Исторические документы не сохранили информации о том, когда именно и при каких обстоятельствах Наохару (Ункоку Тоган) встал на стезю художника. Мы знаем, что отказавшись от пути самурая, он отправился в Киото, чтобы обучаться живописи у мастеров школы Кано. Говорят, что его учителями был Кано Сёэй (狩野松栄, 1519-1592) или Кано Эйтоку (狩野永徳, 1543-1590), хотя документальных подтверждений этого факта не сохранилось.
В предыдущем материале уже упоминались обнаруженные в последние годы официальные документы клана Мори с подписью «Кано Тоган». Это подтверждает достаточно тесную связь Тогана со школой Кано, позволявшую ему публично относить себя к этой школе живописи и использовать её фамильное имя.
В 1593 году глава клана Мори, владелец знаменитого «Длинного свитка пейзажей» Сэссю Тойо, поручил Кано Тогану сделать копию этого свитка. (Оба этих свитка, оригинал и копия кисти Тогана, и ныне хранятся в Музее семьи Мори в Ямагути). После успешного исполнения Тоганом данного поручения Тэрумото Мори предоставил ему в пользование храм-студию Сэссю - Ункоку-ан («Храм Долины Облаков») и жалование в 100 коку годового дохода.
Унаследовав Ункоку-ан, Тоган раз и навсегда связал свою творческую судьбу и творческую судьбу основанной им школы с именем и творчеством Сэссю Тойо. Тоган изменил свою фамилию на «Ункоку» и посвятил себя передаче стиля живописи Сэссю последующим поколениям.
В трудах по истории японской живописи периода Эдо содержится информация, что Тоган называл себя «Сэссю в третьем поколении» и что он соперничал с Хасэгава Тохаку за право считаться творческим наследником Сэссю. Сам Тоган подписывал свои работы как «Тоган, младший внук Сэссю».
Ункоку Тоган формализовал стиль пейзажей Сэссю, выработав в итоге свой собственный характерный стиль. Картины Тогана, на которые сильно повлияло творчество Сэссю, обычно датируются периодом после 1595 года, хотя с работами Сэссю он, очевидно, был знаком и до этого времени и, возможно, даже встречался с некоторыми из его учеников. После того, как Тоган унаследовал мастерскую Сэссю, стиль и тематика его картин стали выдерживаться в традициях дзенской живописи, расцвет которой пришёлся на середину периода Муромати (15 век). Тем не менее, Тоган получил серьёзные поддержку и покровительство своей работе в Западной Японии и в Киото, что позволило ему утвердиться в качестве законного наследника Сэссю в период Момояма, когда жили и творили Кано Эйтоку, Хасэгава Тохаку, Кайхо Юсё, Сога Тёкуан и другие художники, практиковавшие китайский стиль живописи (кара-э).
До наших дней дошло немало картин Ункоку Тогана, созданных в традициях дзенской живописи периода Муромати, – «горы и потоки» (сансуйга) в стиле Сэссю, портретная живопись (дзинбуцуга) и даосско-буддийская живопись (досякуга) в стиле Лян Кая. Хотя Тоган и считался преемником стремительного стиля живописи тушью Сэссю, многие из его картин имеют аккуратный и элегантный стиль и упорядоченную композицию.
Среди таких работ в жанре сансуйга хорошо известны росписи ширм «Пейзажи четырёх сезонов» из коллекций Токийского национального музея и Музея искусств Метрополитэн, «Восемь видов рек Сяо и Сян» из коллекции Галереи искусств Фрир, пейзажи из коллекций Национального музея Киото, Бостонского музея изящных искусств и Художественного музея префектуры Ямагути.
Из работ в жанре катёга («цветы и птицы») помимо известных фусума-э «Вороны и сливовое дерево» из коллекции Национального музея Киото следует упомянуть росписи ширм (бёобу-э) «Олени» из коллекции Исторического музея Киккава.
Репрезентативными работами Тогана в жанре досякуга являются портреты Дарумы (Бодхидхармы), портрет Хотэя из коллекции храма Генсайдзи, «Сянь-цзы, поедающий креветок» из коллекции Музея искусств Метрополитэн, «Чжун Куй, повелитель духов» из коллекции Британского музея.
Жанр дзинбуцуга представлен портретами неизвестного кугэ (придворного аристократа) и портретом чайного мастера Симая Сосицу (島井宗室, 1539-1615).
Являясь творческим наследником Сэссю и хранителем его стиля, Тоган в то же время создавал картины в декоративных стилях канга и кинпэки, которые стали популярными в периоды Сэнгоку и Момояма, благодаря творчеству представителей официальной школы Кано (особенно Кано Эйтоку). К таким работам относятся фусума-э «Вороны и сливовое дерево» (梅に鴉図) в стиле кинпэки из коллекции Национального музея Киото, пара ширм «Любование цветущей сакурой» и «Ястребиная охота» из коллекции Художественного музея МОА, несколько работ в жанре «гунма-дзу» (картины с изображением пасущихся лошадей, разновидность жанра «цветы и птицы»). Менее известны росписи ширм в стиле кинпэки «Павлин и пионы» из коллекции монастыря Тохарудзи в Ямагути и «Пейзаж четырёх сезонов», хранящиеся в частной коллекции. Все эти работы отражают профессиональный уровень художника, широкий спектр техник, предметов и стилей живописи, которыми он овладел.
Очень мало работ Тогана имеют точную датировку, поэтому искусствоведам было трудно установить хронологию его картин. Однако в 1980-х годах Ямамото Хидео провел подробное исследование оттисков печатей Тогана. Хидео пришел к выводу, что художник чаще всего использовал квадратную печать «Тоган» в сочетании с круглой печатью «Ункоку». Нижняя часть печати «Тоган», кажется, была повреждена где-то между августом 1604 года и февралем 1611 года. Позднее художник использовал печать «Ункоку» в форме тыквы вместе с поврежденной печатью «Тоган». Таким образом, работы Ункоку Тогана, отмеченные круглой печатью «Ункоку» и неповрежденной печатью «Тоган», могут с уверенностью относиться к дате после 1593 года, но раньше 1611 года…
Мастерство Ункоку Тогана позволяло ему на равных конкурировать с видными представителями других художественных школ того периода. Его работы сохранились не только в Хаги, где в начале 17 века находился замок клана Мори, но и в храме Буцудзи (город Михара, префектура Хиросима), замке Цуяма (город Цуяма, префектура Окаяма), монастырях Дайтоку-дзи и Тофуку-дзи в Киото и даже в Эдо.
В наше время Ункоку Тоган известен как один из четырёх великих мастеров истории живописи периода Момояма, наряду с Кано Эйтоку, Хасэгава Тохаку и Кайхо Юсё.
Читайте также: «Биография Ункоку Тогана»