zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста
Кенко Сёкэй. Пейзаж

Творческий вклад. Картины

По мнению искусствоведов, Сёкэй оставил значительный след в истории живописи и, наряду с Сэссон Сюкэем, считается одним из виднейших художников региона Канто того времени (период Муромати).

ПейзажКенко Сёкэй. ПейзажКенко Сёкэй. «Пейзаж»
Из коллекции Бостонского Музея изящных искусств

Сёкэй глубоко изучил и впитал в себя стиль живописи Сюбуна, основанный на творчестве китайских академических художников династии Южная Сун, и некоторое время строго следовал в своём творчестве этому стилю. Как представитель этого нового стиля, приобретшего необычайную популярность в столице и центральном регионе, Кенко Сёкэй встал в один ряд со своими современниками, такими как Кано Масанобу, Огури Сотан и Огури Сокей. Заслугой Сёкэя считают то, что он привнёс этот новый стиль в художественные круги Камакура и сыграл ведущую роль в его распространении и популяризации в регионе Канто.

ПейзажКенко Сёкэй. ПейзажКенко Сёкэй. Пейзаж (фрагмент)Кенко Сёкэй. «Пейзаж» (слева)
Кенко Сёкэй. «Пейзаж». Фрагмент (справа)

Со временем, испытав влияние творчества Сэссю и мастеров школы Кано, Сёкэй выработал свою собственную, индивидуальную манеру живописи, которая, по мнению искусствоведов, характеризуется плоским и чётким стилем и лаконичной композицией.

ФудзиКенко Сёкэй. ФудзиКенко Сёкэй. Фудзи (фрагмент)Кенко Сёкэй. «Фудзи» (слева)
Кенко Сёкэй. «Фудзи». Фрагмент (справа)

Кенко Сёкэй создавал картины и в жанре «цветы и птицы» (катёга), и в жанре даосско-буддийской портретной живописи (досякуга), но особенного мастерства он достиг в пейзажной живописи (сансуйга) в стиле Ся Гуя. До нашего времени дошло около 20 работ художника.

Пейзаж | Пейзаж с павильономКенко Сёкэй. ПейзажКенко Сёкэй. Пейзаж с павильономКенко Сёкэй. «Пейзаж». Токийский Национальный Музей (слева)
Кенко Сёкэй. «Пейзаж с павильоном». Музей искусств в Бруклине (справа)

Одна из наиболее ранних и известных работ художника, «Пейзаж», была написана в 1480 году, ещё во время первого пребывания Кенко Сёкэя в Киото, и строго следует стилю Сюбуна и Гэйами. В наши дни картина экспонируется в Музее искусств Нэдзу, в Токио, так же, как и картина Гэйами «Созерцание водопада» (観瀑図), которую Гэйами подарил своему ученику в 1481 году.

Пейзаж | Созерцание водопадаКенко Сёкэй. ПейзажГэйами. Созерцание водопада Кенко Сёкэй. «Пейзаж». 1480 г. (слева)
Гэйами. «Созерцание водопада». 1481 г. (справа)

В этот же период был написан «Пейзаж с павильоном» с поэтическим комментарием Тогэна Дзуйсэна (1430-1489) (из коллекции Музея искусств Метрополитэн, Нью-Йорк). («Пейзаж с павильоном» был очень популярной темой среди дзенских художников, и некоторые искусствоведы даже выделяют его в отдельный поджанр пейзажной живописи.) На картине изображены отвесные утёсы и извилистые стволы сосен, уединённый павильон на берегу широкого озера… В павильоне отдыхает благородный муж, прислонившись к невысоким перилам… Его взгляд устремлён на водопад вдали, низвергающийся с отвесных вершин...

Пейзаж с павильономКенко Сёкэй. Пейзаж с павильономКенко Сёкэй. «Пейзаж с павильоном». 1480 г.

Этот пейзаж, созданный в Киото незадолго до его возвращения в Камакура, в 1480 году, возможно, является самой ранней из дошедших до нас работ Сёкэя. Поэтический комментарий Дзуйсэна гласит:

Этот мир, кто им владеет?
Безмятежно это место, давно отделённое от замутнённого мира!
Бесконечный горный каскад парит вдалеке, словно стая белых цапель…
Поверхность бескрайнего озера колышется, как рыбья чешуя...
Лодки плывут за верхушками деревьев и соломенными стрехами,
Врезаясь в облака, возвышается стена остроконечных пиков…

В этом же стиле создана ещё одна, более поздняя работа мастера, датируемая 1497 годом, – «Горное убежище» (巣雪斎図, «Гнездо среди снежных гор», Художественный музей Сейкадо Бунко, Токио). На картине мы видим уединённый павильон под сосной, примостившийся на уступе заснеженного утёса, словно птичье гнездо. В павильоне сидит благородный муж, созерцающий окрестные дали, утонувшие в горном безмолвии…

Горное убежищеКенко Сёкэй. Горное убежищеКенко Сёкэй. Горное убежище (фрагмент)Кенко Сёкэй. «Горное убежище» (слева)
Кенко Сёкэй. «Горное убежище». Фрагмент (справа)

Две из сохранившихся работ Кенко Сёкэя посвящены популярной в кара-э теме живописи «Восемь видов рек Сяо и Сян» и отражают более поздний этап творчества художника. Одна из картин находится в коллекции Музея искусств Хакуцуру, Кобэ, Япония; вторая – в коллекции Музея искусств Кливленда.

