«Трое смеющихся в Тигровой балке» (虎溪三笑, кит. Хуси саньсяо, яп. Кокэй сансё) - сюжет китайской и японской живописи, аллегория экуменической теории Единства трёх учений – даосизма, буддизма и конфуцианства. Героями этого сюжета являются реальные исторические персонажи: поэт Тао Юаньмин (陶淵明, 365-447), даос Лу Сюцзин (陸修静, 406-477) и буддийский монах-учёный, основатель школы «Общество Белого лотоса», Хуэйюань (慧遠, 334-416), жившие в Империи Восточная Цзинь (東晉, 317-420 годы) в эпоху Шести династий.
Хуэйюань основал монастырь Дунлинь-сы (東林寺) в горах Лушань (современная провинция Цзянси). По легенде он дал обет никогда не пересекать мост, перекинутый через Тигровую Балку (虎渓, «хуси»), символический барьер между священным пространством его горного монастыря и миром за его пределами.
Однажды поэт Тао Юаньмин и Лу Сюцзин решили навестить своего друга Хуэйюаня, который жил затворником уже более 30 лет. Встретившись, они провели вместе весь день, а вечером, когда Тао Юаньмин и Лу Сюцзин собрались домой, Хуэйюань решил проводить своих друзей до выхода из монастыря.
По дороге они так увлеклись беседой, что Хуэйюань сам не заметил, как перешёл мост через Тигровую Балку. Лишь раздавшийся рёв тигра привёл друзей в чувство, и они поняли, что Хуэйюань невольно нарушил свой буддийский обет! Тогда все трое разразились неудержимым смехом, отсюда и название истории – «Трое смеющихся в Тигровой балке» («Ху Си Сань Сяо»).
Именно этот момент обычно изображают на картинах. Герои сюжета представляют здесь три основные учения древнего Китая – конфуцианство (Тао Юаньмин), буддизм (Хуэйюань) и даосизм (Лу Сюцзин). Обет Хуэйюаня символизирует искусственные границы различных Учений, разделяющие их приверженцев, а переход Хуэйюанем моста через Тигровую балку символизирует выход за рамки ограничений того или иного учения. Таким образом, дружба трёх героев сюжета (духовное единство, истинная мудрость) оказывается выше конфессиональных границ.
Этот сюжет в живописи тесно связан с аналогичными темами «Единство трёх учений» (сань-дзяо, 三教) и «Трое и скисшее вино» (сань-суан-ту, 三酸図).
Из ранних сохранившихся работ на эту тему в китайской живописи наиболее известны картина в стиле Ли Тана (конец 12 века) и картина, приписываемая Ма Линю (сыну Ма Юаня).
Наиболее ранние картины японских художников, посвящённые Трём смеющимся в Тигровой балке, относятся к периоду Муромати. Работа Тюана Синко (仲安真康, ?-?), высокопоствленного дзенского монаха и художника из Кэнтё-дзи, датируется 15 веком. Ещё одна работа принадлежит кисти Кэйсона (啓孫, конец 15 в. - начало 16 в.). Кэйсон, который жил и творил в Восточной Японии в районе Камакура, был самым плодовитым последователем Кенко Сёкэя (賢江祥啓, середина 15 в. – начало 16 в.).
Некоторые картины периода Муромати дошли до нас лишь в копиях более поздних мастеров периода Эдо. Например, копия работы Кано Мотонобу (狩野元信, 1476-1559) в исполнении мастера укиё-э Исода Корюсай (礒田 湖龍斎, 1735–1790) или работа, приписываемая кисти великого Сэссю, сохранившаяся лишь в поздней копии периода Эдо (создана предположительно художником школы Кано Сэйсэн-ин Осанобу, 狩野晴川院養信).
Школу японской живописи Сога в этой тематической подборке представляет Сога Сёхаку (曾我蕭白, 1730–1781).
Школа Кано в этой тематической подборке представлена работами Кано Санраку (狩野山楽, 1559-1635), Кано Тоун Масунобу (1625–1694) и Кано Тосюн Ёсинобу (1747-1797).
«Трое смеющихся в Тигровой балке» в исполенении двух известных представителей яонской художественной школы Нанга - Икэ-но Тайга (池大雅, 1723—1776) и Ёса Бусон (与謝蕪村, 1716—1783).