Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Минтё Китидзан. Портрет Даидо Итии

О творчестве Минтё

Минтё Китидзан (Тёдэнсу) - последний крупный профессиональный художник, работавший в жанре досякуга, и один из родоначальников монохромной живописи тушью (суйбокуга) в Японии.

Пятьсот АрхатовМинтё. Пятьсот Архатов Минтё. «Пятьсот Архатов»
Монастырь Тофукудзи. Киото

Будучи монахом и полупрофессиональным художником в монастыре Тофуку-дзи в Киото, Китидзан Минтё и его последователи основали и развивали влиятельную студию живописи, специализирующуюся на создании буддийских картин, как традиционных, сильно пигментированных, так и картин суйбокуга. Среди его учеников были Секкякуси (赤脚子) и Рэйсай (霊彩).

ХотэйМинтё. Хотэй Минтё. Хотэй (фрагмент) Минтё. «Хотэй»
Художественный музей Кливленда

Известны 50 буддийских картин-свитков (два из них - «Пятьсот Архатов»), созданных Минтё по мотивам работ двух китайских художников династии Южная Сун - Линь Тингуй и Чжоу Цзичан.

Линь Тингуй | Чжоу ЦзичанЛин Тингуй. СтиркаЧжоу Цзичан. Мост на горе Тяньтай Лин Тингуй. «Архаты стирают белье»
Чжоу Цзичан. «Мост на горе Тяньтай»
Галерея искусств Фрир. Вашингтон

Созданная Минтё студия стала ведущей студией, работающей в жанре досякуга, и была широко известна по всей Японии. Даже столетие спустя в студию поступали заказы на картины из храмов, отличных от линии монастыря Тофуку-дзи.

Каннон в лунном сиянии| МондзюМинтё Китидзан. Каннон (Авалокитешвара)Минтё. Мондзю (Манджушри) Минтё. «Бодхисаттва Каннон (Авалокитешвара)» (слева)
Минтё. «Бодхисаттва Мондзю (Манджушри)» (справа)
Тофукудзи. Киото | Институт искусств Миннеаполиса
Каннон в белых одеяньяхМинтё Китидзан. Каннон в белых одеяньяхМинтё Китидзан. Каннон (Авалокитешвара) Минтё Китидзан. «Каннон в белых одеяньях»
Токийский национальный музей (слева)
Художественный музей МОА (справа)

Из картин в жанре тиндзо, принадлежащих кисти Минтё, можно назвать портрет монаха-основателя Тофуку-дзи Энни (Бэнъэна, 1202-1280), известного также как Сёити Кокуси. Портрет Энни (Бэнъэна) - это официальный портрет высокопоставленного священнослужителя, в котором акцент делается на реалистическом изображении лица и одежды. Бросаются в глаза тяжелые изогнутые контуры, которыми славится стиль живописи Минтё.

Энни (Бэнъэн)Минтё. Портрет Энни БэнъэнаКитидзан Минтё
Портрет Энни Бэнъэна
Национальный музей Киото

Минтё Китидзан написал также портреты других великих представителей школы Риндзай - Даидо Итии (1292 - 1370) и Сюноку Мёха (1312 - 1388).

Даидо Итии | Сюноку МёхаМинтё. Портрет Даидо ИтииМинтё. Портрет Сюноку Мёха Минтё Китидзан.
Портрет Даидо Итии. Национальный музей в Нара
Портрет Сюноку Мёха. Храм Когэн-ин. Киото

Этот стиль, восходящий к буддийской живописи династий Сун и Юань, подчеркивал очарование формы контура и оказал большое влияние на позднюю историю японской живописи.

Бодхидхарма и Ли ТегуайМинтё. Бодхидхарма и Ли ТегуайМинтё. «Бодхидхарма и Ли Тегуай»
Национальный музей Киото

По мнению искусствоведов сильное влияние на творчество Китидзана Минтё оказали также работы китайских художников Ли Лунмяня и Янь Хуэя (тринадцатый - четырнадцатый век).

Большая НирванаМинтё. Большая Нирвана Минтё
«Большая Нирвана (Смерть Будды)»
Монастырь Тофукудзи. Киото

Творчество Минтё относится ко второму этапу развития стиля суйбокуга, монохромной живописи тушью, привнесенной из Китая. Он стоял у истоков формирования и развития этой формы искусства в Японии, так как его работы и работы его последователей были широко известны и становились образцами для подражания для других дзенских художников, живших в отдаленных от столицы монастырях. Минтё считается автором одной из первых так называемых «картин учёных келий» - «Хижина в горном ущелье», которая хранится в субхраме Конти-ин дзенского монастыря Нандзэн-дзи.

Хижина в горной долинеМинтё. Хижина в горной долине Минтё. Хижина в горной долине (фрагмент) Минтё. «Хижина в горной долине»
Субхрам Конти-ин монастыря Нандзендзи. Киото