала каолинита. Потом поверх этого базового слоя глины делались росписи минеральными красками.

ЕдинорогиТаварая Сотацу. Единороги. Сугидо-эТаварая Сотацу. «Единороги». Сугидо-э
Храм Ёгэн-ин. Киото

Хотя термин «ита-э» обычно относится к вышеуказанным ранним образцам живописи, найденным в храмах и святилищах, иногда этот термин используют для обозначения более поздних картин на деревянных досках, таких как обетные таблички эма (絵馬) и/или картины на кедровых дверях, сугидо-э (杉戸絵). В этих более поздних образцах «ита-э» краски наносились непосредственно на деревянное полотно без использования каолиновой основы.

Китайские львыТаварая Сотацу. Китайские львы. Сугидо-эТаварая Сотацу. Китайские львы. Сугидо-эТаварая Сотацу. «Китайские львы». Сугидо-э