zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста

В этом разделе размещены небольшие пояснительные тексты и статьи, посвящённые видам, стилям, жанрам, популярным темам и сюжетам китайской и японской живописи, а также различным школам (направлениям) японской живописи и отличительным техникам живописи, которые использовались внутри того или иного стиля.

Начиная с периода Хэйан, картины на китайские темы относились к направлению «кара-э», а картины на специфически японские, национальные темы – к «ямато-э». По цветовой гамме работы мастеров кисти разделяют на «сайсикига» (彩色画, полихромная живопись) и «суйбокуга» (水墨画, монохромная живопись тушью).

В изобразительном искусстве основные жанры определяются, прежде всего, по предмету изображения или по характеру интерпретации этого предмета. Так, развитие ямато-э в Японии в период Хэйан неразрывно связано с жанром мэйсё-э (картины известных мест) и сезонными темами, «цукинами-э» (картины сменяющихся месяцев) и «сики-э» (картины четырёх сезонов). В рамках дзенской живописи преобладающими жанрами были досякуга (даосско-буддийская живопись), катёга («цветы и птицы»), тиндзо (портреты дзенских мастеров) и сансуйга (идеализированные пейзажи). Вышеперечисленные жанры были заимствованы из китайской живописи и пользовались популярностью среди художников, работавших в основном в стиле суйбокуга (кара-э).

Сэссю Тойо. Пейзаж (фрагмент)

Приступая к опыту классификации стилей японской живописи, я посчитал необходимым прежде всего разобраться в определении самого понятия «стиля». Делом это оказалось совсем непростым, так как встречающиеся в научной литературе различные определения «стиля» вообще и «стиля живописи» в частности иногда абстрактны и противоречивы. Ниже я постарался обобщить наиболее важные, на мой взгляд, определения и выводы в отношении стилей живописи, к которым пришли учёные и искусствоведы.

36 бессмертных поэтов Вака из коллекции монастыря Ниси-Хонган-дзи

Асидэ-э (葦手絵, «живопись в тростниковом стиле») – уникальный синтез живописи тушью и художественной каллиграфии асидэ (葦手, «тростниковый стиль»). Некоторые искусствоведы рассматривают его как самостоятельный стиль живописи, другие считают асидэ-э разновидностью поэтической живописи (ута-э) и составной частью ранней ямато-э.

Кано Утанасукэ. Цинь Гао верхом на карпе

Бессмертный Цинь Гао (琴高仙人図, кит. Цинь Гао Сяньжэнь ту, яп. Кинко Сеннин дзу) - популярный сюжет китайской и японской живописи в жанре досякуга (даосско- буддийская живопись). В настоящее время этот сюжет более известен среди поклонников фэншуй как «Цинь Гао верхом на карпе».

«Восемь видов рек Сяо и Сян» (кит. 潇湘 八景) - это красивые сцены региона Сяосян (современная китайская провинция Хунань), которые были источником вдохновения и классическим сюжетом для китайских художников и поэтов. Живописная местность, где реки Сяо и Сян впадают в озеро Дунтин, с сунской эпохи воспевалась в стихах и изображалась на известных рисунках и картинах.

Гэндзи-моногатари-эмаки (源氏物語絵巻, «Свиток с картинами на тему повести о Гэндзи») – наиболее ранняя разновидность японской живописи в жанре «гэндзи-э»: иллюстрации к придворному роману Мурасаки Сикибу «Повесть о Гэндзи», оформленные в виде горизонтального свитка (эмакимоно). В более узком смысле «Гэндзи-моногатари-эмаки» обозначает самую раннюю из сохранившихся версий эмакимоно с иллюстрациями к повести о Гэндзи, датируемую 12-м веком.

Досякуга (道釈画) - жанр китайской, а позже и японской живописи, представляющий собой портреты основателей и легендарных представителей даосизма и буддизма. Позже к этому жанру стали относить также изображения синтоистcких божеств в Японии. Полное (и реже используемое) название жанра – досякудзинбуцуга (道釈人物画).

