Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Гукей Уэ. Портрет Хотэя

Гукей Уэ, или Гукей Укей, (愚渓右慧, 愚谿右恵, ? - ?) – японский художник-монах (гасо) дзенской школы Риндзай, живший в 14 веке, в период Северного и Южного дворов (ранний период Муромати).

Сведений о его жизни и творчестве практически не сохранилось. В своих дневниках о нём упоминает известный дзенский монах и выдающийся представитель годзан-бунгаку («литературы пяти гор») 14 века Сюссин Гидо. Из рассказа Гидо следует, что Гукей жил некоторое время в монастыре Дзюфуку-дзи в Камакура, где и познакомился с Гидо Сюссином. Настоящее имя художника – Уэ, или Укей (右慧, 右恵), а буддийское имя (дого) – Гукей. Многие из своих картин Гукей подписывал псевдонимом Генан (幻庵).

Искусство живописи Гукей постигал под началом Тэссю Токусая, настоятеля монастыря Мандзю-дзи в Киото. Как и его учитель Тэссю, Гукей Уэ относился к поколению ранних дзенских художников-монахов (дзенрин-гасо), развивавших направление суйбокуга в японской живописи. Как и все дзенские художники того периода, Гукей создавал буддийские картины в жанре досякуга: триптих (санбукуцуй) «Шакьямуни, Самантабхадра и Манджушри» (釈迦三尊図, коллекция монастыря Мондзюдзи), «Шакьямуни, спускающийся с горы» (出山釈迦図, частная коллекция), «Каннон в белых одеяниях» (白衣観音図, Музей Ямато Бункакан) и «Хотэй» (Художественный музей Масаки).

Каннон в белых одеяниях | ХотэйГукей Уэ. Каннон в белых одеянияхГукей Уэ. ХотэйГукей Уэ
«Каннон в белых одеяниях». Музей Ямато Бункакан (слева)
«Хотэй». Художественный музей Масаки (справа)

«Каннон в белых одеяниях» была изначально частью триптиха и сопровождалась двумя свитками с пейзажами, которые в наши дни хранятся в частных коллекциях. Считается, что триптихи Гукэй Укэй были самыми ранними примерами санбукуцуй в истории японской живописи. Санбукуцуй (三幅対, буквально «три отреза» или «три полотна») - уникальный, чисто японский, формат живописи, который зародился и стал популярным в период Муромати и представлял собой художественную композицию из трёх, как правило, вертикальных свитков (какэмоно). На центральном свитке изображались портреты мудрецов, отшельников, Даосских Бессмертных и иных представителей даосско-буддийского пантеона. А справа и слева помещались свитки в жанре катёга («цветы и птицы») или «сансуйга» (идеализированный пейзаж, буквально «горы-воды»). Считается, что такой формат произошёл от традиционных в буддийской живописи триптихов, изображающих Будду и двух Бодхисаттв по краям.

Каннон в белых одеяниях и пейзажиГукей Уэ. Каннон в белых одеянияхГукей Уэ
Триптих «Каннон в белых одеяниях, пейзажи»

На фоне современников из числа дзенских монахов (дзенрин гасо), в творчестве Гукея гораздо сильнее и ярче выражены элементы жанра сансуйга. В пейзажной живописи Гукея ощущается сильное влияние чаньских художников династии Южная Сун, в особенности Му Ци, творчество которого Гукей глубоко изучал.

Под дождём | ВиноградГукей Уэ. Под дождёмГукей Уэ. ХотэйГукей Уэ
«Под дождём». Токийский национальный музей (слева)
«Виноград». Частная коллекция (справа)

Этот жанр представлен такими картинами Гукея, как «Под дождём» (雨中山水図, Токийский Национальный музей), «Рыбак и дровосек» (漁樵山水図, частная коллекция) и «Виноград» (葡萄図, частная коллекция). Так что общепринятое мнение, что первые монохромные картины в жанре сансуй появились в 15 веке и принадлежат кистям Минтё и Сюбуна, не вполне соответствует действительности.