zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста
Кано Мотонобу. Патриархи Дзен

Канга

Канга (漢画, «китайская живопись») - несколько стилей живописи, которые развивались в Японии, начиная с середины 13 века, под влиянием китайской (漢, яп. Кан) живописи, в особенности техники живописи тушью, суйбокуга (水墨画), династий Сун и Юань (宋元画, «сугенга»). Однако в самом широком употреблении термин «канга» также относится к произведениям, на которые повлияла китайская живопись династий Мин (明) и Цин (清).

Термин «канга» начал использоваться в период Эдо для обозначения стиля живописи, разработанного и практикуемого в основном художниками школы Кано (狩野派), начиная с начала 16 века, который считался китайским по стилю.

Цветы и птицыКано Мотонобу. Цветы и птицыКано Мотонобу. Цветы и птицыКано Мотонобу. «Цветы и птицы» (фусума-э)

Стилю «канга» противопоставлялся стиль «ямато-э» (やまと絵), в котором работали мастера художественных школ «Тоса-ха» и «Сумиёси-ха». Стиль «ямато-э» отличали яркие краски и тщательная прорисовка деталей изображения. Сам «ямато-э» зародился ещё в эпоху Хэйан и был основан на китайской полихромной живописи династии Тан (唐). Проникнув в Японию и широко распространившись при дворе Хэйан в 10-11 в., танская живопись условно разделилась на два направления: «кара-э» (唐絵) и «ямато-э», которые отличались лишь используемыми темами. Картины на китайские темы или предметы изображения относились к «кара-э», а картины на специфически японские темы – к «ямато-э».

ПейзажПейзаж. Период Хэйан. Роспись ширмы (бёбу)
«Пейзаж»
Период Хэйан

Но с середины 13 века термин «кара-э» стал относиться к японской монохромной живописи тушью (суйбокуга или суми-э), основанной на образцах китайской живописи династии Южная Сун (院体画, «интаига»). В этом стиле работали мастера художественной школы Дзёсэцу: Сюбун, его ученики Сэссю Тойо и Огури Сотан и их последователи.

ПейзажПейзаж. Сэссю Ода Сэссю Тойо. «Пейзаж»

В конце 15-го или начале 16 века, когда Кано Мотонобу (狩野元信, 1476-1559) и другие художники школы Кано начали использовать в своих картинах одновременно и тушь, и яркие цветные краски, смешав суйбокуга и ямато-э, возникла необходимость в новой терминологии. Представители неоконфуцианской мысли того времени дали этому стилю название «канга».

Четыре благородных искусстваКано Мотонобу. Четыре благородных искусстваКано Мотонобу. Четыре благородных искусстваКано Мотонобу. «Четыре благородных искусства»

Дальнейшее развитие и усовершенствование стиль «канга» получил при внуке Мотонобу, Кано Эйтоку (狩野永徳, 1543-1590). Картины в этом стиле украшали многостворчатые ширмы и раздвижные перегородки (фусума) в замках и дворцах высокородных даймё. «Канга» вышел за рамки художественной школы Кано и стал использоваться мастерами других школ, включая «Хасэгава-ха» (長谷川派), «Кайхо-ха» (海北派) и «Ункоку-ха» (雲谷派).

Цветы и птицыКано Эйтоку. Цветы и птицыКано Эйтоку. Цветы и птицыКано Эйтоку. Цветы и птицыКано Эйтоку. «Цветы и птицы» (фусума-э)

Предметом живописи «канга» были китайские пейзажи, неоконфуцианские и дзенские сюжеты. Школа Кано, стоявшая у истоков «канга», так и осталась верна своему стилю и «китайскому репертуару», тогда как ученики Тоса и Сумиёси продолжали следовать стилю ямато-э.

Учёный муж, созерцающий озероКано Танъю. ПейзажКано Танъю. «Учёный муж, созерцающий озеро»

Некоторое время, в период Эдо, к стилю «канга» относили также ещё одно «китайское» направление живописи, нанга (南画), возникшее под влиянием южнокитайского литературного стиля нансюга (南宗画). Родоначальниками нанга были японские художники-литераторы 18 века Икэ-но Тайга (池大雅, 1723-1776) и Урагами Гёкудоу (浦上玉堂, 1745-1820)

Пейзаж с павильоном | Вид на Озеро СихуИкэ-но Тайга. Пейзаж с павильономИкэ-но Тайга. Вид на Озеро СихуИкэ-но Тайга
«Пейзаж с павильоном» (вверху)
«Вид на Озеро Сиху» (внизу)

В наше время термин «канга» также применяется к школе живописи тушью «обаку-га», которая возникла и получила распространение в городе Нагасаки среди монахов школы Обаку (黄檗) в период с 17-го по 19-ый век, и основывалась на северокитайском стиле хокусюга (北宗画).

 
Slider
Slider
«Даже немножечко, чайная ложечка,
это уже хорошо!
Ну, а тем более, целый горшок!»
Винни-цзы, династия Пу
Сюбун. Чтение в бамбуковой роще
Slider
Сэссю. Четыре времени года. Весна. 1468-1469
Slider
Дарума. Сэссю
Slider
Slider
Сэссю. Павильон на озере весной.
Slider
Сюбун. Пейзаж (фрагмент)
Slider
Иероглифы Кандзи. Дзен
Slider
Сэссю. Пейзаж
Slider