zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста

В этом разделе мы планируем размещать небольшие пояснительные тексты и статьи, посвящённые стилям, жанрам и популярным сюжетам, или предметам, японской живописи, а также различным школам (направлениям) японской живописи и отличительным техникам живописи, которые использовались внутри того или иного стиля.

Стиль – это система выразительных средств, которые используют художники для создания своих произведений. Это могут быть одни и те же темы, похожие образы и герои, либо принципы построения композиции или предпочитаемая цветовая гамма. Существует несколько критериев, по которым работы японских художников относят к тому или иному стилю. Один из таких критериев – тематический. Начиная с периода Хэйан, картины на китайские темы относились к стилю «кара-э», а картины на специфически японские, национальные темы – к «ямато-э». Другой критерий - предпочитаемая цветовая гамма. По этому критерию работы мастеров кисти разделяют на «сайсикига» (彩色画, полихромная живопись) и «суйбокуга» (水墨画, монохромная живопись тушью).

Поскольку наш сайт посвящён даосской и дзенской эстетике, то основное внимание будет уделено стилю суйбокуга (или суми-э) и соответственно жанрам и популярным сюжетам в рамках этого стиля. Мы даём краткую информацию о таких жанрах живописи, как досякуга (даосско-буддийская живопись), катёга («цветы и птицы»), тинзо (портреты дзенских мастеров), сансуйга (идеализированные пейзажи).

«Восемь видов рек Сяо и Сян» (кит. 潇湘 八景) - это красивые сцены региона Сяосян (современная китайская провинция Хунань), которые были источником вдохновения и классическим сюжетом для китайских художников и поэтов. Живописная местность, где реки Сяо и Сян впадают в озеро Дунтин, с сунской эпохи воспевалась в стихах и изображалась на известных рисунках и картинах.

Настоящая публикация служит иллюстрированным дополнением к заметкам «Сосна как символ [в восточной культуре]» и Журавль как символ [в восточной культуре]. Здесь представлены работы японских художников с изображением журавлей и сосен. Как Журавль, так и Сосна символизируют Долголетие и Бессмертие.

В восточной культуре (как китайской, так и японской) журавль – почитаемая птица, символизирующая бессмертие, процветание, счастье, семейное счастье и даже плодовитость. В Китае журавля называют «патриархом пернатого племени», а в Японии – «достопочтенным господином журавлем». Журавль - воплощение таких нравственных качеств, как мудрость, справедливость, благородство. В китайском языке слово «журавль» созвучно со словами «мир», «согласие» и «гармония».

Кано Мотонобу. Патриархи Дзен

Канга (漢画, «китайская живопись») - несколько стилей живописи, которые развивались в Японии, начиная с середины 13 века, под влиянием китайской (漢, яп. Кан) живописи, в особенности техники живописи тушью, суйбокуга (水墨画), династий Сун и Юань (宋元画, «сугенга»). Однако в самом широком употреблении термин «канга» также относится к произведениям, на которые повлияла китайская живопись династий Мин (明) и Цин (清).

Чжан Сюань. Изготовление шёлка (фрагмент)

Кара-э (唐絵) - японский термин, буквально означающий «танская живопись» (唐), то есть китайская живопись династии Тан, но в более широком смысле относящийся к китайской живописи вообще. Значение и использование термина «кара-э» неоднократно менялось в течение столетий.

Сэссю Тойо. Четыре благородных искусства

Кинкисёга (琴棋書画, кит. цинцишухуа), или котогосёга, - «четыре благородных искусства» или «четыре изящных искусства» – тема китайской и японской средневековой живописи, предметом которой были такие почитаемые китайской учёной и литературоведческой элитой изящные развлечения, как игра на Цинь (琴, яп. Кин); игра в китайские шахматы или Ци (棋, яп. Ки); практика каллиграфии – Шу (書, яп. Сё); и живопись - Хуа (画, яп. Га).

Ли Чжаодао. Путешествие Минхуана в Шу

Кинпэки сансуй (金碧山水, цзинби шаншуй), дословно - «сине-зелёно-золотой пейзаж», техника китайской живописи, использовавшаяся в сэйрёку сансуй, сине-зелёных пейзажах. Кинпэки сансуй считался в Китае декоративным придворным стилем живописи.

Мэйсё-э (名所絵, буквально «картины знаменитых местностей») – один из тематических жанров «ямато-э», японская живопись прославленных мест (достопримечательностей) Японии в определённые характерные времена года.

Ситё-дзу (鷲鳥図, кит. цзюняоту) – «картины орлов и ястребов». Живопись, предметом которой, как правило, были орлы и ястребы, но иногда и другие хищные птицы.

Икэ-но Тайга. Пейзаж с павильоном (фрагмент)

Рокаку сансуй (楼閣山水, кит. логэ шаньшуй) – «пейзаж с павильоном». Пейзажная тема, изображающая многоярусную башню или смотровой павильон в окружении живописной природы.

«Песчаный берег и сосны», или «Сосны на морском берегу», (浜松図, яп. хамамацу-дзу) - разновидность жанра мэйсё-э в японской живописи «ямато–э», картины, изображающие пологий волнистый песчаный берег или песчаную косу и продуваемые ветрами сосновые деревья.

Ракутю-ракугай-дзу (洛中洛外図, «картины с видами Киото и его окрестностей») – жанр японской живописи, возникший в конце периода Муромати под влиянием живописи мэйсё-э периода Хэйан. Часть искусствоведов считают «Виды Киото и окрестностей» составной частью жанра мэйсё-э. Предметом «ракутю-ракугай-дзу» были знаменитые места, фестивали и мероприятия в столице Киото и её окрестностях, изображённые с высоты «птичьего полёта» в сочетании с тщательной прорисовкой мельчайших деталей (людей и зданий).

Сигадзику (詩画軸, дословно «поэтико-живописный свиток» или «свиток поэзии и живописи») – современный термин для обозначения одной из форм японской монохромной живописи тушью (суйбокуга или суми-э), представляющей собой настенный (висячий) свиток с живописью (в нижней части свитка) и поэтическими комментариями к этому художественному изображению (в верхней части свитка).

Страница 1 из 2