Канга (漢画, «китайская живопись») - несколько стилей живописи, которые развивались в Японии, начиная с середины 13 века, под влиянием китайской (漢, яп. Кан) живописи, в особенности техники живописи тушью, суйбокуга (水墨画), династий Сун и Юань (宋元画, «сугенга»). Однако в самом широком употреблении термин «канга» часто используется как синоним «кара-э» и относится к произведениям, на которые повлияла китайская живопись, в том числе китайская живопись династий Мин (明) и Цин (清).
Термин «канга» начал использоваться в период Эдо для обозначения стиля живописи, выросшего из суйбокуга и ставшего популярным в начале 16 века, в основном, благодаря художникам школы Кано (狩野派).
Стилю «канга» противопоставлялся стиль «ямато-э» (やまと絵), в котором работали мастера художественных школ «Тоса-ха» и «Сумиёси-ха». Стиль «ямато-э» отличали яркие краски и тщательная прорисовка деталей изображения. Сам «ямато-э» зародился ещё в эпоху Хэйан и был основан на китайской полихромной живописи династии Тан (唐). Проникнув в Японию и широко распространившись при дворе Хэйан в 10-11 в., танская живопись условно разделилась на два направления: «кара-э» (唐絵) и «ямато-э», которые отличались лишь используемыми темами. Картины на китайские темы или предметы изображения относились к «кара-э», а картины на специфически японские темы – к «ямато-э».
Но с середины 13 века термин «кара-э» стал относиться к японской монохромной живописи тушью (суйбокуга или суми-э), основанной на образцах китайской живописи династии Южная Сун (院体画, «интаига»). В этом стиле работали мастера художественной школы Тайко Дзёсэцу: Тэнсё Сюбун, художники его круга и его ученики, в том числе Сэссю Тойо.
Творчество целой плеяды художников, принадлежавших к школе Дзёсэцу-Сюбуна, относится к третьему этапу развития суйбокуга в Японии, который характеризовался выходом монохромной живописи за стены дзенских монастырей и всё большей её секуляризацией («обмирщением»). Если раньше сама живопись была частью духовной практики монахов, а её конечный результат – картины – были своеобразным камертоном, помогающим монахам настроиться на медитативное состояние, то к концу 15 века суйбокуга всё более стала ориентироваться на внешних заказчиков (в основном, представителей сёгуната и высокородных даймё). Наметилась тенденция к большей декоративности и укрупнению формата живописи. В своих работах художники всё чаще и всё обильнее стали использовать цветную тушь (а позднее и минеральные краски). В моду вошли росписи на складных ширмах (бёобу-э) и раздвижных перегородках (фусума-э).
Одним из выразителей этого нового этапа развития суйбокуга стал ученик Сюбуна Гакуо Дзокю. Его стиль живописи характеризуется обильным использованием цветной туши. Эта же тенденция прослеживалась в творчестве Огури Сотана, ещё одного ученика Сюбуна, и в творчестве Сюгэцу Токана, ученика Сэссю Тойо. Существует как минимум шесть картин на тему «сики-катё-дзу», приписываемых кисти самого Сэссю Тойо, в которых декоративный эффект достигается за счёт пигментации или использования цветной туши. Наиболее известные из них - пара ширм из коллекции Токийского национального музея, пара ширм из коллекции Национального музея Киото и пара ширм из коллекции Галереи искусств Фрира в Вашингтоне.
Однако в последнее время искусствоведы пришли к выводу, что эти картины были созданы не самим Сэссю, а его учениками и последователями. В качестве кандидата на авторство называют Сюгэцу Токана. Например, интересно сравнить роспись ширм «Пейзаж с птицами» кисти Сюгэцу из коллекции Института искусств Миннеаполиса и картины на ширмах «Птицы и обезьяны на ветках», приписываемые кисти Сэссю, из коллекции Бостонского музея изящных искусств. Левые ширмы практически идентичны по композиции и манере исполнения.
