Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста

Школа Хасэгава

Школа Хасэгава (長谷川派) - это японская школа живописи, основанная Хасэгава Тохаку и просуществовавшая с периода Момояма (конец 16 века) до раннего периода Эдо (17 век).

Скалы и волныХасэгава Тогаку. Скалы и волныХасэгава Тогаку. Скалы и волныХасэгава Тогаку. «Скалы и волны»
Из частной коллекции Ларри Эллисон

У Тохаку было шестеро детей: два сына и две дочери от первого брака, и ещё два сына от второго брака. Все четверо сыновей стали художниками: Кюдзо (久蔵, 1568-1593), Сотаку (宗宅, ?-1611), Сакон (左近, 1593-?) и Соя (宗也, 1590-1667). Художниками школы Хасэгава стали и оба зятя: Тосю (等秀) и Тогаку (等学, ?~1623).

Осенние травыШкола Хасэгава. Осенние травыШкола Хасэгава. Осенние травыШкола Хасэгава. «Осенние травы»
Музей искусств Метрополитэн. Нью-Йорк

Из них лишь Кюдзо обладал настоящими дарованиями, чтобы достойно продолжить дело Тохаку и возглавить школу Хасэгава после своего отца. Авторы «Хонтё Гаси» сообщают о Кюдзо, что «по элегантности его картины порой превосходили творения Хасэгава Тохаку. Он унаследовал талант своего отца и превосходно рисовал людей, зверей и птиц, цветы и травы».

Императорский выезд в ОхараХасэгава Кюдзо. Императорский выезд в ОхараХасэгава Кюдзо. «Императорский выезд в Охара»
Токийский национальный музей

В тринадцатом томе «Тайкоки» (太閤記, «Записи Тоётоми Хидэёси») есть раздел, касающийся фусума-э замка Нагоя, в котором говорится: «В Годза-но-ма (Главном зале) есть росписи, сделанные детьми, Хасэгавой Хэйдзо». Если это описка, и речь идёт о Хасэгава Кюдзо, то сын Тохаку участвовал в росписях замка вместе с Кано Мицунобу и другими художниками школы Кано.

Фестиваль ГионХасэгава Кюдзо. Фестиваль ГионХасэгава Кюдзо. «Фестиваль Гион». Фрагмент
Художественный музей префектуры Исикава

За свою короткую жизнь Кюдзо создал несколько прекрасных картин, одна из которых, фусума-э «Сакура» из Тисяку-ин, причислена к Национальным сокровищам Японии.

СакураХасэгава Кюдзо. СакураХасэгава Кюдзо. Сакура Хасэгава Кюдзо. «Сакура»
Храм Тисяку-ин. Киото

Когда Кюдзо умер на 26 году жизни, будущим наследником главы семьи и школы стал Сотаку. Сотаку (宗宅), он же Того (等後), о котором практически ничего не известно, успел получить ранг хоккё, но также умер молодым, на следующий год после смерти Тохаку, в 1611 году. Среди дошедших до наших дней картин Сотаку: росписи ширм (бёобу-э) «Осенние травы» из коллекции монастыря Нандзэн-дзи (Киото), роспись ширмы «Ивы у моста и водяное колесо» из коллекции Музея современного искусства Гумма и роспись ширмы «Гуси, тростники и Осенняя луна» из коллекции Музея искусств Нельсона-Аткинса.

Мост, ивы и водяное колесоХасэгава Сотаку. Мост, ивы и водяное колесоХасэгава Сотаку. «Мост, ивы и водяное колесо»
Музей современного искусства Гунма
Гуси, тростники и Осенняя лунаХасэгава Сотаку. Гуси, тростники и Осенняя лунаХасэгава Сотаку. «Гуси, тростники и Осенняя луна»
Музей искусств Нельсона-Аткинса

Соя (宗也, 1590 - 1667) – сын Хасэгава Тохаку и его второй жены Мёкиё (妙清). Его светское имя – Нобумаса. Прожил дольше всех остальных сыновей Тохаку, но его мастерство сильно уступало мастерству братьев. Возможно, именно поэтому многие источники говорят о том, что не Соя, а Сокан возглавил школу Хасэгава после смерти Сотаку. Из сохранившихся работ Соя упоминают росписи ширм «Ивы у моста и водяное колесо» из коллекции Института искусств Чикаго и «Состязание сумо между Дайкоку и Хотеем» из коллекции Святилища Ясака-Дзиндзя.

Мост, ивы и водяное колесоХасэгава Соя. Мост, ивы и водяное колесоХасэгава Соя. Мост, ивы и водяное колесоХасэгава Соя. «Мост, ивы и водяное колесо»
Институт искусств Чикаго

Сакон (左近, 1593 - ?), он же Тотё (等重) – четвёртый сын Тохаку (от второго брака, как и Соя). Его настоящее имя – Мицуёси. Хасэгава Кюдзо и Хасэгава Сотаку были его старшими сводными братьями, а Соя – родным старшим братом. Следуя примеру своего отца, Сакон называл себя наследником «Сэссю в шестом поколении» (自雪舟六代). Предполагается, что между Саконом и Соя была какая-то вражда. Возможно из-за этого Сакон вообще не упоминается в записях храма Сингё-дзи, который является семейным храмом Хасэгава Соя, и в трёхтомном генеалогическом древе семьи Хасэгава. Сохранилось относительно много картин Сакона, созданных как в стиле Тохаку его поздних лет, так и в декоративном стиле Таварайя Сотацу. Среди его работ - «Шестнадцать Архатов» (храм Дайдзё-дзи в Канадзава) и «Тридцать шесть Бессмертных поэтов» (Святилище Кайдзу, префектура Сига).

Лошади и буйволыХасэгава Сакон. Лошади и буйволыХасэгава Сакон. Лошади и буйволыХасэгава Сакон. «Лошади и буйволы»
Бостонский музей изящных искусств
Даосские БессмертныеХасэгава Сакон. Даосские БессмертныеХасэгава Сакон. «Даосские Бессмертные»
Музей искусств Метрополитэн. Нью-Йорк

Среди других учеников Хасэгава Тохаку был Тоин (等胤), служивший позднее у Датэ Масамунэ (伊達政宗), и многие другие художники, такие как Тойо (等誉), Тодзин (等仁) и Сокан (宗圜).

Ивы у моста через Удзи и водяное колесоШкола Хасэгава. Ивы у моста через УдзиШкола Хасэгава. Ивы у моста через УдзиШкола Хасэгава. «Ивы у моста через Удзи и водяное колесо»
Музей искусств Метрополитэн. Нью-Йорк
Осенние травы МусасиноШкола Хасэгава. Осенние травы МусасиноШкола Хасэгава. «Осенние травы Мусасино»
Музей искусств Ивами