Као Нинга (год рождения и смерти неизвестен) – японский художник, представитель раннего этапа развития японской суйбокуга. Расцвет его творчества приходится на первую половину 14-го века, с окончания периода Камакура до периода Северного и Южного дворов. Известен как представитель ранних дзэнрин-га-со (дзэнских монахов-художников) в Японии, наряду с Мокуаном, Токусаем Тэссю и другими.
До нашего времени дошли только его картины и никакой информации о самом Као. Он работал в жанрах досякуга (даосско-буддийская портретная живопись) и катёга (изображения цветов и птиц). Среди них «Портрет Кандзана (Ханьшаня)», «Портрет Дзиттоку», «Сянь-цзы, ловящий креветок», «Бамбук и воробей», «Монах, зашивающий одежду на утреннем солнце» (朝陽補綴図) и «Шакьямуни, спускающийся с горы».
Изучая работы Као Нинга историки-искусствоведы строят догадки о личности их автора. Причем все версии базируются исключительно на этимологическом анализе творческих псевдонимов художника. На всех его картинах есть две печати. Большая печать - 可翁 (KА-О) и маленькая печать - 仁賀 (НИ-ГА или НИН-ГА). Часть историков-искусствоведов по ряду причин считают ключевой вторую печать (НИН-ГА) и связывают её с художественной школой Такума. Соответственно, согласно их версии, Као Нинга - неизвестный профессиональный буддийский художник из школы Такума.
Другие исследователи считают ключевой первую печать - 可翁 (KА-О) – и на этом основании ассоциируют художника с известным дзенским монахом школы Риндзай того времени - Као Содзэном, или Као Сонэном (可翁宗然, ?-1345), о жизни которого известно чуть больше, чем о безвестном художнике школы Такума.
Обе версии имеют свои слабые места. Так внимательный анализ картин художника свидетельствует о глубоком понимании им духа Дзен (см. «Шитьё монаха»). Более того, большая часть картин художника написаны в жанрах досякуга, изображая родоначальников буддизма (Шакьямуни) и легендарных чаньских персонажей (Кандзан и Дзиттоку). Так что Као был скорее дзенским монахом, чем профессиональным светским художником из школы Такума, и версия с Као Сонэном кажется более предпочтительной. Но и у неё есть уязвимое место: сохранилось немало датируемых 14-м веком документальных свидетельств о Као Сонэн как о дзенском монахе, но там нет никаких упоминаний о том, что он был еще и художником.
Однако при полном отсутствии какой-либо информации о личности художника и при наличии огромного желания написать хоть что-то о его «биографии» искусствоведы закрывают глаза на подобные несостыковки и принимают за основу факты из жизни Као Содзэна. И мы последуем их примеру.
Као Сонэн родился в провинции Тикуго. Сонэн - его настоящее имя, а Као и Рёдзэн - его псевдонимы. Обучался Дзен у Нанпо Дзёмё (南浦紹明, 1235-1309) в монастыре Кэнтё-дзи в Камакура и унаследовал Дхарму (получил от учителя инка). В 1320 году он вместе с Дзякусицу Гэнко (寂室元光, 1290 – 1367) отправился в Китай династии Юань, чтобы обучаться Дзен у Чжонфэн Минбэня (1263-1323) и Гулинь Цинмао (яп. Курин Сеймо - 1262-1329).
После возвращения в Японию в 1326 году, он жил в Хаката (теперь - Фукуока) в монастыре Сёфуку-дзи, потом перебрался в Киото и жил в монастырях Мандзю-дзи и Кэннин-дзи. Стал кайсаном (монахом-основателем) монастыря Дзэндо-дзи (禅通寺) в провинции Идзуми. В 1344 году он был назначен настоятелем (главным монахом) монастыря Нандзэн-дзи. Через год он оставил этот пост и удалился в пригород Киото - район Хигасияма, где основал обитель Тэндзун-ан (天潤庵). Там в уединении он и провёл последние месяцы жизни. Он был значительной фигурой мира Дзен. Его сиго (посмертное имя) – Фуса Дайсо Дзенси («Великий Святой, Мастер Дзен»).
Кем бы ни был Као Нинга, среди японских живописцев он одним из первых воспользовался непринужденными и характерными штрихами для изображения сюжетов дзэн монохромной тушью, тем самым точно уловив дух этой традиции.
Из девяти дошедших до нас работ, принадлежащих кисти Као Нинга, шесть находятся в японских музеях и храмах, две – в частных коллекциях, и один из портретов Кандзана (Хань-шаня) – в Галерее искусств Фрира в Вашингтоне.
Часть картин Као дошла до наших дней лишь в виде репродукций на страницах печатных изданий 18-19 веков, например, триптих (санпукуцуй) «Хотэй, указывающий на Луну, цветы и птицы» и свиток «Кандзан и Дзиттоку».
Наряду с Мокуаном Рэйэном Као стоял у истоков развития суйбокуга (суми-э) в Японии. Благодаря ранним дзэнрин-гасо монохромная живопись тушью стала со временем излюбленным направлением живописи в культуре дзен.