Восемь видов рек Сяо и СянКенко Сёкэй. Восемь видов рек Сяо и СянКенко Сёкэй. «Восемь видов рек Сяо и Сян»
Из коллекции Музея искусств Хакуцуру
Восемь видов рек Сяо и СянКенко Сёкэй. Восемь видов рек Сяо и СянКенко Сёкэй. «Восемь видов рек Сяо и Сян»
Из коллекции Музея искусств Кливленда

Две полихромные картины с печатью Сёкэя, созданные в жанре «цветы и птицы» – «Лошадь» (馬図 (Музей искусств Нэдзу в Токио) и «Цветы и птицы» (花鳥図, Музей префектуры Канагава) - вероятно, являются репродукциями картин китайских художников, но при этом демонстрируют высочайшую технику исполнения.

Лошадь и конюх | Цветы и птицыКенко Сёкэй. Лошадь и конюх. Цветы и птицыКенко Сёкэй. «Лошадь и конюх» (слева)
Кенко Сёкэй. «Цветы и птицы» (справа)

Ещё две монохромные картины Кенко Сёкэя в этом же жанре хранятся в американских музеях. Это «Зимородок, примостившийся над ручьем» из коллекции Художественного музея в Кливленде и «Цветущая ветка сливы» из коллекции Музея искусств в Бруклине.

Зимородок | Цветущая ветка сливыКенко Сёкэй. Зимородок, примостившийся над ручьемКенко Сёкэй. Цветущая ветка сливыКенко Сёкэй. «Зимородок, примостившийся над ручьем» (слева)
Кенко Сёкэй. «Цветущая ветка сливы» (справа)

Две из сохранившихся картин художника созданы в жанре досякуга. Первая хранится в дзенском монастыре Нандзен-дзи (Киото) и посвящена родоначальнику буддийской школы Чань (Дзен) Бодхидхарме или Даруме, как его называли в Японии.

Дарума (Бодхидхарма)Кенко Сёкэй. Дарума (Бодхидхарма)Кенко Сёкэй. «Дарума (Бодхидхарма)»
Монастырь Нандзен-дзи. Киото

Вторая картина, приписываемая кисти Сёкэя, хранится в Музее искусств Метрополитэн (Нью-Йорк). Она иллюстрирует встречу и диалог Бо Цзюйи (772—842), китайского поэта династии Тан, с чаньским мастером Даолинем (741—824). Даолинь был более известен как мастер Няо Кэ (Птичье Гнездо), поскольку он любил спать и медитировать, сидя в развилке большой сосны. Когда Бо Цзюйи пришёл к мастеру с вопросом: «В чем суть Чань?», Даолинь ответил знатному поэту и сановнику (Бо был тогда губернатором Ханчжоу): «Не делай зла, твори добро». Услышав такой ответ, Бо Цзюйи обиделся: «Это каждый трехлетний ребенок может сказать». Из гнезда донеслось: «Каждый трёхлетний может сказать, а восьмидесятилетние не могут этому следовать».

Диалог Даолиня и Бо ЦзюйиКенко Сёкэй. Диалог Даолиня и Бо ЦзюйиКенко Сёкэй. «Диалог Даолиня и Бо Цзюйи»
Из коллекции Музея искусств Метрополитэн

Творчество Кенко Сёкэя и его манера живописи, названная по имени художника – сёкэй-га, оказали в дальнейшем настолько сильное влияние на представителей живописи восточного региона, сосредоточившихся в Камакура, что плеяду этих художников обобщённо называют Сёкэй-ха или Кей-ха (Школой Сёкэя). А иерголиф «啓» (Кэй) из буддийских имён художника (Сёкэй и Кэй-сёки) превратился в торидзи, общий иероглиф, для имён многих последователей Кенко Сёкэя. К ученикам и последователям Кенко Сёкэя относят таких художников региона Канто, как Кэйсон (啓孫), Кэйбоку (啓牧), Кэй Сэсай (啓拙斎), Кёэцу (興悦) и Сенка (僊可).

Пейзаж четырёх сезоновКэйсон. Пейзаж четырёх сезоновКэйсон. Пейзаж четырёх сезоновКэйсон. «Пейзаж четырёх сезонов»
Возвращение домойШкола Сёкэя. Возвращение домойШкола Сёкэя (Сёкэй-ха). «Возвращение домой»
Уединённый храм среди высоких утёсовШкола Сёкэя. Уединённый храм среди высоких утёсовШкола Сёкэя. Уединённый храм среди высоких утёсовШкола Сёкэя. «Уединённый храм среди высоких утёсов»
Цветы и птицы | ХотэйШкола Сёкэя. Цветы и птицыШкола Сёкэя. Цветы и птицыШкола Сёкэя. ХотэйШкола Сёкэя (Сёкэй-ха). «Цветы и птицы» (слева)
Школа Сёкэя (Сёкэй-ха). «Хотэй» (справа)