Косодэн-э (高僧伝絵) – буквально «иллюстрированные биографии высокопоставленных монахов», – иллюстрированные жизнеописания почитаемых буддийских патриархов и прославленных монахов; один из жанров малоформатной японской живописи. Иногда используется сокращённый вариант названия – э-дэн (絵伝, «иллюстрированные биографии»).
Большинство косодэн-э были выполнены в формате эмаки (絵巻) или эмакимоно, то есть горизонтальных (настольных) свитков. Но есть также и образцы, созданные в формате вертикального (настенного) свитка – какэмоно (掛物), причём со сценами, выложенными в горизонтальном регистре, чтобы их можно было просматривать как горизонтальный свиток.
Традиция создания биографий буддийских монахов, косодэн, формировалась в Китае уже как минимум с 6 века н.э. В Японии такие биографии, известные как одзёдэн (往生伝), появились в период Камакура для популяризации основателей новой буддийской школы Дзёдо (浄土, «Чистая Земля») и отличительных основ её учения. В то время все слои общества были охвачены апокалиптическими настроениями, и новая школа обрела большое число последователей. На протяжении периодов Камакура и Муромати было создано огромное количество иллюстрированных биографий известных монахов, посвящённых китайским, корейским, и японским основателям буддийских школ или выдающимся представителям этих школ.
«Повествование» в косодэн-э акцентировалось на религиозных практиках, добрых делах, чудесных преимуществах веры, достижении просветления и умиротворённого ухода из жизни, часто среди лепестков лотоса и в окружении Амиды и его свиты. Иллюстрированные биографии основывались на исторических фактах, рассказывали о реальных персонажах и событиях и, соответственно жанру, содержали конкретные даты, хотя часто в канву повествования вплетались легенды и притчи.
Термин «косодэн-э» обычно относится к иллюстрированным жизнеописаниям выдающихся монахов, сделанным после 12 века, в периоды Камакура и Муромати. Однако есть некоторые работы, тематически относящиеся к этому же жанру, но созданные в предшествующий период Хэйан. Так настенные росписи с «Иллюстрированной биографией принца Сётоку» (聖徳太子絵伝, «Сётоку Тайси э-дэн») были выполнены в 1069 году. Согласно монастырской записи, их автором был художник Хата Титэй (秦致貞). Принц Сётоку, который считается основоположником буддизма в Японии, никогда не был буддийским монахом, хотя в народе он почитается как буддийский святой.
Самая ранняя версия «Иллюстрированной биографии принца Сётоку», исполненная на шелку, первоначально украшала стены Дворца-Эрмитажа (Эдоно) монастыря Хорю-дзи (法隆寺). В 1786 году по причине плохой сохранности она была снята со стен, разделена на пять частей, которые были натянуты на пять ширм. В таком виде она дошла до наших дней и в настоящее время хранится в Токийском Национальном музее. «Иллюстрированная биография принца Сётоку» по своему масштабу, по многочисленности и разнообразию составляющих ее эпизодов более всего напоминает росписи храма Феникса. Мы видим здесь и сцены пиршества и эпизоды, в которых изображены слуги, отгоняющие от дворца любопытствующий простой народ, и др. Однако момент повествования, интерес к передаче чисто жанровых подробностей выражен здесь несравненно определеннее и ярче. Обращает на себя внимание композиционное расположение отдельных сцен: в основном оно то же, что и в свитках, только с тем различием, что здесь они расположены по вертикали. В «Иллюстрированной биографии принца Сётоку» мы находим и другие особенности, которые затем встретим в горизонтальных свитках (эмакимоно). Например, специфические приёмы изображения домов без крыш для показа замкнутого интерьера с высокой точки зрения («фукинуки ятай»), характерное изображение человеческих лиц с условным рисунком глаз и носа, намеченных штрихом, получившее название «хикимэ кагибана».
