Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Као Нинга. Хотэй, указывающий на Луну.

Кто такой Као Нинга

Као Нинга (год рождения и смерти неизвестен) – японский художник, представитель раннего этапа развития японской суйбокуга. Расцвет его творчества приходится на первую половину 14-го века, с окончания периода Камакура до периода Северного и Южного дворов. Известен как представитель ранних дзэнрин-га-со (дзэнских монахов-художников) в Японии, наряду с Мокуаном, Токусаем Тэссю и другими.

До нашего времени дошли только его картины и никакой информации о самом Као. Он работал в жанрах досякуга (даосско-буддийская портретная живопись) и катёга (изображения цветов и птиц). Среди них «Портрет Кандзана (Ханьшаня)», «Портрет Дзиттоку», «Сянь-цзы, ловящий креветок», «Бамбук и воробей», «Монах, зашивающий одежду на утреннем солнце» (朝陽補綴図) и «Шакьямуни, спускающийся с горы».

Кандзан и ДзиттокуКао Нинга. Кандзан и Дзиттоку (Хань-Шань и Шидэ) Као Нинга. Начало 14-го века
«Кандзан (Хань-Шань)» (слева)
«Дзиттоку (Шидэ)» (справа)
Токийский национальный музей

Изучая работы Као Нинга историки-искусствоведы строят догадки о личности их автора. Причем все версии базируются исключительно на этимологическом анализе творческих псевдонимов художника. На всех его картинах есть две печати. Большая печать - 可翁 (KА-О) и маленькая печать - 仁賀 (НИ-ГА или НИН-ГА). Часть историков-искусствоведов по ряду причин считают ключевой вторую печать (НИН-ГА) и связывают её с художественной школой Такума. Соответственно, согласно их версии, Као Нинга - неизвестный профессиональный буддийский художник из школы Такума.

Лунный свет | Утреннее солнцеКао Нинга. Монах, читающий сутры при лунном светеКао Нинга. Монах, зашивающий одежду под утренним солнцем Као Нинга. 14 век.
«Монах, читающий сутры при лунном свете» (слева)
«Монах, зашивающий одежду под утренним солнцем» (справа)
Бостонский музей изящных искусств / Музей искусств Кливленда

Другие исследователи считают ключевой первую печать - 可翁 (KА-О) – и на этом основании ассоциируют художника с известным дзенским монахом школы Риндзай того времени - Као Содзэном, или Као Сонэном (可翁宗然, ?-1345), о жизни которого известно чуть больше, чем о безвестном художнике школы Такума.

Сянь-цзы (Кенсу) | Кандзан (Хань-Шань)Као Нинга. Сянь-цзы, ловящий креветокКао Нинга. Кандзан (Хань-Шань) Као Нинга. Начало 14-го века
«Сянь-цзы, ловящий креветок». Токийский Национальный музей (слева)
«Кандзан (Хань-Шань)». Собрание Токиваяма (справа)

Обе версии имеют свои слабые места. Так внимательный анализ картин художника свидетельствует о глубоком понимании им духа Дзен (см. «Шитьё монаха»). Более того, большая часть картин художника написаны в жанрах досякуга, изображая родоначальников буддизма (Шакьямуни) и легендарных чаньских персонажей (Кандзан и Дзиттоку). Так что Као был скорее дзенским монахом, чем профессиональным светским художником из школы Такума, и версия с Као Сонэном кажется более предпочтительной. Но и у неё есть уязвимое место: сохранилось немало датируемых 14-м веком документальных свидетельств о Као Сонэн как о дзенском монахе, но там нет никаких упоминаний о том, что он был еще и художником.

Кандзан (Хань-Шань)Као Нинга. Кандзан (Хань-Шань)Као Нинга. Кандзан (Хань-Шань)Као Нинга. Начало 14-го века
«Кандзан (Хань-Шань)». Галерея искусств Фрир (слева)
«Кандзан (Хань-Шань)». Музей искусств Санрицу Хатори (справа)

Однако при полном отсутствии какой-либо информации о личности художника и при наличии огромного желания написать хоть что-то о его «биографии» искусствоведы закрывают глаза на подобные несостыковки и принимают за основу факты из жизни Као Содзэна. И мы последуем их примеру.

Као Сонэн родился в провинции Тикуго. Сонэн - его настоящее имя, а Као и Рёдзэн - его псевдонимы. Обучался Дзен у Нанпо Дзёмё (南浦紹明, 1235-1309) в монастыре Кэнтё-дзи в Камакура и унаследовал Дхарму (получил от учителя инка). В 1320 году он вместе с Дзякусицу Гэнко (寂室元光, 1290 – 1367) отправился в Китай династии Юань, чтобы обучаться Дзен у Чжонфэн Минбэня (1263-1323) и Гулинь Цинмао (яп. Курин Сеймо - 1262-1329).

Сёфуку-дзи в Хаката
Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката. Санмон
Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката. Зал Будды
Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката. Зал Будды
Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката. Зал Будды
Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката. Кури
Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката. Кури
Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката. Колокольня
Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката. Колокольня
Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката
Монастырь Сёфуку-дзи в Хаката
 

После возвращения в Японию в 1326 году, он жил в Хаката (теперь - Фукуока) в монастыре Сёфуку-дзи, потом перебрался в Киото и жил в монастырях Мандзю-дзи и Кэннин-дзи. Стал кайсаном (монахом-основателем) монастыря Дзэндо-дзи (禅通寺) в провинции Идзуми. В 1344 году он был назначен настоятелем (главным монахом) монастыря Нандзэн-дзи. Через год он оставил этот пост и удалился в пригород Киото - район Хигасияма, где основал обитель Тэндзун-ан (天潤庵). Там в уединении он и провёл последние месяцы жизни. Он был значительной фигурой мира Дзен. Его сиго (посмертное имя) – Фуса Дайсо Дзенси («Великий Святой, Мастер Дзен»).

Бамбук и воробей | БамбукКао Нинга. Бамбук и воробейКао Нинга. Бамбук Као Нинга. Начало 14-го века
«Бамбук и воробей». Музей японской истории. Нара (слева)
«Бамбук». Музей искусств Метрополитэн (справа)

Кем бы ни был Као Нинга, среди японских живописцев он одним из первых воспользовался непринужденными и характерными штрихами для изображения сюжетов дзэн монохромной тушью, тем самым точно уловив дух этой традиции.

Из девяти дошедших до нас работ, принадлежащих кисти Као Нинга, шесть находятся в японских музеях и храмах, две – в частных коллекциях, и один из портретов Кандзана (Хань-шаня) – в Галерее искусств Фрира в Вашингтоне.

Хотэй, указывающий на Луну, цветы и птицыКао Нинга. Хотэй, указывающий на Луну, цветы и птицыКао Нинга. Начало 14-го века
«Хотэй, указывающий на Луну, цветы и птицы»

Часть картин Као дошла до наших дней лишь в виде репродукций на страницах печатных изданий 18-19 веков, например, триптих (санпукуцуй) «Хотэй, указывающий на Луну, цветы и птицы» и свиток «Кандзан и Дзиттоку».

Кандзан и Дзиттоку | ШакьямуниКао Нинга. Кандзан и ДзиттокуКао Нинга. Шакьямуни, спускающийся с горыКао Нинга. «Кандзан и Дзиттоку» (слева)
Као Нинга. «Шакьямуни, спускающийся с горы» (справа)

Наряду с Мокуаном Рэйэном Као стоял у истоков развития суйбокуга (суми-э) в Японии. Благодаря ранним дзэнрин-гасо монохромная живопись тушью стала со временем излюбленным направлением живописи в культуре дзен.