Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста

Ункоку Тоган. Творчество

Исторические документы не сохранили информации о том, когда именно и при каких обстоятельствах Наохару (Ункоку Тоган) встал на стезю художника. Мы знаем, что отказавшись от пути самурая, он отправился в Киото, чтобы обучаться живописи у мастеров школы Кано. Говорят, что его учителями был Кано Сёэй (狩野松栄, 1519-1592) или Кано Эйтоку (狩野永徳, 1543-1590), хотя документальных подтверждений этого факта не сохранилось.

Скалистый берегУнкоку Тоган. Скалистый берегУнкоку Тоган. «Скалистый берег». Пейзаж в технике хацубоку
Частная коллекция

В предыдущем материале уже упоминались обнаруженные в последние годы официальные документы клана Мори с подписью «Кано Тоган». Это подтверждает достаточно тесную связь Тогана со школой Кано, позволявшую ему публично относить себя к этой школе живописи и использовать её фамильное имя.

Восемь видов рек Сяо и Сян
Ункоку Тоган. Восемь видов рек Сяо и Сян
Ункоку Тоган. «Восемь видов рек Сяо и Сян. Стихи и картины»
Каллиграфия Инкея Гентэцу (1562-1612)
Музей искусств Кливленда

В 1593 году глава клана Мори, владелец знаменитого «Длинного свитка пейзажей» Сэссю Тойо, поручил Кано Тогану сделать копию этого свитка. (Оба этих свитка, оригинал и копия кисти Тогана, и ныне хранятся в Музее семьи Мори в Ямагути). После успешного исполнения Тоганом данного поручения Тэрумото Мори предоставил ему в пользование храм-студию Сэссю - Ункоку-ан («Храм Долины Облаков») и жалование в 100 коку годового дохода.

Восемь видов рек Сяо и СянУнкоку Тогэн. Восемь видов рек Сяо и Сян. Дикие гуси, спускающиеся на песчаный берегУнкоку Тоган. Восемь видов рек Сяо и Сян. Вечерний колокол в окутанном дымкой храмеУнкоку Тоган. Пейзажи в технике хацубоку
«Дикие гуси, спускающиеся на песчаный берег» (вверху)
«Вечерний колокол в окутанном дымкой храме» (внизу)
Художественный музей Индианаполиса

Унаследовав Ункоку-ан, Тоган раз и навсегда связал свою творческую судьбу и творческую судьбу основанной им школы с именем и творчеством Сэссю Тойо. Тоган изменил свою фамилию на «Ункоку» и посвятил себя передаче стиля живописи Сэссю последующим поколениям.

ПейзажУнкоку Тоган. ПейзажУнкоку Тоган. ПейзажУнкоку Тоган. «Пейзаж»
Бостонский музей изящных искусств

В трудах по истории японской живописи периода Эдо содержится информация, что Тоган называл себя «Сэссю в третьем поколении» и что он соперничал с Хасэгава Тохаку за право считаться творческим наследником Сэссю. Сам Тоган подписывал свои работы как «Тоган, младший внук Сэссю».

Пейзаж четырёх сезоновУнкоку Тоган. Пейзаж четырёх сезоновУнкоку Тоган. Пейзаж четырёх сезоновУнкоку Тоган. «Пейзаж четырёх сезонов»
Токийский национальный музей

Ункоку Тоган формализовал стиль пейзажей Сэссю, выработав в итоге свой собственный характерный стиль. Картины Тогана, на которые сильно повлияло творчество Сэссю, обычно датируются периодом после 1595 года, хотя с работами Сэссю он, очевидно, был знаком и до этого времени и, возможно, даже встречался с некоторыми из его учеников. После того, как Тоган унаследовал мастерскую Сэссю, стиль и тематика его картин стали выдерживаться в традициях дзенской живописи, расцвет которой пришёлся на середину периода Муромати (15 век). Тем не менее, Тоган получил серьёзные поддержку и покровительство своей работе в Западной Японии и в Киото, что позволило ему утвердиться в качестве законного наследника Сэссю в период Момояма, когда жили и творили Кано Эйтоку, Хасэгава Тохаку, Кайхо Юсё, Сога Тёкуан и другие художники, практиковавшие китайский стиль живописи (кара-э).

Пейзаж четырёх сезоновУнкоку Тоган. Пейзаж четырёх сезоновУнкоку Тоган. Пейзаж четырёх сезоновУнкоку Тоган. «Пейзаж четырёх сезонов»
Музей искусств Метрополитэн. Нью-Йорк

До наших дней дошло немало картин Ункоку Тогана, созданных в традициях дзенской живописи периода Муромати, – «горы и потоки» (сансуйга) в стиле Сэссю, портретная живопись (дзинбуцуга) и даосско-буддийская живопись (досякуга) в стиле Лян Кая. Хотя Тоган и считался преемником стремительного стиля живописи тушью Сэссю, многие из его картин имеют аккуратный и элегантный стиль и упорядоченную композицию.

Восемь видов рек Сяо и СянУнкоку Тоган. Восемь видов рек Сяо и СянУнкоку Тоган. Восемь видов рек Сяо и СянУнкоку Тоган. «Восемь видов рек Сяо и Сян»
Галерея искусств Фрир. Вашингтон

Среди таких работ в жанре сансуйга хорошо известны росписи ширм «Пейзажи четырёх сезонов» из коллекций Токийского национального музея и Музея искусств Метрополитэн, «Восемь видов рек Сяо и Сян» из коллекции Галереи искусств Фрир, пейзажи из коллекций Национального музея Киото, Бостонского музея изящных искусств и Художественного музея префектуры Ямагути.