Ещё одна интересная деталь, точнее стилистический приём, который мы видим в «Иллюстрированной биографии принца Сётоку», — особое изображение тумана в виде горизонтальных полос с круглящимся завершением. Подобного рода полосы, пересекающие по горизонтали композицию, так называемые «суйари» или «касуми», стали впоследствии важным композиционным элементом в различных видах живописи ямато-э, на свитках, ширмах и др.
Таким образом, к середине 11 века уже сформировались многие композиционные и художественные принципы, из которых слагается та художественная форма, которую мы находим в горизонтальных свитках первой половины 12 века»1.
После 13 века с ростом культа Сётоку Тайси, поддерживаемого старыми буддийскими школами Нара, такими как Хосо (法相) и Тэндай (天台), было создано множество версий и копий иллюстрированной биографии Сётоку.
Другой известный иллюстрированный свиток, созданный в период Хэйан, - это «Легенды горы Сиги» (信貴山縁起絵巻, «Сигисан энги эмаки»), традиционно относящийся к жанру сядзи-энги-э (社寺縁起絵). Но поскольку «Легенды горы Сиги» повествуют о чудесных историях из жизни основателя храма Тёгосонси-дзи, в данном случае священника Мёрэна, то этот свиток также может рассматриваться как пример косодэн-э, «иллюстрированной биографии выдающихся монахов».
Один из ранних образцов классической косодэн-э (первая половина 13 века, период Камакура) – «Иллюстрированные биографии основателей школы Кэгон» (華厳宗祖師絵伝, «Кэгонсю-соси-эдэн»), также известный как «Гисё Гангё-э» (義湘元暁絵, «Иллюстрированные биографии Гисё и Гангё / Уйсан и Вёонхё) по именам двух основателей школы, которые были корейскими монахами.
Этот набор из 6 иллюстрированных свитков принадлежит Кодзан-дзи (高山寺), буддийскому храму в Тоганоо, на северо-западе Киото, славящемуся красотой осенних листьев. Кодзан-дзи был возрожден влиятельным монахом Мёэ Сёнином (明恵上人, 1173-1232) в начале периода Камакура (1185-1333 гг.) как тренировочный центр для школы Кэгон в Японии. Именно Мёэ, как полагают, был инициатором создания этих свитков с косодэн-э. Есть предположение, что автором живописи был Эни Тибо Дзёнин (恵日房成忍), художник-монах из Кодзан-дзи, расцвет творчества которого пришёлся на первую половину 13 века. Дзёнин был учеником Мёэ Сёнина и совместно с другим буддийским художником Сюнга (俊賀) из школы Такума изучал китайскую живопись династии Сун, которая оказала сильное влияние на его творчество.
Датируемая 1298 годом косодэн-э «Путешествие на Восток» (東征伝絵巻, «Тосэйдэн-эмаки») повествует о жизни китайского монаха Цзяньчжэня (яп. Гандзин 鑑真, 687-763), который с большими трудностями прибыл в Японию, чтобы распространять учение школы Рицу (律). В Японии Цзяньчжэнь основал монастырь Тосёдай-дзи, который стал центром японской школы Рицу. Автор живописи – художник Рэнгё (蓮行), известный также как Рикуро Хэй (六郎兵衛). В наши дни эта работа (5 свитков) хранится в монастыре Тосёдай-дзи (唐招提寺) в Нара.
Другими примерами иллюстрированных жизнеописаний монахов неяпонского происхождения являются «Биографии пяти патриархов школы Дзёдо» (浄土五祖絵巻, «Дзёдо Госо эмаки») и «Биография Сюаньчжуана (Гэндзё)» (玄奘三蔵絵巻, «Гэндзё Сандзо эмаки»), основателя буддийской школы Фасян (яп. Хоссо), жившего в Китае в 7 веке н.э., во времена династии Тан. Косодэн-э «Биографии пяти патриархов школы Дзёдо» датируется 1305 годом и хранится в наши дни в монастыре Комё-дзи (光明寺), префектура Канагава. «Иллюстрированная биография Сюаньчжуана (Гэндзё)» была создана в начале 14 века в императорском э-докоро под руководством Такасина Такаканэ (高階隆兼). В наше время эта работа хранится в Художественном музее Фудзита, в Осака.
