Сюсин Гидо (義堂周信, 1325-1388) - дзенский монах школы Риндзай с периода Северного и Южного дворов до периода Муромати. Он был крупнейшим знатоком неоконфуцианства и мастером поэзии и прозы на китайском языке (годзан бунгаку, «Литература пяти гор») 14 века.
Настоящее имя (imina) Сюсина неизвестно. «Сюсин» (周信) - его буддийское имя (до-го). Гидо родился с проблемами зрения (вероятно, с катарактой) и когда вырос, взял себе литературное имя «Кугэ-Донин» (空華道人) – «Святой человек, видящий цветы в пустоте». «Кугэ» происходит от санскритского «khpuspa» и указывает на иллюзорное чувственное восприятие. Но в историю Сюсин вошёл под другим своим псевдонимом – «Гидо».
Сюсин родился в уезде Такаока провинции Тоса на острове Сикоку (в настоящее время - город Цуно, Такаока-Гун, префектура Коти) в аристократической семье: отец его был из рода Тайра, а мать – из рода Фудзивара.
В юном возрасте он стал свидетелем насильственной смерти самурая из их клана Цуно. Это событие оказало сильное влияние на Сюсина и побудило его к духовным исканиям. Он стал проявлять интерес к буддизму. В своём дневнике, отрывки которого дошли до наших дней, Гидо рассказывает, как в детстве он нашел и бережно хранил в библиотеке своего отца «Записи бесед Риндзая (Линь-цзы)». Сюсин изучал не только трактаты мастеров Чань, но и основные конфуцианские тексты.
В 1338 году, в возрасте 14 лет, он стал буддийским монахом в храме Сёэн-дзи, принадлежащем к школе эзотерического буддизма Тэндай. В следующем году он отправился в Киото и на горе Хиэй принял Виная (полный махаянистский обет), после чего вернулся в родные края и изучал таймицу в храме Сипуку-дзи.
В 1341 году, когда до него дошли слухи о прославленном мастере дзен Мусо Сосэки (夢窓疎石, Мусо Кокуси, 1275-1351), он отправился в Киото в Тэнрю-дзи, чтобы стать учеником Мусо. Вероятно, именно Наставник Нации (Мусо Кокуси) дал ученику до-го (буддийское имя) - Сюсин.
В Тэнрю-дзи Сюсин начал вести дневник и не прекращал этого занятия всю свою жизнь. Его дневник и поныне является бесценным источником информации о быте и нравах дзенских монастырей 14 века.
Гидо страстно желал поехать в Китай для продолжения обучения, но из-за слабого здоровья не мог этого сделать. В Тэнрю-дзи он помимо практики дзен продолжил изучать китайскую культуру, в том числе неоконфуцианство и китайскую поэзию. В 1348 году (в 4-ый год эры Дзёва) Гидо составил Антологию стихотворений чаньских монахов династии Сун, распределил их по рубрикам и издал под названием «Дзёва-сю» («Собрание эры Дзёва»). Уже сам принцип отбора стихотворений отчетливо свидетельствовал о симпатиях составителя к школе Гулина Цинмао (яп. Курин Сэймо), в которой отдавалось предпочтение духовной, буддийской тематике1.
В 1351 году после смерти Сосэки Сюсин покинул Тэнрю-дзи и поселился в Кэннин-дзи, чтобы продолжить обучение у мастера Рюсана Токкена (龍山徳見, 1284-1358). Обучение у Рюсана повлияло на будущий литературный и поэтический стиль Гидо Сюсина.
В 1359 году специальным декретом сёгуна Такаудзи было приказано направить в регион Канто десять учеников Мусо Сэсэки для распространения школы Мусо. Кандидатов отбирал известный мастер дзен Сюноку Мёха, и в их число попал и Гидо, которому предстояло поселиться в одном из важнейших храмов годзан Камакура – Энгаку-дзи (яп. 円覚寺).
В обязанности Сюсина входило обучение Дзен высших военначальников, представителей сёгуната в регионе Канто, занимавших должности Канто-кубо (глава военного правительства региона Канто) и Канто-канрей2. Должность канто-кубо занимал в то время Асикага Мотоудзи. Сюсин также обучал сына Мотоудзи – юного Удзимицу, который позже, после смерти отца, занял должность Канто-кубо.
Сюсин прожил в Камакура более 20 лет. Помимо Энгагу-дзи, он служил в храме Сороку-дзи (яп. 勝楽寺) в Хитати (современная префектура Ибараки), в Храме Дзенпуку-дзи (яп. 善福寺) и главным монахом в Храме Дзуйсен-дзи (яп. 瑞泉寺) в Камакуре. В 1371 году стал кайсаном (монахом-основателем) монастыря Хон-дзи (яп. 法恩寺). В 1374 году Сюсин стал свидетелем «Великого пожара в Энгаку-дзи», трагическую и мучительную картину которого он описал в своём дневнике.
Как личный наставник правителей Канто Сюсин завоевал огромное доверие Мотоудзи и его сына Удзимицу, Томофуса Уэсуги и Ёсинори, и играл руководящую роль в дзенском сообществе Камакура. Будучи преданным сторонником сёгуната и Северного двора, он отдал много времени и сил для разрешения конфликта между Северным и Южным двором, выступая в роли посредника между враждующими сторонами.
