Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Кано Тосюн Ёсинобу. Трое смеющихся в Тигровом Овраге

Трое смеющихся в Тигровой Балке

«Трое смеющихся в Тигровой балке» (虎溪三笑, кит. Хуси саньсяо, яп. Кокэй сансё) - сюжет китайской и японской живописи, аллегория экуменической теории Единства трёх учений – даосизма, буддизма и конфуцианства. Героями этого сюжета являются реальные исторические персонажи: поэт Тао Юаньмин (陶淵明, 365-447), даос Лу Сюцзин (陸修静, 406-477) и буддийский монах-учёный, основатель школы «Общество Белого лотоса», Хуэйюань (慧遠, 334-416), жившие в Империи Восточная Цзинь (東晉, 317-420 годы) в эпоху Шести династий.

Трое смеющихся в Тигровой балкеНеизвестный художник. Трое смеющихся в Тигровой балке

Хуэйюань основал монастырь Дунлинь-сы (東林寺) в горах Лушань (современная провинция Цзянси). По легенде он дал обет никогда не пересекать мост, перекинутый через Тигровую Балку (虎渓, «хуси»), символический барьер между священным пространством его горного монастыря и миром за его пределами.

Трое смеющихся в Тигровой балкеНеизвестный художник. Трое смеющихся в Тигровой балке

Однажды поэт Тао Юаньмин и Лу Сюцзин решили навестить своего друга Хуэйюаня, который жил затворником уже более 30 лет. Встретившись, они провели вместе весь день, а вечером, когда Тао Юаньмин и Лу Сюцзин собрались домой, Хуэйюань решил проводить своих друзей до выхода из монастыря.

По дороге они так увлеклись беседой, что Хуэйюань сам не заметил, как перешёл мост через Тигровую Балку. Лишь раздавшийся рёв тигра привёл друзей в чувство, и они поняли, что Хуэйюань невольно нарушил свой буддийский обет! Тогда все трое разразились неудержимым смехом, отсюда и название истории – «Трое смеющихся в Тигровой балке» («Ху Си Сань Сяо»).

Трое смеющихся в Тигровой балкеТрое смеющихся в Тигровой балкеТрое смеющихся в Тигровой балке

Именно этот момент обычно изображают на картинах. Герои сюжета представляют здесь три основные учения древнего Китая – конфуцианство (Тао Юаньмин), буддизм (Хуэйюань) и даосизм (Лу Сюцзин). Обет Хуэйюаня символизирует искусственные границы различных Учений, разделяющие их приверженцев, а переход Хуэйюанем моста через Тигровую балку символизирует выход за рамки ограничений того или иного учения. Таким образом, дружба трёх героев сюжета (духовное единство, истинная мудрость) оказывается выше конфессиональных границ.

Этот сюжет в живописи тесно связан с аналогичными темами «Единство трёх учений» (сань-дзяо, 三教) и «Трое и скисшее вино» (сань-суан-ту, 三酸図).

Трое и скисшее виноШкола Кано (Кано Мотонобу?). Трое и скисшее виноКано Ацунобу. Трое и скисшее виноШкола Кано. «Трое и скисшее вино». 16 век (слева)
Кано Ацунобу. «Трое и скисшее вино». 16 век (справа)

Из ранних сохранившихся работ на эту тему в китайской живописи наиболее известны картина в стиле Ли Тана (конец 12 века) и картина, приписываемая Ма Линю (сыну Ма Юаня).

Трое смеющихся в Тигровой балкеЛи Тан. Трое смеющихся в Тигровой балкеСтиль Ли Тана. «Трое смеющихся в Тигровой балке»
династия Южая Сун, 12 век
Трое смеющихся в Тигровой балкеМа Линь. Трое смеющихся в Тигровой балкеМа Линь. «Трое смеющихся в Тигровой балке»
династия Южная Сун, 13 век

Наиболее ранние картины японских художников, посвящённые Трём смеющимся в Тигровой балке, относятся к периоду Муромати. Работа Тюана Синко (仲安真康, ?-?), высокопоствленного дзенского монаха и художника из Кэнтё-дзи, датируется 15 веком. Ещё одна работа принадлежит кисти Кэйсона (啓孫, конец 15 в. - начало 16 в.). Кэйсон, который жил и творил в Восточной Японии в районе Камакура, был самым плодовитым последователем Кенко Сёкэя (賢江祥啓, середина 15 в. – начало 16 в.).

