Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Кенко Сёкэй. Пейзаж

Творческий вклад. Картины

По мнению искусствоведов, Сёкэй оставил значительный след в истории живописи и, наряду с Сэссон Сюкэем, считается одним из виднейших художников региона Канто того времени (период Муромати).

ПейзажКенко Сёкэй. ПейзажКенко Сёкэй. «Пейзаж»
Из коллекции Бостонского Музея изящных искусств

Сёкэй глубоко изучил и впитал в себя стиль живописи Сюбуна, основанный на творчестве китайских академических художников династии Южная Сун, и некоторое время строго следовал в своём творчестве этому стилю. Как представитель этого нового стиля, приобретшего необычайную популярность в столице и центральном регионе, Кенко Сёкэй встал в один ряд со своими современниками, такими как Кано Масанобу, Огури Сотан и Огури Сокей. Заслугой Сёкэя считают то, что он привнёс этот новый стиль в художественные круги Камакура и сыграл ведущую роль в его распространении и популяризации в регионе Канто.

ПейзажКенко Сёкэй. ПейзажКенко Сёкэй. Пейзаж (фрагмент)Кенко Сёкэй. «Пейзаж»
Музей искусств Кливленда

Со временем, испытав влияние творчества Сэссю и мастеров школы Кано, Сёкэй выработал свою собственную, индивидуальную манеру живописи, которая, по мнению искусствоведов, характеризуется плоским и чётким стилем и лаконичной композицией.

ФудзиКенко Сёкэй. ФудзиКенко Сёкэй. Фудзи (фрагмент)Кенко Сёкэй. «Фудзи»
Токийский Национальный Музей

Кенко Сёкэй создавал картины и в жанре «цветы и птицы» (катёга), и в жанре даосско-буддийской портретной живописи (досякуга), но особенного мастерства он достиг в пейзажной живописи (сансуйга) в стиле Ся Гуя. До нашего времени дошло около 20 работ художника.

ПейзажКенко Сёкэй. ПейзажКенко Сёкэй. ПейзажКенко Сёкэй. «Пейзаж». Токийский Национальный Музей (слева)
Кенко Сёкэй. «Пейзаж». Британский музей (справа)

Одна из наиболее ранних и известных работ художника, «Пейзаж», была написана в 1480 году, ещё во время первого пребывания Кенко Сёкэя в Киото, и строго следует стилю Сюбуна и Гэйами. В наши дни картина экспонируется в Музее искусств Нэдзу, в Токио, так же, как и картина Гэйами «Созерцание водопада» (観瀑図), которую Гэйами подарил своему ученику в 1481 году.

Пейзаж | Созерцание водопадаКенко Сёкэй. ПейзажГэйами. Созерцание водопада Кенко Сёкэй. «Пейзаж». 1480 г. (слева)
Гэйами. «Созерцание водопада». 1481 г. (справа)
Музей искусств Нэдзу

В этот же период был написан «Пейзаж с павильоном» с поэтическим комментарием Тогэна Дзуйсэна (1430-1489) (из коллекции Музея искусств Метрополитэн, Нью-Йорк). («Пейзаж с павильоном» был очень популярной темой среди дзенских художников, и некоторые искусствоведы даже выделяют его в отдельный поджанр пейзажной живописи.) На картине изображены отвесные утёсы и извилистые стволы сосен, уединённый павильон на берегу широкого озера… В павильоне отдыхает благородный муж, прислонившись к невысоким перилам… Его взгляд устремлён на водопад вдали, низвергающийся с отвесных вершин...

Пейзаж с павильономКенко Сёкэй. Пейзаж с павильономКенко Сёкэй. Пейзаж с павильономКенко Сёкэй. «Пейзаж с павильоном». 1480 г. (слева)
Кенко Сёкэй. «Пейзаж с павильоном» (справа)
Музей искусств Метрополитэн | Музей искусств в Бруклине

Этот пейзаж, созданный в Киото незадолго до его возвращения в Камакура, в 1480 году, возможно, является самой ранней из дошедших до нас работ Сёкэя. Поэтический комментарий Дзуйсэна гласит:

Этот мир, кто им владеет?
Безмятежно это место, давно отделённое от замутнённого мира!
Бесконечный горный каскад парит вдалеке, словно стая белых цапель…
Поверхность бескрайнего озера колышется, как рыбья чешуя...
Лодки плывут за верхушками деревьев и соломенными стрехами,
Врезаясь в облака, возвышается стена остроконечных пиков…
Праздник в деревнеКенко Сёкэй. Праздник в деревнеКенко Сёкэй. «Праздник в деревне»
Из коллекции Бостонского Музея изящных искусств

В этом же стиле создана ещё одна, более поздняя работа мастера, датируемая 1497 годом, – «Горное убежище» (巣雪斎図, «Гнездо среди снежных гор», Художественный музей Сейкадо Бунко, Токио). На картине мы видим уединённый павильон под сосной, примостившийся на уступе заснеженного утёса, словно птичье гнездо. В павильоне сидит благородный муж, созерцающий окрестные дали, утонувшие в горном безмолвии…

Горное убежищеКенко Сёкэй. Горное убежищеКенко Сёкэй. Горное убежище (фрагмент)Кенко Сёкэй. «Горное убежище»
Художественный музей Сейкадо Бунко. Токио

Две из сохранившихся работ Кенко Сёкэя посвящены популярной в кара-э теме живописи «Восемь видов рек Сяо и Сян» и отражают более поздний этап творчества художника. Одна из картин находится в коллекции Музея искусств Хакуцуру, Кобэ, Япония; вторая – в коллекции Музея искусств Кливленда.

