Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Храм Мандзу-дзи в Киото

Лабиринты хронологии

Если попытаться собрать воедино все имеющиеся сведения о художнике и составить на их основе описание его жизни, то внимательного читателя подобное описание поставит в тупик. Ведь существуют явные противоречия между отдельными фактами его биографии. Попытаемся разобраться, какие факты из жизни Тэссю являются очевидно недостоверными, а какие «вписываются» в общую канву повествования.

Авторы статьи о Тэссю в японской википедии дают следующие сведения о его поездке в Китай. Тэссю отправился в Китай, когда ему было чуть за двадцать, чтобы продолжить изучение Дзэн и получить наставления от некоторых из самых уважаемых монахов Чань того периода. Поездка состоялась в период с 1335 по 1341 годы, Тэссю посетил многих китайских мастеров Чань и среди них - Гулинь Цинмао (古林清茂, яп. Курин Сеймо, 1262-1329), Чжутянь Усинь (竺田悟心), Гучжи Цинчжэ (古智慶哲), Наньчу Шишуо (南楚師説, ?-?) и Юэцзян Чжэнинь (月江正印, 1267 - 1352[?]). Тэссю посетил также столицу Китая, жил в императорском дворе, и получил от наследного принца Шуньзона1 (яп. Дзуньсона) имя «Мастер Энцу (Энцу Даиси)».

Теперь проанализируем эти сведения. Начнем с принца Шуньзона. Известно, что наследный принц Шуньзон умер в 1292 (!) году, за два года до смерти основателя Империи Юань, хана (императора) Хубилая. На основе этого факта нам придется сделать ряд очень смелых предположений касательно жизни Тэссю Токусая.

Во-первых, что Тэссю родился во второй половине 13 века, ориентировочно в конце 60-х годов, а значит, прожил очень долгую жизнь – почти 100 лет. Ведь известно, что умер он в 1366 году.

Во-вторых, что в Китае он побывал либо дважды, либо один раз и тогда датировка его поездки в Китай в период с 1335 по 1341 год является недостоверной. Если он побывал в Китае дважды, то первый раз - в двадцатилетнем возрасте (как пишут), в конце 80-х – начале 90-х годов 13 века, когда принц Шуньзон был еще жив. Тэссю был бы тогда ровесником Шуньзона, и предположение, что они тесно общались, и Шуньзон дал ему прозвище «Мастер Энцу» кажется вполне допустимым и правдоподобным.

Но в целом эта версия вступает в серьезное противоречие с другими краеугольными фактами биографии Тэссю. Все источники, без исключения, настаивают на том, что Тэссю учился в Китае под руководством Гулинь Цинмао, а после возвращения в Японию стал хоси2 известного японского мастера Дзен Мусо Сосэки. Факты биографии этих двух великих мастеров хорошо известны. Годы жизни Гулинь Цинмао - с 1262 по 1329. Годы жизни Мусо Сосэки - с 1275 по 1351.

Если мы предполагаем, что Тэссю совершил поездку в Китай в конце 80-х – начале 90-х годов 13 века, когда принц Шуньзон был еще жив, то Гулину Цинмао в эти годы не было еще и 30 лет. Известно, что после смерти своего учителя, Энчжуана Ругона, в 1289 году Гулинь Цинмао много странствовал и, как говорят, побывал в Японии. То есть в конце 80-х – начале 90-х годов 13 века он еще не был легендарным Мастером Чань, к которому стремились многие дзенские монахи из Китая и Японии…

Мусо Сосэки родился в 1275 году. Предположение, что Учитель (Мусо Сосэки) был младше своего ученика (Тэссю Токусая) теоретически допустимо, но практически также маловероятно. Разумно предположить, что Тэссю был младше своего японского мастера Дзен, а значит, вряд ли он родился в конце 60-х годов 13 века.

Таким образом, мы склоняемся к тому, чтобы признать «историю» о принце Шуньзоне недостоверной. Возможно, Тэссю Токусай и посещал императорский двор в Китае. Возможно, получил там имя «Мастер Энцу (Энцу Даиси)», но не от принца Шуньзона.

Когда мы уже закончили писать этот небольшой обзор, вскрылись обстоятельства, которые привели авторов статьи в японской википедии к этой ошибке. Имя «Мастер Энцу (Энцу Даиси)» Тэссю действительно получил не от принца Шуньзона (順宗), а от Шуньди (順帝). Шуньди (яп. Дзуньтей) – посмертное имя последнего императора династии Юань Тогон-Тэмура. Он родился в 1320 году, взошёл на трон в 13 лет, в 1333 году и правил по 1370 год. Авторы материала о Тэссю в японской википедии ошиблись в одном иероглифе!

