Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Дзёсэцу. Ловля сома с помощью тыквы-горлянки

Картина-Загадка

«Ловля сома с помощью тыквы-горлянки» (鮎鮎図) – самая известная картина японского мастера кисти Тайко Дзёсэцу, работавшего в стиле суми-э или суйбокуга (монохромная живопись тушью). Этот висячий свиток типа сигадзику относится к жанру досякуга.

Ловля сома с помощью тыквыДзёсэцу. Ловля сома с помощью тыквы-горлянки Дзёсэцу Тайко
«Ловля сома с помощью тыквы-горлянки»
Субхрам Тайдзо-ин монастыря Мёссин-дзи

В настоящее время свиток хранится в храме Тайдзо-ин1 и причислен к Национальному достоянию Японии.

Храм Тайдзо-ин
Храм Тайдзо-Ин в Киото
Храм Тайдзо-Ин в Киото
Храм Тайдзо-Ин в Киото
Храм Тайдзо-Ин в Киото
Храм Тайдзо-Ин в Киото
Храм Тайдзо-Ин в Киото
Храм Тайдзо-Ин в Киото
Храм Тайдзо-Ин в Киото
Храм Тайдзо-Ин в Киото
Храм Тайдзо-Ин в Киото
Храм Тайдзо-Ин в Киото
Храм Тайдзо-Ин в Киото
 

В нижней части свитка изображен странного вида человек преклонных лет, который тщетно пытается поймать большого сома маленькой тыквой-горлянкой! Его несколько напыщенный вид и сам сюжет картины невольно вызывают улыбку.

Ловля сома с помощью тыквы-горлянкиДзёсэцу. Ловля сома с помощью тыквы-горлянки Дзёсэцу. «Ловля сома с помощью тыквы-горлянки» (фрагмент)
Субхрам Тайдзо-ин монастыря Мёссин-дзи

Но конечно, уникальность свитка не только в забавном на первый взгляд сюжете, но также и в надписях сверху. Больше половины свитка занимают предисловие-посвещение Тайгаку Сюсу2 и поэтические комментарии (га-сан3) 31 дзенского высокопоставленного монаха из храмов Киото, среди которых были Гёкуэн Бонпо4 и Тайхаку Сингэн5. Три ряда поэтических произведений, и авторство каждого из них отмечено красной печатью!

Надпись Тайгаку Сюсу сообщает, что сначала картина была выполнена в виде цуйтатэ (одностворчатой ширмы), на одной стороне которой была живопись, а на другой – посвящение и комментарии. Текст самого Дзёсэцу гласит, что вскоре все надписи были наклеены выше на полотнище и картина приобрела настоящий вид. Свиток получил форму «какэмоно» (букв. «повешенная вещь»).

Ловля сома с помощью тыквы-горлянкиДзёсэцу. Ловля сома с помощью тыквы-горлянки Дзёсэцу. «Ловля сома с помощью тыквы-горлянки» (фрагмент)

Эта особая форма вертикального свитка, называемая сигадзику (свиток живописи и поэзии), вошла в моду в конце 14 - первой половине 15 века. Верхняя часть сигадзику была отведена под стихи в китайском стиле, которые художники просили написать своих собратьев, дзенских монахов. Так что поэзия на свитках была обычной практикой.

Необычным является количество сложенных и начертанных на этом свитке га-сан! Большинство сохранившихся образцов сигадзику, которые часто можно грубо датировать по характеру и содержанию надписей, имели не более двух подобных стихотворений в верхней части свитка. В крайне редких случаях их было десять-пятнадцать! А на свитке Дзёсэцу - тридцать одно стихотворение! Причем принадлежат они совершенно разным поэтам, и все поэты - известные и высокопоставленные дзенские монахи Киото начала 15-го столетия.

Интересно отметить, что это был период, когда в Японии зародилась поэзия Вака, и поэзия Вака содержала только 31 символ. Считалось, что стихи Вака содержат чудесную силу самого Будды. Таким образом, композиция из 31 дзенского стихотворения, начертанного на дзенской картине представляется высочайшим уровнем Вака-композиции.

