Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста

Цукинами-э

Цукинами-э (月次絵, буквально: «картины чередования месяцев / лун», литературно: «месяц за месяцем» или «луна за луной») – одна из важнейших тем японской живописи ямато-э (やまと絵) в периоды Хэйан и Камакура; картины, изображавшие последовательно, луна за луной, японские традиции, обычаи и праздники, характерные для каждого месяца года. Наряду с жанром мэйсё-э («картины знаменитых мест») и другой значимой темой японской живописи - сики-э («картины четырёх времён года») - цукинами-э входит в число «трёх китов» ямато-э раннего периода развития.

Деятельность двенадцати месяцевШкола Тоса. Деятельность двенадцати месяцевШкола Тоса. Деятельность двенадцати месяцев Школа Тоса. «Деятельность двенадцати месяцев»
Токийский национальный музей

Как и все работы в стиле ямато-э раннего периода Хэйан, цукинами-э создавались первоначально в виде пары шестипанельных складных шир, бёобу (屏風), или рисовались на раздвижных панелях сёдзи (障子) и представляли собой композиционную компоновку последовательно чередующихся сезонных сцен. К концу 10 века более популярным становится формат «ками-э», «живописи на бумаге», включавший в себя эмакимоно (絵巻物, «свитки с живописью») и альбомные листы. Например, в «Гэндзи-моногатари» (源氏物語, «Повесть о Гэндзи», глава 17), которая датируется концом 10 века, уже встречается упоминание о живописных свитках в жанре «луна за луной», а сам формат эмакимоно называется «новой живописью».

Сезонные циклы и природные явления всегда играли важную роль в жизни людей и оказывали сильное влияние на их культуру, и Япония не является исключением. С древних времен и до наших дней японский народ прославлял и отмечал красоту времён года и горечь их неизбежного завершения через многочисленные праздники и ритуалы: Приветствия весны в лунный Новый год, Созерцание цветущей сакуры, Подношения полной луне. Так же, как и «картины четырёх сезонов» (сики-э), картины «луна за луной» отражали тесную взаимосвязь человека и природы. В цукинами-э природа и её циклы не были отделены от человеческой жизнедеятельности, а органично переплетены с ней.

Сельская жизнь месяц за месяцемНеизвестный автор. Сельская жизнь месяц за месяцемНеизвестный автор. Сельская жизнь месяц за месяцем Неизвестный автор. «Сельская жизнь месяц за месяцем»
Музей искусств Метрополитэн

Сюжеты и предметы цукинами-э включали в себя новогодний обычай сбора молодых трав в лугах Касуга (春日野) возле древней столицы Нара; июньские сцены рыбной ловли с бакланами; июльский фестиваль Танабата (七夕), посвященный Млечному Пути; любование увядающими клёнами в осенние месяцы и т.д.

К сожалению, не сохранилось ни одной картины «двенадцати месяцев» периода Хэйан, но упоминания о цукинами-э содержатся в литературных произведениях той эпохи. Также в периоды Хэйан и Камакура существовала традиция прикреплять к верхним частям ширм или панелей раздвижных дверей квадратные листы из плотной цветной бумаги, называемые «сикиси» или «сикисигата». На этих «сикиси» помещалась комментарии к картинам: обычная каллиграфия или поэзия в стиле вака. Содержание комментариев было напрямую связано с картинами, к которым они были прикреплены. Так вот, многие из таких «сикиси» сохранились и дают нам представление о названиях и сюжетах живописных композиций.

Деятельность двенадцати месяцевШкола Тоса. Деятельность двенадцати месяцевШкола Тоса. Деятельность двенадцати месяцев Школа Тоса. «Деятельность двенадцати месяцев»
Токийский национальный музей

Сезонные темы ямато-э оказали сильное влияние на другие стили и жанры японской живописи. В ранний период Камакура в результате симбиоза традиционно китайского жанра живописи «цветы и птицы» и специфически японской темы «месяц за месяцем» появились «картины цветов и птиц двенадцати месяцев», а в период Муромати даже среди художников, работавших преимущественно в стиле суйбокуга, огромной популярностью пользовались «пейзажи четырёх сезонов» и «цветы и птицы четырёх сезонов» (сики-катё-дзу).

Деятельность двенадцати месяцевШкола Тоса. Деятельность двенадцати месяцевШкола Тоса. Деятельность двенадцати месяцев Школа Тоса. «Деятельность двенадцати месяцев»
Токийский национальный музей

Самые ранние дошедшие до нас образцы цукинами-э относятся к позднему периоду Муромати; один из примеров - одиночная восьмипанельная ширма в Токийском национальном музее, созданная анонимным художником школы Тоса (土佐派). Она содержит сцены с изображением современных автору видов жизнедеятельности, таких как охота с собаками, которая была популярна среди самурайского сословия (что отражало новые политические реалии Японии).

Деятельность двенадцати месяцевШкола Тоса. Деятельность двенадцати месяцевШкола Тоса. Деятельность двенадцати месяцев Школа Тоса. «Деятельность двенадцати месяцев»
Токийский национальный музей

Существует также копия одной из утерянной пары шестистворчатых ширм, авторство которых приписывается Тоса Мицунобу (土佐光信, 1469-1522). Копия, созданная в 19 веке, относится по существу к более позднему жанру японской живописи сайрэй-дзу (祭礼図, «картины фестивалей»), зародившемуся под влиянием ранних цукинами-э периода Хэйан.

