Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста

Сёдзи-э

Сёдзи-э (障子絵, лит. «картины на перегородках») – устаревший термин, использовавшийся в период Хэйан в отношении картин на сёдзи (перегородка). Сам термин сёдзи в современной архитектуре японского стиля относится к деревянной раме, оклеенной тонкой просвечивающей бумагой, но первоначально, в период Хэйан, под сёдзи понимались любые перегородки, как стационарные, так и переносные (складные). Это были двери, шторы, жалюзи, цуйтатэ (однопанельные напольные ширмы), бёобу (складные многостворчатые ширмы) и фусума (раздвижные перегородки). Но чаще всего термином «сёдзи» обозначали фусума (раздвижные перегородки) и цуйтатэ (напольная одностворчатая ширма).

Легенды о чудесах Божества Святилища КасугаЛегенды о чудесах Божества Святилища Касуга«Легенды о чудесах Божества Святилища Касуга» («Касуга Гонген Рэйгэн ги эмаки»). Фрагмент
Музей Имераторской коллекции (Санномару Сёдзокан)

Сёдзи, как правило, сооружались из лёгкого деревянного каркаса, покрытого бумажным ватином, на который была наклеена расписанная бумага или шёлк. Из исторических документов известно, что по крайней мере, начиная с 8-го века, сёдзи использовались в качестве комнатных перегородок в резиденциях придворной знати, построенных в стиле синдэн-дзукури (寝殿造).

Гэндзи-моногатари-эмаки (фрагмент)Гэндзи-моногатари-эмаки. ФрагментГэндзи-моногатари-эмаки. Фрагмент«Гэндзи-моногатари-эмаки»
Фрагменты иллюстраций к главе «Восточный павильон»
период Хэйан, 12 век

Впервые термин «сёдзи-э» встречается в Сайдадзи Сидзай Рукитё (西大寺資材流記帳, Инвентарная ведомость монастыря Садайдзи) 780 года. В этой ведомости термин сёдзи-э относится к картинам как на цуйтатэ-сёдзи (цуйтатэ-э), так и на фусума-сёдзи (фусума-э). Хотя до нас не дошло ни одного образца сёдзи-э, относящихся к периодам Хэйан и Камакура, существует целый ряд литературных упоминаний о сёдзи-э. Иллюстрированные рукописные свитки э-макимоно также содержат сцены интерьеров с сёдзи-э.

Цуйтатэ с росписьюЦуйтатэ типа фусумаЦуйтатэ-сёдзи-э

Расписные панели (сёдзи) использовались в Императорском дворце с 9 века. Например, изображение Конмэйти-но-сёдзи (昆明池障子) сохранилось в «Иллюстрированной истории Великого министра Бан» (伴大納言絵詞, «Бан Дайнагон экотоба»), конца 12 века (Художественный музей Идэмицу в Токио).

Конмэйти-но-сёдзиИзображение Конмэйти-но-сёдзи. Бан Дайнагон экотобаИзображение Конмэйти-но-сёдзи
«Бан Дайнагон экотоба». Фрагмент
Художественный музей Идэмицу. Токио

После 11 века термин «сёдзи-э» всё чаще стал относиться к картинам на раздвижных перегородках (фусума-сёдзи), которые были более популярны, чем отдельно стоящие однопанельные ширмы, и в настоящее время общеупотребительным синонимом сёдзи-э является фусума-э (襖絵). В материале, посвящённом фусума-э, вы найдёте множество иллюстраций и более подробную информацию о фусума-сёдзи.

Цветы и птицы четырёх сезоновКано Мотонобу. Цветы и птицы четырёх сезоновКано Мотонобу. Цветы и птицы четырёх сезоновКано Мотонобу. Цветы и птицы четырёх сезоновКано Мотонобу. «Цветы и птицы четырёх сезонов» (фусума-э)
Субхрам Дайсэн-ин монастыря Дайтокудзи. Киото

Панельные росписи 15 века были почти исключительно выполнены на бумаге (не шёлке). Некоторые сёдзи-э были созданы в стиле суйбокуга (монохромная живопись тушью), в то время как другие создавались на золотой фольге с использованием ярких минеральных красок (см. кинпэкига).

СакураХасэгава Кюдзо. СакураХасэгава Кюдзо. Сакура Хасэгава Кюдзо. «Сакура»
Храм Тисяку-ин. Киото
КлёнХасэгава Тохаку. КлёнХасэгава Тохаку. КлёнХасэгава Тохаку. Клён Хасэгава Тохаку. «Клён»
Храм Тисяку-ин. Киото