Дзёсуй Соэн (如水宗淵) – дзенский художник-монах позднего периода Муромати. Его буддийское имя – Соэн (宗淵), а псевдоним (адзана) – Дзёсуй.
Родился в провинции Сагами. Был буддийским монахом и проживал в дзенском монастыре Энгаку-дзи в Камакура. Очевидно, происходил из знатной или богатой семьи, так как входил в «западную группу» монастыря и занимал должность «дзосу» (蔵主, хранитель сутр, библиотекарь).
В 1492 году отправился в провинцию Суо, в Ямагути, где находился храм-студия Сэссю Тойо – Ункоку-ан. В течение нескольких лет он обучался живописи у семидесятилетнего мастера живописи. В 1495 году перед возвращением в Камакура Соэн попросил у Сэссю в качестве прощального дара какую-нибудь картину. В те времена существовала традиция вручать ученикам свой автопортрет или другую картину, как диплом об успешном окончании обучения. Такой диплом-сертификат служил своего рода путёвкой в жизнь для ученика-художника, удостоверяя его зрелость и способность обучать живописи других. Так появился известный «Пейзаж в технике хацубоку» кисти Сэссю, хранящийся ныне в Токийском национальном музее, на котором сам Сэссю оставил пространный комментарий.
На обратном пути Дзёсуй Соэн посетил Киото, где несколько высокопоставленных монахов из монастырей годзан сложили и начертали хвалебные комментарии (гасан) к пейзажу Сэссю.
Существует теория, что Соэн не стал возвращаться в Камакура, в монастырь Энгаку-дзи, а остался в Киото в главном дзенском монастыре системы «отокан» - Дайтокудзи. Проживая в Киото, Соэн изучал поэзию под руководством монаха Ранпа Кейси (蘭坡景茝) в одном из монастырей годзан. В Мемориальной коллекции Умэдзава (梅沢記念館蔵) хранится письмо Сэссю Тойо, адресованное в Киото Дзосуй Соэну и полное искренней заботы о своём ученике.
Немногие сохранившиеся работы Соэна говорят о том, что он работал во всех традиционных жанрах кара-э: сансуйга (идеализированный пейзаж), катёга (цветы и птицы), дзинбуцуга (портретная живопись) и досякуга (даосско-буддийская живопись).
До нашего времени дошло более 10 работ Соэна. Среди них - «Бацудабара» (跋陀婆羅) и «Пейзаж (Горы и воды)» из коллекции монастыря Энгаку-дзи, «Птицы, лотос и бамбук» (竹に叭々鳥 蓮に鶺鴒図) из коллекции Токийского национального музея, «Портрет Линь Бу» (林和靖図) (Мемориальный музей Мацунага), «Пейзаж в стиле хацубоку» из коллекции Музея искусств Метрополитэн, портерт китайского поэта Хуана Тинцзянь из коллекции Художественного музея Гото.
Несмотря на то, что Дзосуй Соэн был учеником Сэссю, стиль Соэна, как отмечают искусствоведы, гораздо мягче, чем стиль Сэссю. В сохранившихся работах Соэна более заметно влияние творчества чаньских художников династии Южная Сун - Муци и Лян Кая.