Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста

Кэйсон. Картины

Кэйсон (啓孫, 16 век) – японский дзен-буддийский художник-монах позднего периода Муромати (периода Сэнгоку), чья жизнь и творчество были связаны с регионом Канто (район города Камакура) в Восточной Японии.

Семь мудрецов в бамбуковой рощеКэйсон. Семь мудрецов в бамбуковой рощеКэйсон. «Семь мудрецов в бамбуковой роще»
Токийский Национальный музей

Хотя количество сохранившихся до наших дней работ Кэйсона значительно больше, чем работ других художников того же периода, ясности в его биографию это не добавляет. Никаких документов, касающихся жизни Кэйсона, пока не найдено, но картины с его печатями свидетельствуют, что он был разносторонним художником, искусным в пейзажном жанре (сансуйга), портретной живописи (дзинбуцуга), даосско-буддийской живописи (досякуга) и жанре «цветы и птицы» (катёга).

Семь мудрецов в бамбуковой рощеКэйсон. Семь мудрецов в бамбуковой роще. ФрагментКэйсон. «Семь мудрецов в бамбуковой роще». Фрагмент
Токийский Национальный музей

Стиль живописи и творческое имя художника позволяет искусствоведам уверенно предположить, что Кэйсон принадлежал художественной школе Кенко Сёкэя (賢江祥啓, середина 15 в. – начало 16 в.). Точно не известно, учился ли Кэйсон непосредственно у Сёкэя или просто был его последователем, но не вызывает сомнений, что творчество Сёкэя оказало сильнейшее влияние на Кэйсона как художника. Как это было принято у учеников какой-либо художественной школы, первый иероглиф своего имени (啓, «Кэй») Кэйсон заимствовал из имени своего учителя Сёкэя (祥啓), обозначая тем самым принадлежность к Школе Сёкэя и преемственность собственного творчества с творчеством учителя.

Семь мудрецов в бамбуковой рощеКэйсон. Семь мудрецов в бамбуковой роще. ФрагментКэйсон. «Семь мудрецов в бамбуковой роще». Фрагмент
Токийский Национальный музей

Свои работы он скреплял печатями «Кэйсон (啓孫)» и «Хогэн» (法眼). Последняя с огромной долей вероятности указывает на то, что Кэйсон в отличие от большинства дзенских художников того периода, принадлежавших к школе Риндзай, сам был последователем линии Хогэн, не имевшей в Японии широкого распространения. Однако две из сохранившихся работ Кэйсона скреплены печатью «Кюгэсай» (休月斎). Первая и более известная работа - это хранящийся в Музее префектуры Тотиги триптих, состоящий из картины «Трое смеющихся в тигровой балке» и двух пейзажей. Вторая работа - картина «Ветка сливы и нарциссы» из коллекции Центра изобразительных искусств Сэйнсбери (Англия). Исследователи отмечают, что начертание иероглифа «Сай, 斎» в псевдониме «Кюгэсай» повторяет начертание иероглифа в менее известном творческом псевдониме его учителя Сёкэя – «Хинракусай» (貧楽斎).

ОвощиКэйсон. ОвощиКэйсон. «Овощи»
Художественный музей Нэдзу

Долгое время все работы художников региона Канто периода Сэнгоку, использовавших в своём творчестве псевдонимы с иероглифом «Кэй» (啓), идентифицировались как работы Кенко Сёкэя («Кэйсёки»). Среди этих художников – многие последователи Сёкэя, например, Кэйбоку (啓牧) и Кэй Сэсай (啓拙斎). Не избежал этой участи и Кэйсон. Все его работы рассматривались как произведения Кенко Сёкэя, а Кэйсон как реально существовавшая личность не упоминался даже в книгах 17 века.

Среди сохранившихся работ Кэйсона, находящихся в открытом доступе, наиболее известны триптих «Трое смеющихся в тигровой балке» (虎渓三笑・山水図); роспись ширмы (бёобу-э) «Семь мудрецов в бамбуковой роще» (竹林七賢図屏風) из коллекции Токийского Национального музея; «Кандзан и Дзиттоку» (寒山拾得図) из коллекции храма Хонподзи (本法寺) и «Даосские Бессмертные Чжан Гуолао, Ли Тегуай и Люй Дунбинь» (張果老・鉄拐・呂洞賓図) из Собрания Токиваяма (常盤山文庫).