Настоящая публикация служит иллюстрированным дополнением к заметкам «Сосна как символ [в восточной культуре]» и Журавль: значение и символ [в восточной культуре]. Здесь представлены работы японских художников с изображением журавлей и сосен. Как Журавль, так и Сосна символизируют Долголетие и Бессмертие.

Росписи на дверях в храме Бёдо-ин

Ита-э (板絵, буквально «живопись на деревянных досках») - картины на стенах или дверях буддийских храмов или синтоистских святилищ. Иногда для обозначения картин на дверях используется термин тобира-га (扉画) или тобира-э (扉絵).

Кано Мотонобу. Патриархи Дзен

Канга (漢画, «китайская живопись») - несколько стилей живописи, которые развивались в Японии, начиная с середины 13 века, под влиянием китайской (漢, яп. Кан) живописи, в особенности техники живописи тушью, суйбокуга (水墨画), династий Сун и Юань (宋元画, «сугенга»). Однако в самом широком употреблении термин «канга» часто используется как синоним «кара-э» и относится к произведениям, на которые повлияла китайская живопись, в том числе китайская живопись династий Мин (明) и Цин (清).

Чжан Сюань. Изготовление шёлка (фрагмент)

Кара-э (唐絵) - японский термин, буквально означающий «танская живопись» (唐), то есть китайская живопись династии Тан, но в более широком смысле относящийся к китайской живописи вообще. Значение и использование термина «кара-э» неоднократно менялось в течение столетий.

Юраку-дзу (遊楽図, «картины развлечений») – один из основных поджанров фудзокуга, картины, изображавшие сцены отдыха и всевозможных развлечений горожан (в основном, жителей Киото) конца 16 и 17 веков. Как тема живописи появилась в период Момояма и позднее легла в основу популярных жанров укиё-э (浮世絵), особенно бидзинга (美人画, «картины красавиц»).

Сайрэй-дзу (祭礼図, буквально «картина фестиваля») - тема живописи, восходящая к народным верованиям и синтоистским ритуалам синдзи (神事), в основном связанным с сельским хозяйством, плодородием и процветанием человека. Популярные фестивали стали частью ежегодного цикла мероприятий, нэндзю гёдзи (年中行事), и, начиная с 8-го века, изображались на картинах знаменитых мест (мэйсё-э) и картинах, посвященных японским традициям, обычаям и праздникам, характерным для каждого месяца года (цукинами-э).

Хококусай-дзу, или Тоёкунисай-дзу (豊国祭図) – тема «картин фестивалей» (сайрэй-дзу); а в более широком смысле - японской жанровой живописи фудзокуга («картины обычаев и нравов»); сцены многолюдного мероприятия в Киото - Хококусай, проводившегося единожды в 1604 году.

Картина фестиваля Гион. 16 век

Гион-сайрэй-дзу (祇園祭礼図, «картины фестиваля Гион») - тема «картин фестивалей» (сайрэй-дзу); а в более широком смысле - японской жанровой живописи фудзокуга («живопись обычаев и нравов»), посвящённая ежегодному фестивалю в святилище Ясака (八坂神社, Ясака Дзиндзя) и в граничащих с ним районах Киото.

Хиэ-Санно-Мацури-дзу (日吉山王祭図, «картины фестиваля Хиэ Санно») – популярная тема «картин фестивалей» (сайрэй-дзу), посвящённая Фестивалю Хиэ Санно. Фестиваль проводится ежегодно весной в Святилище Хиёси Тайся (район Сакамото, город Оцу, префектура Сига).

Сражение за Ясима

Кассэн-э (合戦絵, «картины сражений»), или гунки-моногатари-э (軍記物語絵, «иллюстрированная военная повесть»), – жанр ранней японской живописи, развившийся в периоды Камакура и Муромати. Некоторые искусствоведы считают кассэн-э разновидностью жанра моногатари-э.

Страница 1 из 5