Бессмертный Цинь Гао (琴高仙人図, кит. Цинь Гао Сяньжэнь ту, яп. Кинко Сеннин дзу) - популярный сюжет китайской и японской живописи в жанре досякуга (даосско- буддийская живопись). В настоящее время этот сюжет более известен среди поклонников фэншуй как «Цинь Гао верхом на карпе».
В основе сюжета – легендарная история из жизни китайского даосского отшельника Цинь Гао. Она изложена в «Лесянь Чжуань» (列仙傳, «Собрание жизнеописаний Бессмертных»). (Авторство этого труда приписывают Лю Сяну, жившему в первом веке до нашей эры.)
Цинь Гао был родом из царства Чжао и жил в период Сражающихся царств (V век до н.э. - 221 до н.э.). «Возвышенный Цинь» (Цинь Гао) был искусным в игре на барабане и на Цинь (традиционный музыкальный инструмент) и служил при дворе повелителя Кана из царства Сун.
Он постигал искусство двух знаменитых даосских бессмертных, Цзюань-цзы и ещё более известного Пэнцзу, иногда называемого «китайским Мафусалом», и, получив секрет долголетия, жил более 800 лет... Из них почти 200 лет он скитался по царству Сун (современная провинция Хенань).
Однажды Цинь Гао сообщил своим ученикам, что собирается нырнуть в глубины волшебного озера Чжо, чтобы раздобыть новорожденного Дракона. Он сообщил им также дату своего возвращения и призвал их в этот день поститься, медитировать и построить святилище на берегу озера, ожидая Учителя. В назначенный час Цинь Гао появился из глубин озера верхом на огромном красном карпе. Выйдя на берег, Цинь Гао вошёл в подготовленное святилище и оставался там целый месяц, после чего снова нырнул в воды озера Чжо вместе с карпом.
В наши дни более тиражируемой является версия о двухсотлетнем путешествии Цинь Гао по озеру Чжо верхом на карпе. Согласно этой версии Цинь Гао решил переплыть на другую сторону озера и призвал озёрных обитателей помочь ему. К нему явился огромный красный карп и перевёз Цинь Гао на противоположный берег озера. Прибыв туда, Цинь Гао обнаружил, что прошло уже 100 лет. Решив сообщить об увиденном своим ученикам, он поспешил вернуться обратно, но приплыв на берег, с которого начал своё путешествие, понял, что прошло ещё 100 лет… Эта популярная версия явно имеет более позднее происхождение и не опирается ни на какие документальные источники.
Ещё одна версия повествует о том, как, вынырнув из глубин озера Чжо на красном карпе, Цинь Гао встретил Бодхисатву Авалакитешвару (кит. Гуанинь, яп. Каннон). Авалокитешвара, традиционно изображаемый в Китае и в Японии в женском обличии Богини Великого Сострадания, принимает от Цинь Гао свиток с буддийскими заповедями. Истоки происхождения этой версии также не известны.
Наиболее ранний из дошедших до нас образцов «Циньгао-сяньжэнь-ту» (яп. «Кинко-сеннин-дзу») принадлежит кисти китайского художника Ли Цая (李在, ? - 1431), жившего в ранний период династии Мин, в конце 14-го – начале 15-го веков.
Если говорить о Японии, то к сюжету «Бессмертный Цинь Гао», как и жанру досякуга в целом, традиционно обращались художники, работавшие в стиле кара-э или канга: дзенские художники периода Муромати, светские художники из школ Кано и Сога.
Наиболее известной работой с этим сюжетом является триптих Сэссона Сюкэя «Кинко Сеннин (Бессмертный Цинь Гао)» из коллекции Национального музея Киото. Там же хранится созданный столетием ранее триптих, относящийся к раннему периоду творчества Сэссю, когда он ещё использовал творческий псевдоним «Сэссо» (拙宗). Одна из картин триптиха посвящена сюжету с Бессмертным Цинь Гао.
Из художников школы Кано картины, посвящённые Цинь Гао, создали Кано Утанасукэ (狩野雅楽, ?1513 - ?1575), более известный как Кано Юкинобу (狩野之信), Кано Сёун (狩野昌運, 1637–1702), Такада Кэйхо (高田敬輔, 1674–1755), Кано Тацунобу (狩野永悳立信, 1814–1891). Школа Сога представлена работой Сога Сёхаку (曾我蕭白, 1730 – 1781).
В период Эдо этот сюжет не обошли вниманием яркие представители других художественных школ. Например, Огата Корин (尾形光琳, 1658 — 1716) и Сакаи Хойцу (酒井抱一, 1761 – 1829) из школы Ринпа. Работа Огата Корина находится в коллекции Музея искусств МОА (Атами, префектура Сидзуока); работа Сакаи Хойцу - в коллекции Музея Михо (Сигараки, префектура Сига).
Китагава Утамаро и другие представители укиё-э создавали пародийные картины (митатэ-э). На них легендарного Цинь Гао заменяли известные куртизанки.
В периоды Мэйдзи и Тансё сюжетом с Цинь Гао вдохновились Кавабата Гёкусё (川端玉章, 1842 - 1913) и Хасимото Кансэцу (橋本関雪, 1883 – 1945).