Дальнейшее развитие декоративная направленность получила в творчестве художников школы Кано, в первую очередь, Кано Мотонобу (狩野元信, 1476-1559), одного из родоначальников школы. Женившись на дочери Тоса Мицунобу, главы эдокоро при Императорском дворе и яркого представителя традиции ямато-э, Кано Мотонобу попытался соединить традиции суйбокуга и японской живописи периода Хэйан. Началом 16-го века датируются фусума-э «Цветы и птицы четырёх сезонов» кисти Кано Мотонобу из коллекции Национального музея в Киото. Восемь расписанных раздвижных панелей находились раньше в покоях настоятеля (Ходзё) субхрама Дайсэн-ин в монастыре Дайтоку-дзи. Эти фусума-э считаются одним из величайших шедевров Кано Мотонобу (1476-1559). По общепринятой версии Мотонобу написал «Цветы и птицы четырёх сезонов» в 1513 году, в том же году, когда был основан храм Дайсэн-ин. Но существует и другая версия, что фусума, возможно, были расписаны в 1535 году в честь масштабной реконструкции зала Ходзё.
В коллекции Музея искусств Кливленда хранятся ещё несколько фусума-э «Цветы и птицы четырёх сезонов», авторство которых также приписывается Кано Мотонобу. В обеих работах художник обильно использует цветные краски.
Отход от монохромной живописи ярко выражен в работах младшего брата Мотонобу – Кано Утаносукэ Юкинобу ((狩野雅楽之助之信, 1501-1541) и сына Мотонобу – Кано Сёэя (狩野松栄, 1519-1592).
Ориентация на декоративность и утрата созерцательности и глубины в живописи художников Кано 16 века знаменовали возврат к традициям ямато-э, с одной стороны, и, с другой стороны, заложили базис для развития фудзокуга и кинпэкига. Характерным примером может служить роспись ширмы Кано Хидэёри (狩野秀頼, ?-1557) «Любование клёнами на горе Такао» из коллекции Токийского Национального музея. Вероятно, первоначально эта картина была частью художественной композиции на двух шестистворчатых ширмах. На второй (утраченной) ширме, предположительно, были изображены сцены любования сакурой на горе Хигасияма.
Как уже говорилось выше, с конца 13-века термин «суйбокуга» стал прочно ассоциироваться с монохромной живописью тушью, а стиль «кара-э» - со стилем суйбокуга. Использование ярких красок в суйбокуга настолько контрастировало с устоявшейся традицией, что целый пласт картин третьего этапа развития суйбокуга потребовал нового стилистического определения. И позднее, в ранний период Эдо, представители неоконфуцианской мысли дали этому стилю название «канга».
При внуке Мотонобу и сыне Кано Сёэя - Кано Эйтоку (狩野永徳, 1543-1590) «канга» получил наиболее широкое распространение. Картины в этом стиле украшали многостворчатые ширмы и раздвижные перегородки (фусума) в замках и дворцах высокородных даймё. «Канга» вышел за рамки художественной школы Кано и стал использоваться мастерами других школ, включая «Хасэгава-ха» (長谷川派), «Кайхо-ха» (海北派) и «Ункоку-ха» (雲谷派).
Предметом живописи «канга» были китайские пейзажи, неоконфуцианские и дзенские сюжеты. Школа Кано, стоявшая у истоков «канга», так и осталась верна своему стилю и «китайскому репертуару», тогда как художники школ Тоса и Сумиёси продолжали следовать стилю ямато-э.
Некоторое время, в период Эдо, к стилю «канга» относили также ещё одно «китайское» направление живописи, нанга (南画), возникшее под влиянием южнокитайского литературного стиля нансюга (南宗画). Родоначальниками нанга были японские художники-литераторы 18 века Икэ-но Тайга (池大雅, 1723-1776) и Урагами Гёкудоу (浦上玉堂, 1745-1820)
В наше время термин «канга» также применяется к школе живописи тушью «обаку-га», которая возникла и получила распространение в городе Нагасаки среди монахов школы Обаку (黄檗) в период с 17-го по 19-й век, и основывалась на северокитайском стиле хокусюга (北宗画).