В 1380 году Сюсин был назначен главным монахом Кэннин-дзи, где он когда-то учился у Рюсана Токкена, и вернулся в столицу. Сюсин Гидо покидал Камакура с сожалением, рассчитывая отказаться от предложенного поста и вернуться. Однако в Киото сёгун Ёсимицу лично предложил Гидо занять должность настоятеля и даже проводил его до ворот монастыря.
В те годы Сюсин Гидо слыл крупнейшим знатоком неоконфуцианства. Гидо поощрял конфуцианские политические ценности, такие как централизованное правление и социальная стабильность. Точно так же Гидо стал защитником китайских неоконфуцианских гуманистических ценностей периода Сун, как политических, так и литературных. Наряду с Сюноку Мёха (春屋 妙葩, 1312-1388) и Тюсином Дзэккай (絶海中津, 1334-1405) Сюсин Гидо считался также ведущим литератором и поэтом годзан бунгаку («литература пяти гор») и знатоком китайской культуры.
При Гидо Сюсине монастырь Кэннин-дзи превратился в своего рода Университет китайской культуры, в основном поэзии. (Известно, что в 15 веке именно в Кенниндзи постигал основы китайского стихосложения под руководством Ботацу Рюхан легендарный Иккю Содзюн3). С именем Гидо связывают возникновение нового типа живописи – сигадзику.
Сёгун Асикага Ёсимицу стремился быть лидером не только букэ (самураев), но и кугэ (старой знати), а для того считал необходимым знать китайскую классику. И Гидо Сюсин преподавал сёгуну неоконфуцианство и основы китайской культуры, в том числе поэзии.
В течение восьми лет Гидо являлся личным наставником и близким другом Ёсимицу. Сюсин пользовался огромным доверием Ёсимицу и во многом повлиял на его образ мыслей, и сёгун обращался к Гидо за советами даже по разным политическим вопросам. После того как в 1382 году Сюсин Гидо убедил Ёсимицу в несомненном превосходстве дзен над конфуцианством, в дневнике Гидо больше не встречается никаких положительный замечаний об учении Конфуция.
Сюсин всеми силами способствовал дальнейшему развитию дзенских монастырей, упрочению и расширению влияния Дзен на политическую и культурную жизнь Японии. Он стоял у истоков основания монастыря Сёкоку-дзи под патронажем сёгуна, служил главным монахом в храме Тодзи-дзи.
Но пребывая в Киото, Гидо постоянно скучал по Камакура, которую считал своей духовной вотчиной, и мечтал туда вернуться. Но Ёсимицу упорно не желал расставаться со своим духовным наставником. В присутствии сёгуна в 1386 году состоялась официальная церемония вступления Гидо в должность настоятеля (главного монаха) важнейшего монастыря системы годзан - Нандзен-дзи. Сюсин стал 44-м главой этого монастыря.
В 1388 году под предлогом лечения Гидо отправился на горячие источники в Арима, рассчитывая там завершить составление второй антологии дзенской поэзии, которую он подготавливал на протяжении многих лет. Ощущая приближение смерти, он передал рукопись своему другу Дзэккай Тюсину и по возвращении с источников покинул своё тело в четвёртый день четвёртой луны.
Гидо Сюсин был типичным дзенским монахом-поэтом высшего ранга. Его жизнь и творчество органично переплетались. Спокойный и уравновешенный, таким же он оставался и в своём поэтическом творчестве, страраясь придерживаться «золотой середины»: порицал тех, кто чрезмерно увлекался литературой в ущерб религии, но сам при этом оставил немало превосходных поэтических произведений.
Вероятно, сам Гидо всегда ощущал себя не поэтом, а дзенским монахом, для которого поэтические занятия – дело третьестепенной важности. Но Гидо превосходно изучил китайский язык и мог свободно им пользоваться. Для него поэзия являлась не столько средством самовыражения, сколько инструментом социального общения: обмен стихотворными посланиями, демонстрация своего мастерства во время поэтических вечеринок в присутствии высокопоставленных лиц. Лишь иногда в ней звучат лирические тона.
Среди китайских поэтов, наиболее сильно повлиявших на становление творческой манеры Гидо Сюсина, следует отметить Ду Фу, Ду Му и Во Цзюй-и.
Творческое наследие Сюсина достаточно велико: 20 томов (свитков) «Кугэ-сю» («Собрание Кугэ»). И как уже говорилось выше, сохранился фрагмент дневника Сюсина - «Сборник ежедневных изобретений неба» (空華日用工夫略集). Он был обнаружен лишь в начале 20 веке в библиотеке субрама Рюсоко-ин (両足院) в Нандзен-дзи. 48 томов собрания уже утеряны, сохранились лишь 4 тома Сборника. Они содержат краткий конспект дневников Гидо, которые он вёл 47 лет, начиная с 1341 года и заканчивая годом его смерти (1388).
2 Канто канрей – должность главного помощника Канто-кубо в период Северного и Южного дворов (раннего Муромати). Канто-канрей назначался сёгуном из представителей клана Уэсуги и подчинялся также непосредственно сёгуну.
3 Штейнер Е.С. «Дзен-Жизнь: Иккю и окрестности» Петербургское востоковедение, С.-Петербург, 2006 г., стр. 46