Цукинами-э (月次絵, буквально: «картины чередования месяцев / лун», литературно: «месяц за месяцем» или «луна за луной») – одна из важнейших тем японской живописи ямато-э (やまと絵) в периоды Хэйан и Камакура; картины, изображавшие последовательно, луна за луной, японские традиции, обычаи и праздники, характерные для каждого месяца года. Наряду с жанром мэйсё-э («картины знаменитых мест») и другой значимой темой японской живописи - сики-э («картины четырёх времён года») - цукинами-э входит в число «трёх китов» ямато-э раннего периода развития.
Как и все работы в стиле ямато-э раннего периода Хэйан, цукинами-э создавались первоначально в виде пары шестипанельных складных шир, бёобу (屏風), или рисовались на раздвижных панелях сёдзи (障子) и представляли собой композиционную компоновку последовательно чередующихся сезонных сцен. К концу 10 века более популярным становится формат «ками-э», «живописи на бумаге», включавший в себя эмакимоно (絵巻物, «свитки с живописью») и альбомные листы. Например, в «Гэндзи-моногатари» (源氏物語, «Повесть о Гэндзи», глава 17), которая датируется концом 10 века, уже встречается упоминание о живописных свитках в жанре «луна за луной», а сам формат эмакимоно называется «новой живописью».
Сезонные циклы и природные явления всегда играли важную роль в жизни людей и оказывали сильное влияние на их культуру, и Япония не является исключением. С древних времен и до наших дней японский народ прославлял и отмечал красоту времён года и горечь их неизбежного завершения через многочисленные праздники и ритуалы: Приветствия весны в лунный Новый год, Созерцание цветущей сакуры, Подношения полной луне. Так же, как и «картины четырёх сезонов» (сики-э), картины «луна за луной» отражали тесную взаимосвязь человека и природы. В цукинами-э природа и её циклы не были отделены от человеческой жизнедеятельности, а органично переплетены с ней.
Сюжеты и предметы цукинами-э включали в себя новогодний обычай сбора молодых трав в лугах Касуга (春日野) возле древней столицы Нара; июньские сцены рыбной ловли с бакланами; июльский фестиваль Танабата (七夕), посвященный Млечному Пути; любование увядающими клёнами в осенние месяцы и т.д.
К сожалению, не сохранилось ни одной картины «двенадцати месяцев» периода Хэйан, но упоминания о цукинами-э содержатся в литературных произведениях той эпохи. Также в периоды Хэйан и Камакура существовала традиция прикреплять к верхним частям ширм или панелей раздвижных дверей квадратные листы из плотной цветной бумаги, называемые «сикиси» или «сикисигата». На этих «сикиси» помещалась комментарии к картинам: обычная каллиграфия или поэзия в стиле вака. Содержание комментариев было напрямую связано с картинами, к которым они были прикреплены. Так вот, многие из таких «сикиси» сохранились и дают нам представление о названиях и сюжетах живописных композиций.
Сезонные темы ямато-э оказали сильное влияние на другие стили и жанры японской живописи. В ранний период Камакура в результате симбиоза традиционно китайского жанра живописи «цветы и птицы» и специфически японской темы «месяц за месяцем» появились «картины цветов и птиц двенадцати месяцев», а в период Муромати даже среди художников, работавших преимущественно в стиле суйбокуга, огромной популярностью пользовались «пейзажи четырёх сезонов» и «цветы и птицы четырёх сезонов» (сики-катё-дзу).
Самые ранние дошедшие до нас образцы цукинами-э относятся к позднему периоду Муромати; один из примеров - одиночная восьмипанельная ширма в Токийском национальном музее, созданная анонимным художником школы Тоса (土佐派). Она содержит сцены с изображением современных автору видов жизнедеятельности, таких как охота с собаками, которая была популярна среди самурайского сословия (что отражало новые политические реалии Японии).
Существует также копия одной из утерянной пары шестистворчатых ширм, авторство которых приписывается Тоса Мицунобу (土佐光信, 1469-1522). Копия, созданная в 19 веке, относится по существу к более позднему жанру японской живописи сайрэй-дзу (祭礼図, «картины фестивалей»), зародившемуся под влиянием ранних цукинами-э периода Хэйан.
В конце периода Муромати и в период Адзути-Момояма возникли и развивались сразу несколько новых жанров живописи, так или иначе связанных с живописью ямато-э. Например, вышеупомянутый сайрэй-дзу («картины фестивалей»), ракутю-ракугай-дзу («картины со сценами Киото и его окрестностей»), юраку-дзу (遊楽図, «картины развлечений») и сёкунин-дзукуси-дзу (職人尽図), портреты людей, занимающихся профессиональной деятельностью. Все эти жанры получили общее название фудзокуга (風俗画), и каждый из них часто содержал элементы сезонных тем, в том числе цукинами-э. Так, на картинах со сценами Киото и его окрестностей часто изображался июльский фестиваль Гион, а сам жанр стал развитием «живописи знаменитых мест» (мэйсё-э). На «картинах развлечений» часто изображались сцены любования цветущей сакурой или осенними клёнами, что явно ассоциировалось со сценами цукинами-э и традиционными сюжетами мэйсё-э. В качестве примеров можно привести композицию из двух шестистворчатых ширм, приписываемых кисти Ункоку Тогана - «Любование цветением сакуры» и «Ястребиная охота» или работу Кано Хидэёри (狩野秀頼, ? - 1557) «Любование осенними клёнами на горе Такао».
Хотя первые образцы «картин со сценами Киото» и «картин фестивалей» и были предположительно созданы видным представителем школы Тоса – Тоса Мицунобу, дальнейшее развитие этих жанров вышло за рамки этой художественной школы и было подхвачено другими известными школами, такими как школа Кано («Веселье под цветущими сакурами» Кано Наганобу) и школа Кайхо («Фестивали Хиэ Санно и Гион» кисти Кайхо Юсэцу).
Еще один образец «картин фестивалей двенадцати месяцев», пара шестистворчатых ширм, написанных в ранний период Эдо, принадлежит кисти Ханабуса Иттё (英 一蝶, 1652–1724), художника из школы Нанга.
В период Эдо тема «двенадцати месяцев» пережила настоящий ренессанс в творчестве художников укиё-э (浮世絵). Один из первопроходцев укиё-э Окумура Масанобу (1686–1764) создал в начале 18-го века серии гравюр «Обычаи двенадцати месяцев» и «Обычаи Квартала удовольствий двенадцати месяцев». Кацукава Сюнсё (勝川春章, 1726-1792) стал автором серии «Популярные обычаи двенадцати месяцев».
Существуют версии «Двенадцати месяцев» Судзуки Харунобу (鈴木春信, 1725-1770), и его учеников, Исода Корюсая (礒田湖龍斎, 1735—1790) и Тории Киёнага (鳥居清長, 1752—1815). Последний создал знаменитую серию гравюр «Двенадцать месяцев Юга», состоявшую из двенадцати диптихов. К сожалению, из этой серии сохранились лишь отдельные листы.
Теме «двенадцати месяцев» посвятили свои серии гравюр Китагава Утамаро (喜多川歌麿, 1753-1806), Утагава Тоёкуни (1769–1825, «Танцы двенадцати месяцев»), Утагава Тоёхиро (1773–1828), Утагава Кунисада I (1786–1864), Утагава Куниёси (1797–1861) и многие другие художники этого направления.