Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста

Сёхэйга

Сёхэйга (障屏画) - собирательный термин, обозначающий всю интерьерную живопись на лёгких стенах и перегородках, включая одностворчатые ширмы (цуйтатэ) и многостворчатые складные ширмы (бёобу). При этом сёхэйга является составной частью «хэкига» (включающей также настенные росписи по штукатурке и глине).

Ястребы на соснахКано Танъю. Ястребы на соснах (фрагмент). Фусума-эКано Танъю. Ястребы на соснах (фрагмент). Фусума-эКано Танъю. «Ястребы на соснах». Фусума-э. Фрагменты
Замок Нидзё. Дворец Ниномару. Зал Йоннома (Киото)

Термин «сёхэйга» составлен из двух других терминов, также относящихся к японской монументально-декоративной живописи, - «сёхэкига» (壁画, картины на стационарных, раздвижных и отдельно стоящих перегородках) и «бёобу-э» (風絵, картины на складных ширмах).

Поскольку иероглиф «屏» имеет в Японии несколько вариантов произношения, в том числе «хэй» и «бёо»; термин «障屏画» может произноситься и как «сёхэйга», и как «сёбёога». Первый вариант произношения является общепринятым, в то время как последний встречается крайне редко.

Пейзаж с птицамиСюгэцу Токан. Пейзаж с птицамиСюгэцу Токан. Пейзаж с птицамиСюгэцу Токан. «Пейзаж с птицами»
Институт искусств Миннеаполиса

Следует отметить, что многие искусствоведы не делают различия между терминами «сёхэйга» и «сёхэкига» и используют их как синонимы, включая «бёобу-э» в состав «сёхэкига».

Замок Нидзё. Дворец Ниномару
Замок Нидзё. Дворец Ниномару. Киото. Росписи Кано Танъю
Замок Нидзё. Дворец Ниномару. Киото. Росписи Кано Танъю
Замок Нидзё. Дворец Ниномару. Киото. Росписи Кано Танъю
Замок Нидзё. Дворец Ниномару. Киото. Росписи Кано Наонобу
Замок Нидзё. Дворец Ниномару. Киото. Росписи Кано Наонобу
Замок Нидзё. Дворец Ниномару. Киото. Росписи Кано Наонобу
Замок Нидзё. Дворец Ниномару. Киото. Росписи Кано Дзиннодзё (Мотохидэ)
Замок Нидзё. Дворец Ниномару. Киото. Росписи Кано Дзиннодзё (Мотохидэ)
Замок Нидзё. Дворец Ниномару. Киото. Росписи Кано Дзиннодзё (Мотохидэ)
 

Монументально-декоративная живопись стала популярной в 15-16 вв. и достигла расцвета в период Адзутти-Момояма и начальный период Эдо (в 16-17 вв.). Сохранилось много образцов сёхэйга, датируемых после 16 века. Подробная информация и образцы росписей представлены в материалах нашего сайта по соответствующим темам: фусума-э, цуйтатэ-э, бёобу-э, харицукэ-э, тэндзёга, сугидо-э и ита-э.

Замок Нагоя
Замок Нагоя в Овари
Замок Нагоя в Овари
Замок Нагоя в Овари
Замок Нагоя в Овари
Замок Нагоя в Овари
Замок Нагоя в Овари
Замок Нагоя в Овари
Замок Нагоя в Овари
Замок Нагоя в Овари
Замок Нагоя в Овари
 

Настенные росписи, особенно те, которые созданы непосредственно на штукатурке (например, росписи гробниц), редко встречаются в архитектуре японского стиля и не включаются в «сёхэйга». Для их обозначения используется термин «хэкига» (壁画). Термин «хэкига» одновременно является наиболее общим для обозначения всей монументально-декоративной живописи и, следовательно, включающий также и сёхэйга.