Фестивали двенадцати месяцевТоса Мицунобу. Фестивали двенадцати месяцев Тоса Мицунобу. «Фестивали двенадцати месяцев»
Токийский национальный музей

В конце периода Муромати и в период Адзути-Момояма возникли и развивались сразу несколько новых жанров живописи, так или иначе связанных с живописью ямато-э. Например, вышеупомянутый сайрэй-дзу («картины фестивалей»), ракутю-ракугай-дзу («картины со сценами Киото и его окрестностей»), юраку-дзу (遊楽図, «картины развлечений») и сёкунин-дзукуси-дзу (職人尽図), портреты людей, занимающихся профессиональной деятельностью. Все эти жанры получили общее название фудзокуга (風俗画), и каждый из них часто содержал элементы сезонных тем, в том числе цукинами-э. Так, на картинах со сценами Киото и его окрестностей часто изображался июльский фестиваль Гион, а сам жанр стал развитием «живописи знаменитых мест» (мэйсё-э). На «картинах развлечений» часто изображались сцены любования цветущей сакурой или осенними клёнами, что явно ассоциировалось со сценами цукинами-э и традиционными сюжетами мэйсё-э. В качестве примеров можно привести композицию из двух шестистворчатых ширм, приписываемых кисти Ункоку Тогана - «Любование цветением сакуры» и «Ястребиная охота» или работу Кано Хидэёри (狩野秀頼, ? - 1557) «Любование осенними клёнами на горе Такао».

Любование цветением сакуры | Ястребиная охотаУнкоку Тоган. Любование цветением сакурыУнкоку Тоган. Ястребиная охота Ункоку Тоган. «Любование цветением сакуры» (вверху)
Ункоку Тоган. «Ястребиная охота» (внизу)
Художественный музей МОА. Атами
Любование осенними клёнами на горе ТакаоКано Хидэёри. Любование осенними клёнами на горе ТакаоКано Хидэёри. «Любование осенними клёнами на горе Такао»
Токийский национальный музей

Хотя первые образцы «картин со сценами Киото» и «картин фестивалей» и были предположительно созданы видным представителем школы Тоса – Тоса Мицунобу, дальнейшее развитие этих жанров вышло за рамки этой художественной школы и было подхвачено другими известными школами, такими как школа Кано («Веселье под цветущими сакурами» Кано Наганобу) и школа Кайхо («Фестивали Хиэ Санно и Гион» кисти Кайхо Юсэцу).

Веселье под цветущими сакурамиКано Наганобу. Веселье под цветущими сакурамиКано Наганобу. Веселье под цветущими сакурами Кано Наганобу. «Веселье под цветущими сакурами»
Музей Нанбан (префектура Хёго) и Художественный музей Сантори (Токио)
Картина фестивалей Хиэ Санно и ГионКайхо Юсэцу. Картина фестиваля Хиэ СанноКайхо Юсэцу. Картина фестиваля ГионКайхо Юсэцу. «Картина фестиваля Хиэ Санно» (вверху)
Кайхо Юсэцу. «Картина фестиваля Гион» (внизу)
Фонд Сэнъоку Хакукокан | Общество сохранения Хатиманьяма

Еще один образец «картин фестивалей двенадцати месяцев», пара шестистворчатых ширм, написанных в ранний период Эдо, принадлежит кисти Ханабуса Иттё (英 一蝶, 1652–1724), художника из школы Нанга.

Праздники и фестивали двенадцати месяцевХанабуса Иттё. Праздники и фестивали двенадцати месяцевХанабуса Иттё. Праздники и фестивали двенадцати месяцев Ханабуса Иттё. «Праздники и фестивали двенадцати месяцев»
Бостонский музей изящных искусств

В период Эдо тема «двенадцати месяцев» пережила настоящий ренессанс в творчестве художников укиё-э (浮世絵). Один из первопроходцев укиё-э Окумура Масанобу (1686–1764) создал в начале 18-го века серии гравюр «Обычаи двенадцати месяцев» и «Обычаи Квартала удовольствий двенадцати месяцев». Кацукава Сюнсё (勝川春章, 1726-1792) стал автором серии «Популярные обычаи двенадцати месяцев».

Существуют версии «Двенадцати месяцев» Судзуки Харунобу (鈴木春信, 1725-1770), и его учеников, Исода Корюсая (礒田湖龍斎, 1735—1790) и Тории Киёнага (鳥居清長, 1752—1815). Последний создал знаменитую серию гравюр «Двенадцать месяцев Юга», состоявшую из двенадцати диптихов. К сожалению, из этой серии сохранились лишь отдельные листы.

Двенадцать месяцев Юга
Тории Киёнага. «Двенадцать месяцев Юга». Третий месяц
Тории Киёнага. «Двенадцать месяцев Юга». Четвёртый месяц
Тории Киёнага. «Двенадцать месяцев Юга». Пятый месяц
Тории Киёнага. «Двенадцать месяцев Юга». Седьмой месяц
Тории Киёнага. «Двенадцать месяцев Юга». Восьмой месяц
 

Теме «двенадцати месяцев» посвятили свои серии гравюр Китагава Утамаро (喜多川歌麿, 1753-1806), Утагава Тоёкуни (1769–1825, «Танцы двенадцати месяцев»), Утагава Тоёхиро (1773–1828), Утагава Кунисада I (1786–1864), Утагава Куниёси (1797–1861) и многие другие художники этого направления.