ПейзажУнкоку Тоган. ПейзажУнкоку Тоган. ПейзажУнкоку Тоган. «Пейзаж»
Художественный музей префектуры Ямагути

Из работ в жанре катёга («цветы и птицы») помимо известных фусума-э «Вороны и сливовое дерево» из коллекции Национального музея Киото следует упомянуть росписи ширм (бёобу-э) «Олени» из коллекции Исторического музея Киккава.

ОлениОлениУнкоку Тоган. «Олени»
Исторический музей Киккава

Репрезентативными работами Тогана в жанре досякуга являются портреты Дарумы (Бодхидхармы), портрет Хотэя из коллекции храма Генсайдзи, «Сянь-цзы, поедающий креветок» из коллекции Музея искусств Метрополитэн, «Чжун Куй, повелитель духов» из коллекции Британского музея.

Сянь-цзы | ДарумаУнкоку Тоган. Сянь-цзы, поедающий креветокУнкоку Тоган. ДарумаУнкоку Тоган. «Сянь-цзы, поедающий креветок» (слева)
Ункоку Тоган. «Дарума» (справа)
Музей искусств Метрополитэн. Нью-Йорк
Чаньский монах | ДарумаУнкоку Тоган. Чаньский монахУнкоку Тоган. ДарумаУнкоку Тоган. «Чаньский монах» (слева)
Ункоку Тоган. «Дарума» (справа)
Музей искусств округа Лос-Анджелес | Галерея искусств Южной Австралии
Хотэй | Чжун КуйУнкоку Тоган. ХотэйУнкоку Тоган. Чжун Куй, повелитель духовУнкоку Тоган. «Хотэй» (слева)
Ункоку Тоган. «Чжун Куй, повелитель духов» (справа)
Храм Генсайдзи | Британский Музей

Жанр дзинбуцуга представлен портретами неизвестного кугэ (придворного аристократа) и портретом чайного мастера Симая Сосицу (島井宗室, 1539-1615).

Симай Сосицу | Портрет придворногоУнкоку Тоган. Портрет Симая СосицуУнкоку Тоган. Портрет придворногоУнкоку Тоган. «Портрет Симая Сосицу» (слева)
Ункоку Тоган. «Портрет придворного» (справа)
Частная коллекция | Музей искусств Бруклина

Являясь творческим наследником Сэссю и хранителем его стиля, Тоган в то же время создавал картины в декоративных стилях канга и кинпэки, которые стали популярными в периоды Сэнгоку и Момояма, благодаря творчеству представителей официальной школы Кано (особенно Кано Эйтоку). К таким работам относятся фусума-э «Вороны и сливовое дерево» (梅に鴉図) в стиле кинпэки из коллекции Национального музея Киото, пара ширм «Любование цветущей сакурой» и «Ястребиная охота» из коллекции Художественного музея МОА, несколько работ в жанре «гунма-дзу» (картины с изображением пасущихся лошадей, разновидность жанра «цветы и птицы»). Менее известны росписи ширм в стиле кинпэки «Павлин и пионы» из коллекции монастыря Тохарудзи в Ямагути и «Пейзаж четырёх сезонов», хранящиеся в частной коллекции. Все эти работы отражают профессиональный уровень художника, широкий спектр техник, предметов и стилей живописи, которыми он овладел.

Любование цветением сакуры | Ястребиная охотаУнкоку Тоган. Любование цветением сакурыУнкоку Тоган. Ястребиная охота Ункоку Тоган. «Любование цветением сакуры» (вверху)
Ункоку Тоган. «Ястребиная охота» (внизу)
Художественный музей МОА. Атами
ПейзажУнкоку Тоган. ПейзажУнкоку Тоган. «Пейзаж» в стиле кинпэки
Галерея искусств Фрир. Вашингтон

Очень мало работ Тогана имеют точную датировку, поэтому искусствоведам было трудно установить хронологию его картин. Однако в 1980-х годах Ямамото Хидео провел подробное исследование оттисков печатей Тогана. Хидео пришел к выводу, что художник чаще всего использовал квадратную печать «Тоган» в сочетании с круглой печатью «Ункоку». Нижняя часть печати «Тоган», кажется, была повреждена где-то между августом 1604 года и февралем 1611 года. Позднее художник использовал печать «Ункоку» в форме тыквы вместе с поврежденной печатью «Тоган». Таким образом, работы Ункоку Тогана, отмеченные круглой печатью «Ункоку» и неповрежденной печатью «Тоган», могут с уверенностью относиться к дате после 1593 года, но раньше 1611 года…

ЛошадиУнкоку Тоган. ЛошадиУнкоку Тоган. ЛошадиУнкоку Тоган. «Лошади»
Национальный музей Киото
ЛошадиУнкоку Тоган. ЛошадиУнкоку Тоган. ЛошадиУнкоку Тоган. «Лошади»
Городской музей Токамати

Мастерство Ункоку Тогана позволяло ему на равных конкурировать с видными представителями других художественных школ того периода. Его работы сохранились не только в Хаги, где в начале 17 века находился замок клана Мори, но и в храме Буцудзи (город Михара, префектура Хиросима), замке Цуяма (город Цуяма, префектура Окаяма), монастырях Дайтоку-дзи и Тофуку-дзи в Киото и даже в Эдо.

Пейзаж | Ду Фу верхом на ослеУнкоку Тоган. ПейзажУнкоку Тоган. Ду Фу верхом на ослеУнкоку Тоган. «Пейзаж» (слева)
Ункоку Тоган. «Китайский поэт Ду Фу верхом на осле» (справа)
Музей изящных искусств Ватанабэ | Британский Музей

В наше время Ункоку Тоган известен как один из четырёх великих мастеров истории живописи периода Момояма, наряду с Кано Эйтоку, Хасэгава Тохаку и Кайхо Юсё.

Читайте также: «Биография Ункоку Тогана»