Сикиси, или ирогами, (色紙, буквально «цветная бумага») - прямоугольные листы из плотной цветной бумаги, с давних времён используемые в качестве основы для каллиграфии и живописи, наравне с тандзаку-гата. Существовали два стандартных размера сикиси: большой - 19,4 х 17 см, и поменьше - 18,2 х 16 см.
Первоначально, в период Хэйан, они назывались «сикиси-гата» (色紙形) и использовались, в основном, в качестве табличек (этикеток) или экспликаций (выражаясь современным научным языком) к произведениям монументально-декоративной живописи. Вплоть до периода Камакура существовала традиция прикреплять «сикиси-гата» к верхним частям ширм или раздвижных перегородок. Иногда непосредственно на ширмах или раздвижных панелях художники рисовали цветные прямоугольники, чтобы потом использовать это пространство для комментариев. И такие нарисованные прямоугольники с комментариями к картине также назывались «сикиси-гата». Часто одна из сторон сикиси украшалась кусочками (блёстками) позолоченной или посеребрённой фольги.
В буддийской живописи сикиси-гата использовали для записи выдержек из сутр или буддийских сэцува (мифов, легенд, преданий).
В светской живописи на сикиси-гата помещалась названия картин или комментарии: в прозаической форме или поэтические. Содержание комментариев было прямо или косвенно связано с картинами, к которым они были прикреплены. Чаще всего это была поэзия, навеянная и вдохновлённая увиденным на картине. Причём в случае с поэтическими комментариями китайская живопись (кара-э) сопровождалась китайской поэзией (канси), а японская живопись, ямато-э, - японской поэзией вака.
Позже сикиси стали использовать в качестве самостоятельной основы для каллиграфии и живописи. Считается, что это стало традицией в период Муромати среди художников школы Тоса, работавших в императорском эдокоро.
В этот же период появился новый способ декорации многостворчатых ширм, когда на створки (панели) ширмы наклеивались альбомные листы, сикиси или даже веера с живописью (сэнмэнга). Наклеенные на ширму миниатюрные картины могли быть не связаны между собой композиционно и даже принадлежать кисти разных художников. Ширмы, декорированные подобным способом, назывались харимадзэ бёобу (貼交屏風) и подразделялись, в свою очередь, на подвиды, в т.ч. и сикиси харимадзэ бёобу (色紙貼交屏風, ширмы с наклеенными сикиси).
Иногда на ширмы наклеивались не сикиси с живописью, а сикиси с поэзией вака, как во времена эпохи Хэйан.
В настоящее время этот формат не изжил себя и по-прежнему пользуется популярностью среди художников, хотя размер современных сикиси стал немного больше: 27.3 x 24.2 см.