Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста

Дзёсуй Соэн. Штрихи биографии

Дзёсуй Соэн (如水宗淵) – дзенский художник-монах позднего периода Муромати. Его буддийское имя – Соэн (宗淵), а псевдоним (адзана) – Дзёсуй.

Китайский поэт и осенний пейзажДзёсуй Соэн. Китайский поэт и осенний пейзажДзёсуй Соэн. «Китайский поэт и осенний пейзаж»
Художественный музей Кливленда

Родился в провинции Сагами. Был буддийским монахом и проживал в дзенском монастыре Энгаку-дзи в Камакура. Очевидно, происходил из знатной или богатой семьи, так как входил в «западную группу» монастыря и занимал должность «дзосу» (蔵主, хранитель сутр, библиотекарь).

Птицы, лотос и бамбукДзёсуй Соэн. Птицы, лотос и бамбукДзёсуй Соэн. «Птицы, лотос и бамбук»
Токийский национальный музей

В 1492 году отправился в провинцию Суо, в Ямагути, где находился храм-студия Сэссю Тойо – Ункоку-ан. В течение нескольких лет он обучался живописи у семидесятилетнего мастера живописи. В 1495 году перед возвращением в Камакура Соэн попросил у Сэссю в качестве прощального дара какую-нибудь картину. В те времена существовала традиция вручать ученикам свой автопортрет или другую картину, как диплом об успешном окончании обучения. Такой диплом-сертификат служил своего рода путёвкой в жизнь для ученика-художника, удостоверяя его зрелость и способность обучать живописи других. Так появился известный «Пейзаж в технике хацубоку» кисти Сэссю, хранящийся ныне в Токийском национальном музее, на котором сам Сэссю оставил пространный комментарий.

Пейзаж в стиле хацубокуСэссю Тойо. Пейзаж в стиле хацубокуСэссю Тойо. Пейзаж в стиле хацубоку Сэссю Тойо. «Пейзаж в стиле хацубоку». 1495 г.
Токийский национальный музей

На обратном пути Дзёсуй Соэн посетил Киото, где несколько высокопоставленных монахов из монастырей годзан сложили и начертали хвалебные комментарии (гасан) к пейзажу Сэссю.

Существует теория, что Соэн не стал возвращаться в Камакура, в монастырь Энгаку-дзи, а остался в Киото в главном дзенском монастыре системы «отокан» - Дайтокудзи. Проживая в Киото, Соэн изучал поэзию под руководством монаха Ранпа Кейси (蘭坡景茝) в одном из монастырей годзан. В Мемориальной коллекции Умэдзава (梅沢記念館蔵) хранится письмо Сэссю Тойо, адресованное в Киото Дзосуй Соэну и полное искренней заботы о своём ученике.

Бацудабара | Китайский поэт Линь БуДзёсуй Соэн. БацудабараДзёсуй Соэн. Китайский поэт Линь БуДзёсуй Соэн. «Бацудабара» (слева)
Дзёсуй Соэн. «Китайский поэт Линь Бу» (справа)
Мемориальный музей Мицуи | Мемориальный музей Мацунага

Немногие сохранившиеся работы Соэна говорят о том, что он работал во всех традиционных жанрах кара-э: сансуйга (идеализированный пейзаж), катёга (цветы и птицы), дзинбуцуга (портретная живопись) и досякуга (даосско-буддийская живопись).

Хуан ТинцзяньДзёсуй Соэн. Хуан ТинцзяньДзёсуй Соэн. Хуан ТинцзяньДзёсуй Соэн. «Хуан Тинцзянь»
Художественный музей Гото. Токио

До нашего времени дошло более 10 работ Соэна. Среди них - «Бацудабара» (跋陀婆羅) и «Пейзаж (Горы и воды)» из коллекции монастыря Энгаку-дзи, «Птицы, лотос и бамбук» (竹に叭々鳥 蓮に鶺鴒図) из коллекции Токийского национального музея, «Портрет Линь Бу» (林和靖図) (Мемориальный музей Мацунага), «Пейзаж в стиле хацубоку» из коллекции Музея искусств Метрополитэн, портерт китайского поэта Хуана Тинцзянь из коллекции Художественного музея Гото.

Пейзаж в стиле хацубоку | ПейзажДзёсуй Соэн. Пейзаж в стиле хацубокуДзёсуй Соэн. ПейзажДзёсуй Соэн. «Пейзаж в стиле хацубоку» (слева)
Дзёсуй Соэн. «Пейзаж» (справа)
Музей искусств Метрополитэн | Художественный музей префектуры Окаяма

Несмотря на то, что Дзосуй Соэн был учеником Сэссю, стиль Соэна, как отмечают искусствоведы, гораздо мягче, чем стиль Сэссю. В сохранившихся работах Соэна более заметно влияние творчества чаньских художников династии Южная Сун - Муци и Лян Кая.