Поэзия Вака36 бессмертных творений поэзии Вака 36 бессмертных творений поэзии Вака

Некоторые из стихотворений столь же странны, как и сама картина Дзёсэцу. Один стих гласит: «С помощью тыквы можно поймать сома, но еще лучше - смазать тыкву маслом». Другой стих гласит: «Если вы поймаете рыбу тыквой, тогда давайте приготовим прозрачный суп, а если у нас нет риса, то давайте возьмем немного песка и приготовим суп из него». В итоге полные загадок предмет и сюжет картины обрастают всё новыми загадками!

Однако многое станет понятным, когда мы узнаем историю создания этого свитка. Но сперва сделаем небольшой экскурс в 14-ое столетие и посмотрим, как формировалась социальная обстановка, в которой жил и творил Дзёсэцу.

«В XIV веке техника или, скорее, эстетика монохромной живописи Сун и Юань прочно утвердилась в Японии, во всяком случае, в дзэнской среде. Социальная ситуация способствовала этой тенденции. В 1336 году при поддержке большинства военных кланов Асикага Такаудзи триумфально оккупировал Киото и основал новое правительство. Под титулом сегуна потомки Асикаги сохраняли свое положение во главе военного правительства до 1573 года. Отсюда и название, под которым известен этот период: период Асикага или Муромати (последний термин относится к району Киото, где находился дворец сегуна).

Дворец АсикагаДворец Han-no Gosho сегунов Асикага Дворец Цветов (Han-no Gosho)
Постороен в 1378 году сёгуном Ёсимицу

Обосновавшись в традиционной столице Киото, члены семьи Асикага проявляли живой интерес к культурным мероприятиям и особенно ревностно покровительствовали школе Дзэн. С начала XV века великие дзэнские монастыри, в частности в Киото и в Камакура, находившиеся под покровительством семьи сёгуна или других могущественных даймё, стали центрами новой привнесенной из Китая культуры. Там монахи вели жизнь духовной утонченности, обмениваясь стихами, написанными на китайском языке. Чтобы представить свой идеал уединения и учебы в обстановке невозмутимого спокойствия, они рисовали пейзажи с элегантными павильонами, которые создавали в собственном воображении».

Монастыри системы годзан в Киото были главными очагами культуры того времени. А в монастыре Сёкоку-дзи, где жил Тайко Дзёсэцу, находилась основанная и возглавляемая им самим Академия художеств, в которой обучались многие мастера живописи.

Монастырь Сёкоку-дзи

Правивший в тот период (с 1394 по 1423 год) Асикага Ёсимоти, 4-й сёгун сёгуната Муромати был не только покровителем искусства и дзенских храмов. Он, предположительно, сам практиковал дзен и причислял себя к школе Риндзай, известной также под названием «школа внезапного просветления». Одним из методов достижения просветления в Риндзай считались коаны – вопросы-загадки, не имеющие решения в плоскости логики и умственной деятельности вообще.

Асикага ЁсимотиПортрет Асикага Ёсимоти Тоса Юкихидэ. Портрет Асикага Ёсимоти (фрагмент)
Храм Дзингодзи. Киото

Так вот однажды Асикага Ёсимоти попросил Дзёсэцу (который занимал в то время должность официального художника семьи сёгуна), разгадать и проиллюстрировать коан «Как можно поймать сома с помощью тыквы?». Есимоти также попросил лучших монахов из пяти лучших дзэнских монастырей Киото поразмыслить над коаном и дать на него поэтический ответ. Нужно при этом понимать, что сом – очень сильная, очень хитрая и очень скользкая рыба. А тыква-горлянка – это сорт тыквы с очень узким «бутылочным» горлышком, которую часто использовали как сосуд для жидкостей.

Первый чаньский патриархПортрет Асикага Ёсимоти Ши Кэ. «Первый чаньский патриарх Хуэйкэ»
(разгадывает коан о Соме и Тыкве)
Токийский национальный музей

И если коан про сома и тыкву-горлянку до сих пор остаётся неразгаданным, то тайна «звездного» состава авторов га-сан для картины Дзёсэцу уже больше не кажется непроницаемой. Ведь указание прокомментировать коан о Соме и Тыкве поступило от верховного правителя и покровителя дзенских храмов – Ёсимоти Асикага.

