Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Ван Симэн. Горы и воды на тысячу ли.

Сэйрёку сансуй

Сэйрёку сансуй (青緑山水, кит. цинлу шаньшуй, дословно «сине-зелёные горы и воды») – сине-зелёный пейзаж, реалистический стиль китайской пейзажной живописи, использующий яркие минеральные краски, особенно синюю краску, изготовленную из измельчённого азурита, и зелёную краску, изготовленную из порошкообразного малахита.

Согласно китайским историко-искусствоведческим трудам, во времена династии Тан возникли две школы и два стиля пейзажной живописи. Первая школа была основана придворным художником Ли Сысюнем (李思訓, 653-718), «старшим генералом Ли», который принадлежал к правившему при династии Тан императорскому роду Ли. Ли Сысюнь создавал пейзажи в очень тщательной манере, с чётко очерченным контуром изображения, используя технику линии, воспринятую от более ранних художников, таких как Гу Кайчжи (顧愷之, 348-409) и Чжань Цзыцянь (展子虔, ок. 550-604). Затем картины раскрашивались яркими минеральными красками. Наиболее часто использовались синий и зелёный минеральные цвета, поэтому эта манера пейзажной живописи известна как «сине-зелёный пейзаж». Иногда Сысюнь использовал золотую краску для придания картине большей декоративности. Такую вариацию сине-зелёного пейзажа называют кинпэки сансуй (金碧山水, кит. цзинби шаншуй).

Плывущие лодки и павильон у реки| ПейзажЛи Сысюнь. Парусные лодки и павильон Ли Сысюнь. ПейзажЛи Сысюнь. Сине-зелёные пейзажи
«Плывущие лодки и павильон у реки» (слева)
«Пейзаж» (справа)

Несомненный художественный талант Ли Сысюня и его родство с императорами способствовали тому, что «сине-зелёный пейзаж» стал доминирующим в придворном искусстве династии Тан. Традиции «цинлу шаньшуй» продолжили и развивали сын Ли Сысюня - Ли Чжаодао (李昭道, ? 670 - ? 730), «младший генерал Ли», а также младший брат Ли Сысюня – Ли Сыхой (8 в.) и сын последнего Ли Линьфу (? – 752). Самыми ранними дошедшими до нас образцами цинлу шаньшуй являются настенные росписи в гробнице принца Идэ (い徳, 682-701) в городе Шэньси (陝西), где пейзаж служит фоном для изображаемых сцен.

Фрески в гробнице принца ИдэФрески в гробнице принца Идэ (фрагмент)Фрески в гробнице принца Идэ (фрагмент)

Основанный Ли Сысюнем стиль на много столетий пережил своего «духовного отца». «Цинлу шаньшуй» стал каноном для многих поколений китайских художников, черпавших вдохновение в древних традициях. Обращение к «сине-зелёному пейзажу» символизировало приобщение к мастерам исконной живописи и к золотому веку китайской культуры — эпохе Тан. Теоретики искусства династии Мин (Мо Шилун и Дун Цичан) назвали Ли Сысюня родоначальником «северной школы» (бэй цзун) живописи, преемственность с которой прослеживается и в современном китайском искусстве.

Путешествие императора Минхуана в ШуЛи Сысюнь. Путешествие императора Минхуана в ШуЛи Сысюнь. «Путешествие императора Минхуана в Шу»

Выдающийся образец живописи в стиле «сине-зелёного пейзажа», свиток «Горы и воды на тысячу ли», был создан в 1113 году Ван Симэном, которому тогда было около 18 лет. Свиток размером около 12 метров в длину и более полуметра в ширину представляет собой одну из самых больших картин, созданных за всю историю китайской живописи. На ней художник изобразил грандиозную панораму гор и вод в соответствии со старинным стилем Генерала Ли.

Горы и воды на тысячу ли
Ван Симэн. Горы и воды на тысячу ли
Ван Симэн. «Горы и воды на тысячу ли»

Другими известными примерами служат работы художника Южной Сун Чжао Боцзюя (趙伯駒, ок. 1120 - 1162) и литератора династии Юань Цянь Сюаня (銭選, около 1235-1301), который возрождением старого стиля мысленно обращал свои взоры и взоры своих соотечественников к прежним, домонгольским временам.

Краски осени среди рек и гор
Чжао Боцзюй. Краски осени среди рек и гор
Чжао Боцзюй. «Краски осени среди рек и гор»
Мысленный пейзаж Се Ююя
Чжао Мэнфу. Мысленный пейзаж Се Ююя
Чжао Мэнфу. «Мысленный пейзаж Се Ююя»
династия Юань, 1287 г.

В Японии сине-зеленые пейзажи, сэйрёку сансуй, сначала служили фоном в буддийских картинах. В этих картинах центральное место занимали изображения буддийских иерархов или сюжеты, связанные с буддийской тематикой, а не сам пейзаж. Прекрасным образцом служат сохранившиеся фрески в Бёдо-ин с амидаисткой живописью, датируемые 1053 годом.

Картины Райго в Бёдо-инСакаи Хоицу. Четыре сезонаКартины Райго в Бёдо-ин

Чуть позднее, в середине периода Хэйан, полихромные сэйрёку сансуй легли в основу нового направления японской живописи - «ямато-э» (やまと絵). Несмотря на свои континентальные истоки, «ямато-э» стал исконно японским стилем живописи за счёт использования отличительно национальных тем, сюжетов и предметов. Основные жанры и темы ямато-э: «сики-э» (四季絵), «цукинами-э» (月次絵) и «мэйсё-э» (名所絵).

ПейзажПейзаж. Период Хэйан. Роспись ширмы (бёбу)
«Пейзаж». Поздний период Хэйан

В дальнейшем, когда китайская живопись в Японии стала ассоциироваться с суйбокуга, монохромной живописью тушью, использование ярких красок и золотого фона стало отличительной особенностью «ямато-э», особенностью, которая помогла ямато-э сохраниться и обрести «второе дыхание» в конце периода Момояма и начале периода Эдо.