Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста

Чайные собрания

Наряду с «состязаниями по чаю» в XIV-XV вв. большое распространение получили «чайные собрания» (яп. тяёриай или тякай). При внешнем сходстве некоторых видов «собраний» с «состязаниями» принципиально различной была функция чаепития.

В первом случае доминировал элемент состязательности, и чай являлся (хотя зачастую декларативно) предметом спора, соревнования, борьбы. Во втором случае чаепитие служило средством единения членов данной группы собравшихся, становилось, так сказать, главным признаком общности в момент чаепития, неким общим знаменателем, ставящим участников «чайного собрания» на один уровень, в один ряд. Чаепитие как бы заключало его участников в одно кольцо. Эту сторону чайного ритуала развил и сделал основополагающим принципом действа Такэно Дзёо, второй патриарх чайной церемонии классического типа.

Среди горожан популярностью пользовались встречи за чаем для обсуждения деловых, насущных для той или иной социальной группы проблем. «Чайные собрания» использовались буддийским духовенством для неформального, выражаясь современным языком, общения с мирянами. Трапезы с питием сакэ и чая (яп. сюхантя - «сакэ-еда-чай») вошли, в частности, в обиход амидаистской школы Икко, большую часть приверженцев которой составляли выходцы из городского плебса и сельские жители. Во время трапезы монах школы объяснял положения догматики и давал присутствующим наставления по житейским вопросам. Для проведения подобных собраний создавались специальные чайные ассоциации, занимавшиеся организационными вопросами.

Как правило в таких чаепитиях использовался дешевый чай не лучших сортов, поэтому такие «собрания» именовались ункяку тякай (ункяку - «бегом облаков» -называли низкосортный чай). Конечно, не вкус чая и не эстетическая сторона привлекала людей на «чайные собрания» типа ункяку тякай. В данном случае главное значение имела, очевидно, возможность общения в неформальной обстановке вне рамок производственной деятельности и официально утвержденной социальной иерархии. Именно последняя черта ункяку тякай перешла в классическую чайную церемонию (особенно в ее сокращенный вариант, когда собравшиеся пили только «жидкий чай»). Кроме того, такие собрания сыграли огромную роль в приучении народа и прежде всего городского населения к питию чая. У городских ворот, неподалеку от буддийских храмов и синтоистских святилищ, в людных местах простой народ мог выпить чашечку чая. Такая торговля называлась «один глоток - одна монетка» (яп. иппуку-иссэн) и была очень популярна среди горожан. Все это, в свою очередь, не могло не способствовать распространению чайной церемонии в широких слоях японского общества.

* Отрывок из книги А.Н. Игнатовича «Чайное действо». Москва. Стилсервис. 2011 г., стр. 56-59