Восемь видов рек Сяо и СянКенко Сёкэй. Восемь видов рек Сяо и СянКенко Сёкэй. «Восемь видов рек Сяо и Сян»
Из коллекции Музея искусств Хакуцуру
Восемь видов рек Сяо и СянКенко Сёкэй. Восемь видов рек Сяо и СянКенко Сёкэй. «Восемь видов рек Сяо и Сян»
Музей искусств Кливленда

Две полихромные картины с печатью Сёкэя, созданные в жанре «цветы и птицы» – «Лошадь» (馬図 (Музей искусств Нэдзу в Токио) и «Цветы и птицы» (花鳥図, Национальный музей Киото) - вероятно, являются репродукциями картин китайских художников, но при этом демонстрируют высочайшую технику исполнения.

Лошадь и конюх | Цветы и птицыКенко Сёкэй. Лошадь и конюх. Цветы и птицыКенко Сёкэй
«Лошадь и конюх». Музей искусств Нэдзу (слева)
«Цветы и птицы». Национальный музей Киото (справа)

Ещё несколько картин Кенко Сёкэя в этом же жанре хранятся в американских музеях. Это «Зимородок, примостившийся над ручьем» из коллекции Художественного музея в Кливленде, диптих «Трясогузки» из коллекции Института искусств Миннеаполиса, «Орлы» из коллекции Бостонского музея изящных искусств и «Цветущая ветка сливы» из коллекции Музея искусств в Бруклине.

ТрясогузкиКенко Сёкэй. ТрясогузкиКенко Сёкэй. ТрясогузкиКенко Сёкэй. «Трясогузки»
Институт искусств Миннеаполиса
Цветущая ветка сливы | Зимородок | ОрлыКенко Сёкэй. Цветущая ветка сливы. Зимородок, примостившийся над ручьем. ОрлыКенко Сёкэй
«Цветущая ветка сливы». Художественный музей Бруклина
«Зимородок, примостившийся над ручьем». Художественный музея Кливленда
«Орлы». Бостонский музей изящных искусств

Две из сохранившихся картин художника в жанре досякуга - портреты родоначальника буддийской школы Чань (Дзен) Бодхидхармы или Дарумы, как его называли в Японии. Первая хранится в дзенском монастыре Нандзен-дзи (Киото), вторая - в Художественном музее Филадельфии.

Дарума (Бодхидхарма)Кенко Сёкэй. Дарума (Бодхидхарма)Кенко Сёкэй. Дарума (Бодхидхарма)Кенко Сёкэй. «Дарума (Бодхидхарма)»
Монастырь Нандзен-дзи | Художественный музей Филадельфии

Ещё одна картина в жанре досякуга, приписываемая кисти Сёкэя, хранится в Музее искусств Метрополитэн (Нью-Йорк). Она иллюстрирует встречу и диалог Бо Цзюйи (772—842), китайского поэта династии Тан, с чаньским мастером Даолинем (741—824). Даолинь был более известен как мастер Няо Кэ (Птичье Гнездо), поскольку он любил спать и медитировать, сидя в развилке большой сосны. Когда Бо Цзюйи пришёл к мастеру с вопросом: «В чем суть Чань?», Даолинь ответил знатному поэту и сановнику (Бо был тогда губернатором Ханчжоу): «Не делай зла, твори добро». Услышав такой ответ, Бо Цзюйи обиделся: «Это каждый трехлетний ребенок может сказать». Из гнезда донеслось: «Каждый трёхлетний может сказать, а восьмидесятилетние не могут этому следовать».

Диалог Даолиня и Бо ЦзюйиКенко Сёкэй. Диалог Даолиня и Бо ЦзюйиКенко Сёкэй. «Диалог Даолиня и Бо Цзюйи»
Музей искусств Метрополитэн

Творчество Кенко Сёкэя и его манера живописи, названная по имени художника – сёкэй-га, оказали в дальнейшем настолько сильное влияние на представителей живописи восточного региона, сосредоточившихся в Камакура, что плеяду этих художников обобщённо называют Сёкэй-ха или Кей-ха (Школой Сёкэя). А иерголиф «啓» (Кэй) из буддийских имён художника (Сёкэй и Кэй-сёки) превратился в торидзи, общий иероглиф, для имён многих последователей Кенко Сёкэя. К ученикам и последователям Кенко Сёкэя относят таких художников региона Канто, как Кэйсон (啓孫), Кэйбоку (啓牧), Кэй Сэсай (啓拙斎), Кёэцу (興悦) и Сенка (僊可).

Пейзаж четырёх сезоновКэйсон. Пейзаж четырёх сезоновКэйсон. Пейзаж четырёх сезоновКэйсон. «Пейзаж четырёх сезонов»
Музей искусств Метрополитэн
Возвращение домойШкола Сёкэя. Возвращение домойШкола Сёкэя (Сёкэй-ха). «Возвращение домой»
Музей искусств Кливленда
Уединённый храм среди высоких утёсовШкола Сёкэя. Уединённый храм среди высоких утёсовШкола Сёкэя. Уединённый храм среди высоких утёсовШкола Сёкэя. «Уединённый храм среди высоких утёсов»
Музей искусств Кливленда
Цветы и птицы | ХотэйШкола Сёкэя. Цветы и птицыШкола Сёкэя. ХотэйШкола Сёкэя. Цветы и птицыШкола Сёкэя (Сёкэй-ха). «Хотэй, цветы и птицы». Триптих (санбукуцуй)
Музей искусств Метрополитэн