Гукей Уэ, или Гукей Укей, (愚渓右慧, 愚谿右恵, ? - ?) – японский художник-монах (гасо) дзенской школы Риндзай, живший в 14 веке, в период Северного и Южного дворов (ранний период Муромати).
Сведений о его жизни и творчестве практически не сохранилось. В своих дневниках о нём упоминает известный дзенский монах и выдающийся представитель годзан-бунгаку («литературы пяти гор») 14 века Сюссин Гидо. Из рассказа Гидо следует, что Гукей жил некоторое время в монастыре Дзюфуку-дзи в Камакура, где и познакомился с Гидо Сюссином. Настоящее имя художника – Уэ, или Укей (右慧, 右恵), а буддийское имя (дого) – Гукей. Многие из своих картин Гукей подписывал псевдонимом Генан (幻庵).
Искусство живописи Гукей постигал под началом Тэссю Токусая, настоятеля монастыря Мандзю-дзи в Киото. Как и его учитель Тэссю, Гукей Уэ относился к поколению ранних дзенских художников-монахов (дзенрин-гасо), развивавших направление суйбокуга в японской живописи. Как и все дзенские художники того периода, Гукей создавал буддийские картины в жанре досякуга: триптих (санбукуцуй) «Шакьямуни, Самантабхадра и Манджушри» (釈迦三尊図, коллекция монастыря Мондзюдзи), «Шакьямуни, спускающийся с горы» (出山釈迦図, частная коллекция), «Каннон в белых одеяниях» (白衣観音図, Музей Ямато Бункакан) и «Хотэй» (Художественный музей Масаки).
«Каннон в белых одеяниях» была изначально частью триптиха и сопровождалась двумя свитками с пейзажами, которые в наши дни хранятся в частных коллекциях. Считается, что триптихи Гукэй Укэй были самыми ранними примерами санбукуцуй в истории японской живописи. Санбукуцуй (三幅対, буквально «три отреза» или «три полотна») - уникальный, чисто японский, формат живописи, который зародился и стал популярным в период Муромати и представлял собой художественную композицию из трёх, как правило, вертикальных свитков (какэмоно). На центральном свитке изображались портреты мудрецов, отшельников, Даосских Бессмертных и иных представителей даосско-буддийского пантеона. А справа и слева помещались свитки в жанре катёга («цветы и птицы») или «сансуйга» (идеализированный пейзаж, буквально «горы-воды»). Считается, что такой формат произошёл от традиционных в буддийской живописи триптихов, изображающих Будду и двух Бодхисаттв по краям.
На фоне современников из числа дзенских монахов (дзенрин гасо), в творчестве Гукея гораздо сильнее и ярче выражены элементы жанра сансуйга. В пейзажной живописи Гукея ощущается сильное влияние чаньских художников династии Южная Сун, в особенности Му Ци, творчество которого Гукей глубоко изучал.
Этот жанр представлен такими картинами Гукея, как «Под дождём» (雨中山水図, Токийский Национальный музей), «Рыбак и дровосек» (漁樵山水図, частная коллекция) и «Виноград» (葡萄図, частная коллекция). Так что общепринятое мнение, что первые монохромные картины в жанре сансуй появились в 15 веке и принадлежат кистям Минтё и Сюбуна, не вполне соответствует действительности.