Картина Тигр и Дракон (竜虎図), яп. рюко-дзу, кит. лунху-ту, - один из популярных предметов (сюжетов) японской дзенской живописи.
В древнекитайской космологии существовало четыре мифологических животных (四神, кит. «сишэн», яп. «сисин»), наделённых определённым символизмом. Каждое из них олицетворяло, в том числе, одну из четырёх сторон света: Сине-зелёный (Нефритовый) Дракон (青龍, кит. «цинлун», яп. «сэйрю») - Восток; Белый Тигр (白虎, кит. «байху», яп. «бьяко») - Запад; Красный Феникс (白虎, кит. «чжуцуэ», яп. «судзаку») - Юг; и Чёрный воин (玄武, кит. «сюань у», яп. «генбу»), черепахоподобная химера с головой и хвостом змеи, - Север.
В более широком смысле Дракон символизировал Ян, древнекитайский принцип, выражающий мужское начало, Восток, Небо, Восход, Весну, Солнце, Дождь, Свет; а Тигр, наоборот, символизировал Инь, женское начало, Запад, Землю, Закат, Осень, Луну, Ветер и Тьму.
Изображения этих мифологических животных встречаются уже с периода воюющих государств до начала династии Хань в Китае. Их часто помещали на стенах древних китайских и корейских гробниц, где изображения животных выполняли в основном апотропейную функцию, отгоняя злых духов.
В более поздние века пара «Дракон и Тигр» часто использовались в качестве предмета для монохромной живописи тушью (суйбокуга). Знаменитые свитки Муци (牧谿, конец 13 века) в дзенском монастыре Дайтоку-дзи (大徳寺) в Киото стали образцом для подражания для нескольких поколений японских художников.
Начиная с периода Муромати, чаще всего «Дракона и Тигра» изображали на многостворчатых ширмах (屏風, бёбу) и раздвижных перегородках (襖, фусума) в дзэнских храмах. Самый ранний из сохранившихся образцов росписей на ширмах (бёобу-э) с изображением «Дракона и Тигра» принадлежит кисти Танан Тидэна (単庵智伝), ученика Соами. Эта работа хранится в субхраме Дзихо-ин монастыря Кэннин-дзи.
В дальнейшем эта тема вышла за стены дзенских монастырей и стала частью светской культуры и живописи, особенно в самурайской среде. Представители школы Кано, которую официально поддерживал сёгунат Асикага, а потом и сёгунат Токугава, часто обращались в своём творчестве к теме «Тигр и Дракон».
В период Эдо к теме «Тигр и Дракон» обращались не только художники школы Кано. Маруяма Окё (円山応挙, 1733-95), его ученики Нагасава Росэцу (長沢蘆雪, 1754-99) и Ёсимура Кокэй (吉村孝敬, 1770-1836) также создали прекрасные росписи ширм (бёбу), раздвижных перегородок (фусума) и какэмоно, соответственно, на эту тему.
Из других художников, создававших рюко-дзу в конце 19-го - начале 20-го веков, следует упомянуть Хасимото Гахо (橋本雅邦, 1835-1908).
В наше время тема «Тигр и Дракон» по-прежнему пользуется популярностью, хотя давно уже утратила свой символизм и выполняет лишь декоративную функцию.