Сэйрёку сансуй (青緑山水, кит. цинлу шаньшуй, дословно «сине-зелёные горы и воды») – сине-зелёный пейзаж, реалистический стиль китайской пейзажной живописи, использующий яркие минеральные краски, особенно синюю краску, изготовленную из измельчённого азурита, и зелёную краску, изготовленную из порошкообразного малахита.
Согласно китайским историко-искусствоведческим трудам, во времена династии Тан возникли две школы и два стиля пейзажной живописи. Первая школа была основана придворным художником Ли Сысюнем (李思訓, 653-718), «старшим генералом Ли», который принадлежал к правившему при династии Тан императорскому роду Ли. Ли Сысюнь создавал пейзажи в очень тщательной манере, с чётко очерченным контуром изображения, используя технику линии, воспринятую от более ранних художников, таких как Гу Кайчжи (顧愷之, 348-409) и Чжань Цзыцянь (展子虔, ок. 550-604). Затем картины раскрашивались яркими минеральными красками. Наиболее часто использовались синий и зелёный минеральные цвета, поэтому эта манера пейзажной живописи известна как «сине-зелёный пейзаж». Иногда Сысюнь использовал золотую краску для придания картине большей декоративности. Такую вариацию сине-зелёного пейзажа называют кинпэки сансуй (金碧山水, кит. цзинби шаншуй).
Несомненный художественный талант Ли Сысюня и его родство с императорами способствовали тому, что «сине-зелёный пейзаж» стал доминирующим в придворном искусстве династии Тан. Традиции «цинлу шаньшуй» продолжили и развивали сын Ли Сысюня - Ли Чжаодао (李昭道, ? 670 - ? 730), «младший генерал Ли», а также младший брат Ли Сысюня – Ли Сыхой (8 в.) и сын последнего Ли Линьфу (? – 752). Самыми ранними дошедшими до нас образцами цинлу шаньшуй являются настенные росписи в гробнице принца Идэ (い徳, 682-701) в городе Шэньси (陝西), где пейзаж служит фоном для изображаемых сцен.
Основанный Ли Сысюнем стиль на много столетий пережил своего «духовного отца». «Цинлу шаньшуй» стал каноном для многих поколений китайских художников, черпавших вдохновение в древних традициях. Обращение к «сине-зелёному пейзажу» символизировало приобщение к мастерам исконной живописи и к золотому веку китайской культуры — эпохе Тан. Теоретики искусства династии Мин (Мо Шилун и Дун Цичан) назвали Ли Сысюня родоначальником «северной школы» (бэй цзун) живописи, преемственность с которой прослеживается и в современном китайском искусстве.
Выдающийся образец живописи в стиле «сине-зелёного пейзажа», свиток «Горы и воды на тысячу ли», был создан в 1113 году Ван Симэном, которому тогда было около 18 лет. Свиток размером около 12 метров в длину и более полуметра в ширину представляет собой одну из самых больших картин, созданных за всю историю китайской живописи. На ней художник изобразил грандиозную панораму гор и вод в соответствии со старинным стилем Генерала Ли.
Другими известными примерами служат работы художника Южной Сун Чжао Боцзюя (趙伯駒, ок. 1120 - 1162) и литератора династии Юань Цянь Сюаня (銭選, около 1235-1301), который возрождением старого стиля мысленно обращал свои взоры и взоры своих соотечественников к прежним, домонгольским временам.
В Японии сине-зеленые пейзажи, сэйрёку сансуй, сначала служили фоном в буддийских картинах. В этих картинах центральное место занимали изображения буддийских иерархов или сюжеты, связанные с буддийской тематикой, а не сам пейзаж. Прекрасным образцом служат сохранившиеся фрески в Бёдо-ин с амидаисткой живописью, датируемые 1053 годом.
Чуть позднее, в середине периода Хэйан, полихромные сэйрёку сансуй легли в основу нового направления японской живописи - «ямато-э» (やまと絵). Несмотря на свои континентальные истоки, «ямато-э» стал исконно японским стилем живописи за счёт использования отличительно национальных тем, сюжетов и предметов. Основные жанры и темы ямато-э: «сики-э» (四季絵), «цукинами-э» (月次絵) и «мэйсё-э» (名所絵).
В дальнейшем, когда китайская живопись в Японии стала ассоциироваться с суйбокуга, монохромной живописью тушью, использование ярких красок и золотого фона стало отличительной особенностью «ямато-э», особенностью, которая помогла ямато-э сохраниться и обрести «второе дыхание» в конце периода Момояма и начале периода Эдо.