Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Мусо Сосэки (Мусо Кокуси)

Мусо Сосэки, или Мусо Сосеки, (夢窓疎石, 1275-1351) – один из известнейших дзенских наставников школы Риндзай в 14 веке, представитель годзан-бунгаку (поэт, каллиграф) и архитектор дзенских садов.

Император Го-Дайго даровал ему почётное титул Кокуси - Наставник государства. Мусо был счастливым обладателем семи почётных титулов, дарованных ему представителями императорского рода, и вошёл в историю Японии как Нанатё Тэйси, «Наставник семи императоров».

Более подробные сведения о жизни мастера читайте в статье о Мусо Сосэки в разделе «Мастера Дзен».

В данном разделе публикуются отрывки из бесед Мусо Сосэки с учениками: «Беседы во сне» и «Сэйдзан ява» («Ночные беседы на Западной Горе»).

«Беседы во сне» (Мутю мондо) — одно из наиболее важных сочинений Мусо Сосэки, было написано им по-японски, а не по-китайски, что было обычным для дзэнских монахов в Японии. Сочинение построено в форме беседы, точнее, ответов на различные вопросы (всего их 93) о принципах учения Дзэн, которые задавал Мусо младший брат сёгуна — Тадаёси. Переведенные отрывки из этого сочинения красноречиво свидетельствуют о специфическом характере дзэнского учения в понимании Мусо: он старался не противопоставлять Дзэн прочим буддийским школам как единственно верное учение, а скорей пытался достичь синтеза всех буддийских традиций.

Неформальные проповеди, произнесенные им в Тэнрю-дзи, впоследствии были собраны его учеником Сюнъоку Мёха, который и дал им название «Сэйдзан ява» («Ночные беседы на Западной Горе»). В этих проповедях Мусо затрагивает многие важные для последователей дзэн философские и практические вопросы, рассказывает о своём личном опыте, пересказывает наставления, полученные им от Мугаку Согэна (Букко-кокуси), Кохо Кэннити (Букку-дзэндзи) и Ишань Инина.

Когда учитель [Мусо] стал настоятелем Нандзен-дзи1, почтенный Гэнно2 сказал ему:

— С той поры как вы закончили ученичество в монастыре, прошло двадцать с лишним лет. Все это время вы отличались непостоянством, проживали более чем в десяти разных местах. У меня возникло сомнение, а не является ли это причиной утомления тела и препятствием на Пути [Будды]?

Тэнрю-дзи (яп. 天龍寺) - дзенский храм школы Риндзай в Киото

(1) Вопрос: Великое сострадание и великое милосердие Будды избавляют живые существа от страданий и дарят им наслаждение. Но если это так, то почему буддизм сдерживает стремление людей к богатству?