Следующий сомнительный факт биографии – датировка поездки Тэссю в Китай. Если принять допущение, что поездка в Китай Токусая состоялась в 1335-1341 годах, и «ему было чуть за двадцать», то это создаёт очередные трудности. Во-первых, из этого следует, что Тэссю родился в начале 10-х годов 14-го столетия, а значит, срок жизни Тэссю сокращается до 55 лет, что крайне нехарактерно для биографий дзенских га-со того времени. Во-вторых, факт учебы у чаньского мастера Гулинь Цинмао также тогда нужно признать недостоверным. Ведь Цинмао умер в 1329 году, за 6 лет до указываемого времени приезда Тэссю в Китай.

И в нашем лабиринте возникает новая развилка! Либо Тэссю учился у Гулинь Цинмао, и тогда его поездка в Китай состоялась раньше: в 20-е годы 14-го века.

Либо Тэссю Токусай ездил в Китай в 1335-1341 годах. Тогда он не посещал чаньского мастера Гулинь Цинмао, так как последнего уже не было в живых. И Тэссю (так же как и Мокуан Рэйен) учился в монастыре Беньцзе у Ляоань Цинъюя (яп. Рёан Сейоку, 1288-1363), который слыл лучшим учеником мастера Гулинь Цинмао и возглавил монастырь после смерти учителя.

С учетом того, что все источники, без исключения, настаивают на том, что Тэссю учился под руководством Гулинь Цинмао, первую версию следует признать более убедительной! А значит, либо он пробыл в Китае очень долго (около 20 лет), либо ездил туда дважды, первый раз – в двадцатых годах 14-го века (когда учился у Гулинь Цинмао), второй - с 1335 по 1344 годы, согласно официальным сведениям.

Какая бы из этих двух гипотез не оказалось верной, факт того, что первая поездка Тэссю в Китай состоялась с 1335 по 1341 годы, следует признать недостоверным.

И коснемся ещё одного пункта – даты возвращения Тэссю в Японию. Мы обнаружили несколько вариантов датировки этого события: 1341, 1342 и 1344 годы.

До наших дней дошли свитки с образцами каллиграфии чаньских мастеров с прощальными напутствиями в адрес Тэссю Токусая. Первый свиток - единственный дошедший до нас образец каллиграфии Нанчу, начертанный мастером осенью 1342 года. Это традиционное прощальное напутствие в адрес ученика - Тэссю Токусая, закончившего обучение и покидающего храм. Свиток хранится в Мемориальном музее Хатакеяма и обозначен как важное культурное достояние Японии.

Прощальное напутствиеНаньчжу Шишу. Прощальная гатха для Тэссю Наньчжу Шишу
Прощальная гатха для Тэссю

Второй свиток с прощальным посланием в адрес Тэссю принадлежит кисти чаньского мастера Юэцзян Чжэниня. Свиток хранится в коллекции Музея Искусств Гото и датируется 1343 годом (эта дата указана на самом свитке рукой мастера).

Прощальная гатха для ТэссюЮэЦзян Чжэнинь. Прощальная гатха для Тэссю Юэцзян Чжэнинь. Прощальная гатха для Тэссю

Значит, 1341 и 1342 годы как даты возвращения Токусая на родину являются недостоверными, и вполне уверенно можно говорить о 1344 годе как о времени возвращения Тэссю в Японию.

И подведём итоги нашего небольшого научного «расследования».

По нашей версии Тэссю родился в конце 13-го века. Его поездка в Китай состоялась в начале или середине 20-х годов (действительно в двадцатилетнем возрасте). Тэссю пробыл там достаточно долго (около 20 лет) и вернулся в Японию в 1344 году.

1 Шуньзон (順宗,яп. Дзунсон, 1264-1292) – посмертное имя члена императорской семьи хана Хубилая - Дармабала (Darmabala). Он был вторым сыном наследного принца Кима, который был главой семьи. После смерти своего отца Кима Шуньзон должен был стать потенциальным преемником своего деда Хубилая. Но он умер в молодом возрасте, не дожив до 30 лет.
2 Хоси – дзенский ученик, унаследовавший учение своего учителя. Этот термин используется в основном в дзэн и эзотерическом буддизме. В дзэн оно произносится как «Хацу-су» или «Хако-су». В некоторых случаях это также произносится как «Хоси».