Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Нобутада Коноэ. «Гэндзи-моногатари: поэзия вака»

Сикиси, или сикисигата

Сикиси, или ирогами, (色紙, буквально «цветная бумага») - прямоугольные листы из плотной цветной бумаги, с давних времён используемые в качестве основы для каллиграфии и живописи, наравне с тандзаку-гата. Существовали два стандартных размера сикиси: большой - 19,4 х 17 см, и поменьше - 18,2 х 16 см.

Исэ-моногатариТаварая Сотацу. Иллюстрации к  Исэ-моногатариТаварая Сотацу. Иллюстрации к  Исэ-моногатариТаварая Сотацу. «Иллюстрации к Исэ-моногатари». Сикиси
«Гора Уцу», «Мусасино»
«Придворные любуются водопадом», «Побережье Сумиёси»

Первоначально, в период Хэйан, они назывались «сикиси-гата» (色紙形) и использовались, в основном, в качестве табличек (этикеток) или экспликаций (выражаясь современным научным языком) к произведениям монументально-декоративной живописи. Вплоть до периода Камакура существовала традиция прикреплять «сикиси-гата» к верхним частям ширм или раздвижных перегородок. Иногда непосредственно на ширмах или раздвижных панелях художники рисовали цветные прямоугольники, чтобы потом использовать это пространство для комментариев. И такие нарисованные прямоугольники с комментариями к картине также назывались «сикиси-гата». Часто одна из сторон сикиси украшалась кусочками (блёстками) позолоченной или посеребрённой фольги.

В буддийской живописи сикиси-гата использовали для записи выдержек из сутр или буддийских сэцува (мифов, легенд, преданий).

Гэндзи-моногатари-сикисиПовесть о Гэндзи«Гэндзи-моногатари»
Ширмы с наклеенными сикиси (сикиси харимадзэ бёобу)

В светской живописи на сикиси-гата помещалась названия картин или комментарии: в прозаической форме или поэтические. Содержание комментариев было прямо или косвенно связано с картинами, к которым они были прикреплены. Чаще всего это была поэзия, навеянная и вдохновлённая увиденным на картине. Причём в случае с поэтическими комментариями китайская живопись (кара-э) сопровождалась китайской поэзией (канси), а японская живопись, ямато-э, - японской поэзией вака.

Гэндзи-моногатари-сикисиПовесть о Гэндзи«Гэндзи-моногатари»
Ширмы с наклеенными сикиси (сикиси харимадзэ бёобу)

Позже сикиси стали использовать в качестве самостоятельной основы для каллиграфии и живописи. Считается, что это стало традицией в период Муромати среди художников школы Тоса, работавших в императорском эдокоро.

Гэндзи-моногатари. Иллюстрация к главе «Бабочки»Тоса Мицуёси. Повесть о Гэндзи. Иллюстрация к главе БабочкиТоса Мицуёси. «Гэндзи-моногатари: Бабочки». Сикиси
Институт искусств Миннеаполиса
Гэндзи-моногатари-сикисиТоса Мицуёси. Повесть о ГэндзиТоса Мицуёси. «Гэндзи-моногатари»

В этот же период появился новый способ декорации многостворчатых ширм, когда на створки (панели) ширмы наклеивались альбомные листы, сикиси или даже веера с живописью (сэнмэнга). Наклеенные на ширму миниатюрные картины могли быть не связаны между собой композиционно и даже принадлежать кисти разных художников. Ширмы, декорированные подобным способом, назывались харимадзэ бёобу (貼交屏風) и подразделялись, в свою очередь, на подвиды, в т.ч. и сикиси харимадзэ бёобу (色紙貼交屏風, ширмы с наклеенными сикиси).

Гэндзи-моногатари-сикисиТоса Мицуёси. Повесть о Гэндзи. Сикиси харимадзэ бёбуТоса Мицуёси. Повесть о Гэндзи. Сикиси харимадзэ бёбуТоса Мицуёси. «Гэндзи-моногатари»
Ширмы с наклеенными сикиси (сикиси харимадзэ бёобу)
Сорок четыре сцены из Гэндзи-моногатариТоса Мицуоки. Сорок четыре сцены из Гэндзи-моногатари. Сикиси харимадзэ бёбуТоса Мицуоки. Сорок четыре сцены из Гэндзи-моногатари. Сикиси харимадзэ бёбу. ФрагментТоса Мицуоки. Сорок четыре сцены из Гэндзи-моногатари. Сикиси харимадзэ бёбу. ФрагментТоса Мицуоки. «Сорок четыре сцены из Гэндзи-моногатари», левая ширма
Левая ширма (фрагмент № 1)
Левая ширма (фрагмент № 2)
Сорок четыре сцены из Гэндзи-моногатариТоса Мицуоки. Сорок четыре сцены из Гэндзи-моногатари. Сикиси харимадзэ бёбуТоса Мицуоки. Сорок четыре сцены из Гэндзи-моногатари. Сикиси харимадзэ бёбу. ФрагментТоса Мицуоки. Сорок четыре сцены из Гэндзи-моногатари. Сикиси харимадзэ бёбу. ФрагментТоса Мицуоки. «Сорок четыре сцены из Гэндзи-моногатари», правая ширма
Правая ширма (фрагмент № 1)
Правая ширма (фрагмент № 2)
Исэ-моногатариИсэ-моногатари сикиси харимадзэ бёбуИсэ-моногатари сикиси харимадзэ бёбу«Исэ-моногатари»
Ширмы с наклеенными сикиси (сикиси харимадзэ бёобу)

Иногда на ширмы наклеивались не сикиси с живописью, а сикиси с поэзией вака, как во времена эпохи Хэйан.

Гэндзи-моногатари: поэзия вакаНобутада Коноэ. Гэндзи-моногатари: поэзия вакаНобутада Коноэ. «Гэндзи-моногатари: поэзия вака»
Ширмы с наклеенными сикиси (сикиси харимадзэ бёобу)

В настоящее время этот формат не изжил себя и по-прежнему пользуется популярностью среди художников, хотя размер современных сикиси стал немного больше: 27.3 x 24.2 см.