Трое смеющихся в Тигровой балкеТюан Синко. Трое смеющихся в Тигровой балкеКэйсон. Трое смеющихся в Тигровой балкеТюан Синко. «Трое смеющихся в Тигровой балке» (слева)
Кэйсон. «Трое смеющихся в Тигровой балке» (справа)

Некоторые картины периода Муромати дошли до нас лишь в копиях более поздних мастеров периода Эдо. Например, копия работы Кано Мотонобу (狩野元信, 1476-1559) в исполнении мастера укиё-э Исода Корюсай (礒田 湖龍斎, 1735–1790) или работа, приписываемая кисти великого Сэссю, сохранившаяся лишь в поздней копии периода Эдо (создана предположительно художником школы Кано Сэйсэн-ин Осанобу, 狩野晴川院養信).

Трое смеющихся в Тигровой балкеИсода Корюсай. Трое смеющихся в Тигровой балкеИсода Корюсай (1735–1790)
«Трое смеющихся в Тигровой балке»
Трое смеющихся в Тигровой балкеКано Сэйсэн-ин Осанобу. Трое смеющихся в Тигровой балкеСтиль Сэссю. Трое смеющихся в Тигровой балкеКано Сэйсэн-ин Осанобу. «Трое смеющихся в Тигровой балке» (слева)
«Трое смеющихся в Тигровой балке», в стиле Сэссю Тойо (справа)

Школу японской живописи Сога в этой тематической подборке представляет Сога Сёхаку (曾我蕭白, 1730–1781).

Трое смеющихся в Тигровой балкеСога Сёхаку. Трое смеющихся в Тигровой балкеСога Сёхаку. «Трое смеющихся в Тигровой балке»

Школа Кано в этой тематической подборке представлена работами Кано Санраку (狩野山楽, 1559-1635), Кано Тоун Масунобу (1625–1694) и Кано Тосюн Ёсинобу (1747-1797).

Трое смеющихся в Тигровой балкеКано Санраку. Трое смеющихся в Тигровой балкеКано Санраку. Трое смеющихся в Тигровой балкеКано Санраку. «Трое смеющихся в Тигровой балке»
пара шестистворчатых ширм в стиле кинпэки
Трое смеющихся в Тигровой балкеКано Тоун Масунобу. Трое смеющихся в Тигровой балкеКано Тоун Масунобу. «Трое смеющихся в Тигровой балке»
Трое смеющихся в Тигровой балкеКано Тосюн Ёсинобу. Трое смеющихся в Тигровой балкеКано Тосюн Ёсинобу. «Трое смеющихся в Тигровой балке»

«Трое смеющихся в Тигровой балке» в исполенении двух известных представителей яонской художественной школы Нанга - Икэ-но Тайга (池大雅, 1723—1776) и Ёса Бусон (与謝蕪村, 1716—1783).

Трое смеющихся в Тигровой балкеИкэ-но Тайга. Трое смеющихся в Тигровой балкеЁса Бусон. Трое смеющихся в Тигровой балкеИкэ-но Тайга. «Трое смеющихся в Тигровой балке» (слева)
Ёса Бусон. «Трое смеющихся в Тигровой балке» (справа)
Трое смеющихся в Тигровой балкеБангаку. Трое смеющихся в Тигровой балкеБангаку. Трое смеющихся в Тигровой балкеБангаку. «Трое смеющихся в Тигровой балке»
Трое смеющихся в Тигровой балкеТосинага. Трое смеющихся в Тигровой балкеЭнака Мугю. Трое смеющихся в Тигровой балкеТосинага. «Трое смеющихся в Тигровой балке» (слева)
Энака Мугю. «Трое смеющихся в Тигровой балке» (справа)