Ветка сливы | Дарума | Трое смеющихсяКэйсон. Ветка сливы и нарциссыКэйсон. Дарума (Бодхидхарма)Кэйсон. Трое смеющихся в тигровой балке Кэйсон. 16 век
«Ветка сливы и нарциссы». Центр изобразительных искусств Сэйнсбери (слева)
«Дарума (Бодхидхарма)». Художественный музей Итабаси (в центре)
«Трое смеющихся в тигровой балке». Музей префектуры Тотиги (справа)

Триптих (санпукуцуй) «Трое смеющихся в тигровой балке», как уже упоминалось, хранится в коллекции Музея префектуры Тотиги (Уцуномия). Санпукуцуй (三幅対, буквально «три отреза» или «три полотна») - уникальный, чисто японский, формат живописи, который зародился и стал популярным в период Муромати и представлял собой художественную композицию из трёх, как правило, вертикальных свитков (какэмоно). На центральном свитке изображались портреты мудрецов, отшельников, Даосских Бессмертных и иных представителей даосско-буддийского пантеона. А справа и слева помещались свитки в жанре катёга («цветы и птицы») или «сансуйга» (идеализированный пейзаж, буквально «горы-воды»). Считается, что такой формат произошёл от традиционных в буддийской живописи триптихов, изображающих Будду и двух Бодхисаттв по краям.

Кандзан и Дзиттоку (Ханьшань и Шидэ)Кэйсон. Кандзан и Дзиттоку (Ханьшань и Шидэ)Кэйсон. Кандзан и Дзиттоку (Ханьшань и Шидэ). ФрагментКэйсон. «Кандзан и Дзиттоку (Хань-шань и Шидэ
Музей искусств Метрополитэн

Самый известный пример художественной композиции в этом формате - триптих Муци (конец 13 - начало 14 века), китайского художника времён династии Южная Сун. В настоящее время этот триптих находится в коллекции дзенского монастыря Дайтокудзи в Киото. На центральном свитке изображена китайская богиня милосердия Гуаньинь (яп. Каннон) в белых одеждах, которую в буддийской традиции отождествляли с Бодхисаттвой Авалокитешварой, а на боковых свитках - обезьяна и журавль. Принято считать, что первоначально это были три самостоятельные работы Муци, которые были объединены в триптих позднее, когда они уже попали в Японию.

Гуаньинь, обезьяна и журавльМу Ци. Гуаньинь, обезьяна и журавль Муци Фачан. «Гуаньинь, обезьяна и журавль»
Монастырь Дайтокудзи. Киото

Самым ранним японским примером санпукуцуй является работа 14 века кисти Гукей Уэ «Каннон в белых одеяниях» (Ямато Бункакан, Нара), сопровождаемая двумя свитками с пейзажами (частная коллекция, Япония).

В триптихе Кэйсона «Трое смеющихся в тигровой балке» на центральном свитке изображёны герои популярного сюжета китайского фольклора: поэт Тао Юаньмин (陶淵明, 365-447), даос Лу Сюцзин (陸修静, 406-477) и буддийский монах-учёный, основатель школы «Общество Белого лотоса», Хуэйюань (慧遠, 334-416), жившие в Империи Восточная Цзинь (東晉, 317-420 годы) в эпоху Шести династий; на боковых свитках нарисованы пейзажи, которые почти идентичны паре пейзажей Кэйсона из коллекции Музея искусств Метрополитэн («Пейзажи четырёх сезонов»), за исключением того, что в них отсутствуют сезонные мотивы.

Пейзаж четырёх сезоновКэйсон. Пейзаж четырёх сезоновКэйсон. Пейзаж четырёх сезоновКэйсон. «Пейзаж четырёх сезонов»
Музей искусств Метрополитэн

Существует ещё один триптих кисти Кэйсона, ранее находившийся в коллекции маркиза Симадзу, где на центральном свитке изображён шестой чаньский патриарх, а на боковых свитках – картины в жанре «цветы и птицы».

Внимательное изучение манеры живописи Кэйсона привело исследователей к выводу, что он был наиболее самобытным художником из плеяды последователей Кенко Сёкэя. Во многом следуя стилю учителя, Кэйсон создавал более громоздкие художественные композиции и использовал более сложный рисунок линий. В ряде его работ портретного жанра и жанра «цветы и птицы» чувствуется влияние Тюана Синко (仲安真康), учителя живописи Кенко Сёкэя.

В период Эдо художники школы Кано создавали много копий картин мастеров школы Сёкэй-ха. И хотя на всех этих копиях ставилась печать «Кэйсёки», ряд этих картин демонстрирует скорее стиль Кэйсона, чем стиль его учителя Сёкэя.