zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста

В этом разделе мы планируем размещать небольшие пояснительные тексты и статьи, посвящённые стилям, жанрам и популярным темам и сюжетам китайской и японской живописи, а также различным школам (направлениям) японской живописи и отличительным техникам живописи, которые использовались внутри того или иного стиля. К основным стилям японской живописи относятся кара-э, ямато-э и выросший из ямато-э стиль кинпэкига.

Стиль – это система выразительных средств, которые используют художники для создания своих произведений. Это могут быть одни и те же темы, похожие образы и герои, либо принципы построения композиции или предпочитаемая цветовая гамма. Существует несколько критериев, по которым работы японских художников относят к тому или иному стилю. Один из таких критериев – тематический. Начиная с периода Хэйан, картины на китайские темы относились к стилю «кара-э», а картины на специфически японские, национальные темы – к «ямато-э». Другой критерий - предпочитаемая цветовая гамма. По этому критерию работы мастеров кисти разделяют на «сайсикига» (彩色画, полихромная живопись) и «суйбокуга» (水墨画, монохромная живопись тушью).

В изобразительном искусстве основные жанры определяются, прежде всего, по предмету изображения или по характеру интерпретации этого предмета. Так, развитие ямато-э в Японии в период Хэйан неразрывно связано с жанром мэйсё-э (картины известных мест) и сезонными темами, «цукинами-э» (картины сменяющихся месяцев) и «сики-э» (картины четырёх сезонов). В рамках дзенской живописи преобладающими жанрами были досякуга (даосско-буддийская живопись), катёга («цветы и птицы»), тиндзо (портреты дзенских мастеров) и сансуйга (идеализированные пейзажи). Вышеперечисленные жанры были заимствованы из китайской живописи и пользовались популярностью среди художников, работавших в основном в стиле суйбокуга (кара-э).

«Восемь видов рек Сяо и Сян» (кит. 潇湘 八景) - это красивые сцены региона Сяосян (современная китайская провинция Хунань), которые были источником вдохновения и классическим сюжетом для китайских художников и поэтов. Живописная местность, где реки Сяо и Сян впадают в озеро Дунтин, с сунской эпохи воспевалась в стихах и изображалась на известных рисунках и картинах.

Гэндзи-моногатари-эмаки (源氏物語絵巻, «Свиток с картинами на тему повести о Гэндзи») – наиболее ранняя разновидность японской живописи в жанре «гэндзи-э»: иллюстрации к придворному роману Мурасаки Сикибу «Повесть о Гэндзи», оформленные в виде горизонтального свитка (эмакимоно). В более узком смысле «Гэндзи-моногатари-эмаки» обозначает самую раннюю из сохранившихся версий эмакимоно с иллюстрациями к повести о Гэндзи, датируемую 12-м веком.

Настоящая публикация служит иллюстрированным дополнением к заметкам «Сосна как символ [в восточной культуре]» и Журавль как символ [в восточной культуре]. Здесь представлены работы японских художников с изображением журавлей и сосен. Как Журавль, так и Сосна символизируют Долголетие и Бессмертие.

В восточной культуре (как китайской, так и японской) журавль – почитаемая птица, символизирующая бессмертие, процветание, счастье, семейное счастье и даже плодовитость. В Китае журавля называют «патриархом пернатого племени», а в Японии – «достопочтенным господином журавлем». Журавль - воплощение таких нравственных качеств, как мудрость, справедливость, благородство. В китайском языке слово «журавль» созвучно со словами «мир», «согласие» и «гармония».

Росписи на дверях в храме Бёдо-ин

Ита-э (板絵, буквально «живопись на деревянных досках») - картины на стенах или дверях буддийских храмов или синтоистских святилищ.

Кано Мотонобу. Патриархи Дзен

Канга (漢画, «китайская живопись») - несколько стилей живописи, которые развивались в Японии, начиная с середины 13 века, под влиянием китайской (漢, яп. Кан) живописи, в особенности техники живописи тушью, суйбокуга (水墨画), династий Сун и Юань (宋元画, «сугенга»). Однако в самом широком употреблении термин «канга» также относится к произведениям, на которые повлияла китайская живопись династий Мин (明) и Цин (清).

Чжан Сюань. Изготовление шёлка (фрагмент)

Кара-э (唐絵) - японский термин, буквально означающий «танская живопись» (唐), то есть китайская живопись династии Тан, но в более широком смысле относящийся к китайской живописи вообще. Значение и использование термина «кара-э» неоднократно менялось в течение столетий.

Сэссю Тойо. Четыре благородных искусства

Кинкисёга (琴棋書画, кит. цинцишухуа), или котогосёга, - «четыре благородных искусства» или «четыре изящных искусства» – тема китайской и японской средневековой живописи, предметом которой были такие почитаемые китайской учёной и литературоведческой элитой изящные развлечения, как игра на Цинь (琴, яп. Кин); игра в китайские шахматы или Ци (棋, яп. Ки); практика каллиграфии – Шу (書, яп. Сё); и живопись - Хуа (画, яп. Га).

Ли Чжаодао. Путешествие Минхуана в Шу

Кинпэки сансуй (金碧山水, цзинби шаншуй), дословно - «сине-зелёно-золотой пейзаж», техника китайской живописи, использовавшаяся в сэйрёку сансуй, сине-зелёных пейзажах. Кинпэки сансуй считался в Китае декоративным придворным стилем живописи.

Гэндзи-моногатари-эмаки

Моногатари-э (物語絵, «картины к повести», «картины на тему повестей»), или э-моногатари (絵物語), - самостоятельный жанр живописи периода Хэйан. В первоначальном значении это были ручные свитки (эмакимоно), содержавшие иллюстрации к повестям (моногатари) и словесные пояснения к этим иллюстрациям (котобагаки); позднее под моногатари-э понималась живопись в различных форматах (от альбомных листов и сикиси до ширм и фусума), изображавшие сцены и персонажей из той или иной повести.

Мэйсё-э (名所絵, буквально «картины знаменитых мест») – один из тематических жанров «ямато-э», японская живопись прославленных мест (достопримечательностей) Японии в определённые характерные времена года. Наряду с сезонными темами цукинами-э («картины двенадцати месяцев») и сики-э («картины четырёх времён года») - мэйсё-э входит в число «трёх китов» ямато-э раннего периода развития.

Ситё-дзу (鷲鳥図, кит. цзюняоту) – «картины орлов и ястребов». Живопись, предметом которой, как правило, были орлы и ястребы, но иногда и другие хищные птицы.

Икэ-но Тайга. Пейзаж с павильоном (фрагмент)

Рокаку сансуй (楼閣山水, кит. логэ шаньшуй) – «пейзаж с павильоном». Пейзажная тема, изображающая многоярусную башню или смотровой павильон в окружении живописной природы.

«Песчаный берег и сосны», или «Сосны на морском берегу», (浜松図, яп. хамамацу-дзу) - разновидность жанра мэйсё-э в японской живописи «ямато–э», картины, изображающие пологий волнистый песчаный берег или песчаную косу и продуваемые ветрами сосновые деревья.

Страница 1 из 3