Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Дзенский храм Нандзен-дзи в Киото

Нандзен-дзи

Монастырь Нандзен-дзи (яп. 南禅寺) – один из важнейших дзенских монастырей в средневековой Японии. Храмовый комплекс расположен в восточном районе Киото. В период Муромати Нандзен-дзи имел наивысший ранг в системе годзан Японии, находясь над пятью монастырями годзан Киото и пятью монастырями годзан Камакуры.

Монастырь Нандзен-дзи в Киото

Сан-го (букв. «Имя Горы») этого монастыря – Дзуйрю-Яма (или Дзуйрю-Сан). А Дзи-го (букв. «название монастыря»), то есть полное название - Монастырь Тайхэй Кококу Нандзэн-дзи. Главное изображение монастыря – Будда Шакьямуни, учредитель и покровитель – император Камэяма, кайсан (основатель и первый по счету главный монах) – Мукан Фумон (он же Даймё Кокуси). Это был первый тёкуган-дзи в Японии.

На месте будущего монастыря Нандзен-дзи находился отдельно стоящий дворец Дзенрин-дзи-Доно, построенный императором Го-Сага в 1264 году. Название «Дзенрин-дзи-Доно» произошло от монастыря Дзенрин-дзи1, который находился чуть севернее Дворца (и будущего монастыря Нандзен-дзи). Территория дворца была разделена на «Верхний императорский дворец» и «Нижний императорский дворец», а частный Зал Будды, обустроенный в «Верхнем дворце», получил название Нандзен-ин (Внутренний храм Нандзен). После смерти императора Го-Сага в 1272 году дворец перешел его сыну императору Камэяма.

Во 1289 году уже оставивший трон император Камэяма в возрасте 40 лет вступил в Сангху (стал монахом), став императором-отшельником. По преданию, в тот период времени Камэяму преследовал демон-призрак, который являлся по ночам в Дзенрин-дзи-Доно. Камэяма обратился за помощью к мастеру Дзен Мукану Фумону (無関普門, 1212-1292). Тот пришёл в храм со своими учениками, они сели и молчаливо пребывали в дзадзен длительное время. После этого ночной призрак исчез и больше не являлся Камэяме.

В благодарность Камэяма передал дзенской общине свой дворец Дзенрин-дзи-Доно, который был превращен в монастырь Рёан-сан Дзенрин-дзи, а 80-летнему Мукану Фумону был дарован титул (звание) Кайсана (монаха-основателя монастыря). Это произошло в 1291 году.

Раннее утро в Нандзен-дзи

После смерти монаха-основателя Нандзен-дзи Мукана Фумона работы по сооружению зданий и построек монастыря легли на плечи второго настоятеля (главного монаха) Киана Соэна (Нанина Кокуси), ученика Мугаку Согэна. К 1299 году строительство монастыря было завершено.

Считается, что первоначальное название монастыря «Рёан-сан Дзенрин-дзи» было изменено на «Нандзен-дзи» в период эры Сёан2, то есть в период с 1299 по 1302 год.

В 1313 году третьим настоятелем монастыря Нандзен-дзи стал известный чаньский монах Ишань Инин (一山一寧, яп. Иссан Итиней, 1247-1317), прибывший в Японию по приглашению удалившегося на покой императора Го-Уда. При Итинее Нандзен-дзи стал центром зарождения и развития литературного движения годзан бунгаку.

В 1325 году в монастырье служил главным монахом Мусо Сосэки.

В 1334 году, формируя систему годзан («Пяти гор») в Киото, император Го-Дайго на первое место поставил монастырь Нандзен-дзи, а в 1386 году при сёгуне Асикага Ёсимицу Нандзен-дзи получил особый статус и наивысший ранг в системе годзан Японии. Нандзен-дзи стал важнейшим монастырём Японии, стоявшим над пятью монастырями годзан Киото и пятью монастырями годзан Камакуры.

До войны Онин Нандзен-дзи дважды, первый раз в 1393 году и второй раз - в 1447 году, сильно пострадал от пожара, но каждый раз быстро отстраивался заново.

Снегопад в Нандзен-дзи

В первый год смуты Онин (1467 год) во время уличных сражений пожаром были уничтожены все строения монастырского комплекса.

Возрождение монастыря начали лишь в период Эдо, когда в 1605 году настоятелем стал Исин Судэн (以心崇伝, 1569-1633). Нандзен-дзи был не только восстановлен, но и расширен. На его территории находилось в период Эдо от 9 до 12 суб-монастырьов.

В 2005 году прилегающая к Нандзен-дзи территория и сам Нандзен-дзи были признаны Национальной достопримечательностью (историческим памятником) Японии.

1 Монастырь Дзерин-дзи был важнейшим монастырьом одного из ответвлений школы Дзёдо («Чистая Земля»).
2 Сёан (яп. 正安) — девиз правления (нэнго) японских императоров Го-Фусими и Го-Нидзё, использовавшийся с 1299 по 1302 год.