А вот еще одна загадка, уже искусствоведческая! В предисловии-посвещении Тайгаку Сюсу из храма Нандзен-дзи сообщается, что картина выполнена в «новом стиле». Крупнейший японский искусствовед Танака Итимацу откровенно признаётся, что слово «новый» интерпретации не поддаётся, а доктор Ковелл высказывает предположение, что «новый стиль» является корейским. Акияма Теруказу, прослеживая развитие монохромной живописи тушью в Японии, полагает, что речь идёт о новом этапе в развитии суми-э. «Несколько недавно обнаруженных картин со стихами, написанными тушью такими монахами XIII века, как Хакуун Эге (1223-1297) и Иссан Итиней (1247-1317), показывают, что на первом этапе новая техника использовалась не систематически, а скорее эпизодически и фрагментарно». А в картине Дзёсэцу «монохромная техника используется систематически, что приводит к «новому стилю», как это прямо указывается в надписи, написанной монахом-современником». При этом не совсем понятно, какой смысл вкладывает сам Акияма Теруказу в термин «систематически». Ведь в своей работе он упоминает многих предшественников Дзёсэцу, мастеров суми-э. «Один из них, Мокуан Рэйен, который пересек море между 1326 и 1329 годами и умер на континенте, был оценен как художник даже своими китайскими коллегами, и его сохранившиеся работы полностью оправдывают его славу. Другой художник, Као Нинга, чья жизнь до сих пор малоизвестна, оставил несколько картин тушью с его печатью, которые доказывают, что он был мастером кисти и суми-э. Таким образом, только в XIV веке техника или, скорее, эстетика монохромной живописи Сун и Юань прочно утвердилась в Японии, во всяком случае, в дзэнской среде. <…> Излюбленными сюжетами первых японских живописцев-монахов, практиковавших суми-э, были изображения божеств, почитаемых школой: Шакьямуни, Монджу (Манджушри), Каннон (Авалокитешвара) и др.; а также изображения просветленных мастеров, таких как Дарума (Бодхидхарма) и Хотэй (Будай), и деяния китайских патриархов чань и даосов-отшельников. Часто изображались растения, символизирующие чистоту или духовное одиночество: бамбук, слива, орхидея. Пейзаж служил прежде всего декорацией для «сцены озарения», которая объясняла, как тот или иной патриарх достиг сатори (просветления) благодаря какой-то неожиданной случайности или в ходе беседы со своим учителем». И когда мы рассматриваем картины Као Нинга, Мокуана Рэйена, Токусая Тэссю или Гёкуэна Бонпо, то возникает вполне оправданный вопрос: где та грань, которая отделяет «систематическое» использование монохромной техники от «несистематического»?

Возможно, ответ на загадку «нового стиля» нашёл Джозеф Паркер в своей монографии, вышедшей в свет в 1999 году. По его мнению «старым стилем» следует считать стиль Китидзана Минтё из Тофуку-дзи, работавшего в жанре досякуга. Минтё опирался на традиции мастеров династии Северная Сун – Го Си, Фань Куаня и Ли Чэна. Что же касается «нового стиля», то он вдохновлялся южносунскими «академиками живописи» Ма Юанем и Ся Гуем, вновь вошедшими в моду в Китае в ранние годы династии Мин (т.е. с конца 14 века, когда Минтё был уже сформировавшимся мастером). После Дзёсэцу этот стиль был наиболее заметен в творчестве Тэнсё Сюбуна и других художников из храма Сёкоку-дзи.

1 Тайдзо-ин был основан в 1404 году и считается самым старым из храмов комплекса Мёсcин-дзи.
2 Тайгаку Сюсу (1345-1423) – дзенский монах школы Риндзай периода Муромати. С 1402 по 1404 годы был настоятелем монастыря Сёкоку-дзи.
3 «Га-сан» - текст-комментарий, сопровождающий картину художника, где «га» - картина, а «сан» - форма литературы, в которой описываются и восхваляются достижения человека. Этот термин пришел в Японию из Китая, где использовался в основном до династии Тан.
4 Гёкуэн Бонпо / Bonpo Gyokuen/ «Нефритовый Будда», (1348-1420) – японский дзенский монах, художник суми-э, поэт и каллиграф периода Муромати. Являлся настоятелем двух монастырей в Киото — Кэннин-дзи и Нандзен-дзи.