Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
«Риссёто» («пагоды милосердия Будды»)

Дзиссэцу и сёдзан

Когда осенью 1337 г. стало ясно, что основатель новой династии сёгунов Асикага Такаудзи контролирует положение на большей части территории страны, Мусо Сосэки, отличавшийся особой чуткостью к переменам политического климата, предложил сёгуну построить в каждой провинции по храму и пагоде, в которых бы возносили молитвы за воинов, погибших в сражениях.

В 1344 г. строительство таких храмов и пагод было закончено. Храмы получили название «Анкоку-дзи» («храмы спокойствия страны»), а пагоды — «риссёто» («пагоды милосердия Будды»). Пагоды воздвигали не в дзэнских монастырях, а на территории монастырей других школ, преимущественно тэндай, сингон и рицу. Провинциальные Анкоку-дзи очень быстро превратились в мощные крепости, и впоследствии большинство из них было включено в систему «сёдзан» и даже «дзиссэцу». Их финансовое обеспечение и осуществление строительных работ поручалось провинциальным даймё, чем (кроме всего прочего) преследовалась и политическая цель — контроль за деятельностью этих даймё.

Таким образом был заложен фундамент для формирования еще более разветвленной системы «годзан-дзиссэцу-сёдзан», которая должна была охватить всю страну. Несомненно, это должно было продемонстрировать, что власть дома Асикага распространяется на всю страну, поскольку своим участием в строительстве храмов и пагод провинциальные даймё выражали лояльность центральному правительству.

Время появления в Японии второго звена этой системы — «дзиссацу», или «дзиссэцу» («десять храмов»), — точно неизвестно. Впервые их список появляется в рукописи «Фусо годзан-ки» («Записи о «пяти монастырях» Японии», 1341 г.). Впоследствии некоторые из этих монастырей, например Дзёмё-дзи или Мандзю-дзи, поднялись до ранга «годзан». В 1353 г. произошла второе перераспределение рангов системы «дзиссэцу», а в 1380 г. — третье, причем к монастырям этой системы было добавлено шесть новых храмов «приравненных к дзиссэцу» («дзюн дзиссэцу»). Численность храмов этой категории постоянно продолжала расти. Если первоначально храмы «дзиссэцу» равномерно распределялись по западным и восточным провинциям Японии, то в 1386 г. в восточном районе Канто имелось ровно десять храмов «дзиссэцу», а в остальной части страны — 22. Около 1486 г. существовало уже 46 храмов «дзиссэцу», поскольку все крупные провинциальные храмы постоянно претендовали на право получения этого ранга. Таким образом, и в данном случае мы видим отход от китайской системы «десяти храмов», поскольку этот термин превратился просто в определенное условное обозначение храмового ранга. Особым преимуществом на право получения ранга системы «дзиссэцу» пользовались храмы, связанные с линией Мусо Сосэки, а также поддерживавшие связи непосредственно с домом Асикага и его ближайшими вассалами.

По образцу существовавшей в Китае системы «цзяча» (яп. «кассацу») бакуфу установило еще одну категорию рангов для дзэнских храмов, подчинявшихся правительственному контролю, — «сёдзан» («храмы всех провинций»). Чаще всего в эту категорию попадали храмы, принадлежавшие ранее школам тэндай, сингон, рицу, дзёдо и дзисю, но впоследствии ставшие дзэнскими, а также прежние Анкоку-дзи. Численность храмов этого ранга в период Муромати росла очень быстро и всего их по стране в то время насчитывалось 2301.

1 Отрывок из статьи «Формирование системы годзан и бюрократизация дзэн-буддизма» выдающегося советского и российского востоковеда Кабанова А.М.