Яркими примерами косодэн-э с жизнеописанием японских буддийских монахов являются иллюстрированные жизнеописания Сайгё, Хонэна, Синрана и Иппэна. Наиболее ранняя из сохранившихся версий «Иллюстрированной биографии великого Хонэна» (法然上人絵伝, «Хонэн Сёнин эдэн») находится в храме Тион-ин (知恩院) в Киото и датируется 13-14 веками.
Первая биография Синрана (1173–1263), основавшего Школу Истинной Чистой Земли (Дзёдо Синсю), была написана в 1295 году его внуком и третьим настоятелем Хонган-дзи - Какунё (覚如, 1270–1351). Она называлась «Иллюстрированная биография святых храма Хонган-дзи» (本願寺聖人伝絵, «Хонган-дзи Сэйнин дэн-э») и была создана в формате эмакимоно (горизонтальный свиток). Но в 1336 году она была утрачена во время пожара. В 1343 году «Хонган-дзи Сэйнин дэн-э» была воссоздана под новым названием «Жизнь святого Синрана», но тексты и иллюстрации были разделены. Иллюстрации были созданы в формате настенных свитков. Последние вывешивались в залах храмов во время ежегодной поминальной службы в день кончины Синрана.
«Иллюстрированная биография святого Иппэна» (一遍聖絵, «Иппэн хидзири э») была создана в 1299 году художником-монахом Хогэн Эни (法眼円伊) и его студией. «Иппэн хидзири э» состоит из двенадцати свитков, семь из которых хранятся в Токийском Национальном музее, а остальные - в храме Конкико-дзи (歓喜光寺) в Киото. История рассказывает о священнике Иппэне, жившем в 13 веке, как о великом проповеднике учения Будды Амиды, всю жизнь проведшем в странствиях. Основными темами «Жизнеописания святого Иппэна» является проповедь священника перед возбужденной его словами толпой и пейзаж». Эта работа заслуживает особого упоминания за отличное сочетание документальности, точности и живописной красоты. «Среди дошедших до нас произведений второй половины 13 века, разрабатывающих пейзаж уже как самостоятельную тему, «Иллюстрированная биография святого Иппэна» представляет наибольший интерес»2.
Другая линия иллюстрированной биографии Иппэна началась с рукописной версии его ученика Таа (他阿, 1237-1319), которая называется «Иппэн Сёнин э-ден» (две версии с большим количеством копий, выпущенных в 14 веке и позднее).
Ещё один пример – «Юдзу Нэмбуцу энги-эмаки» (融通念仏縁起), два свитка с иллюстрированной биографией Рёнина (良忍, 1073-1132), родоначальника одного из ответвлений буддийской школы Дзёдо, и историей его Школы. Первый свиток изображает биографию японского буддийского монаха Рёнина. Второй свиток начинается со сцен смерти Рёнина и содержит эпизоды, иллюстрирующие эффективность следования его учениям. Рёнин утверждал полную взаимосвязь всех вещей и духовную пользу произнесения имени Будды Амиды. Последователи Рёнина считали, что для спасения не нужны ни медитация, ни духовные практики, ни чтение сутр; достаточно лишь искренне почитать и восхвалять Амида-будду, повторяя молитву «Наму Амида буцу» («Помню Амида-будду»).
Оригинальные свитки «Юдзу Нэмбуцу энги-эмаки» были созданы в 1314 году, но до наших дней они, к сожалению, не дошли. Сохранились лишь копии того же 14 века: они хранятся в Музее искусств Кливленда и Институте искусств Чикаго.
Кроме того, известно, что харизматичный последователь Рёнина – Рётин (良鎮) - занимался распространением свитков с изображениями и книг с гравюрами на дереве по всей стране от эры Эйтоку до эры Оэй (1380–1420 гг.). Спрос на эти свитки был настолько велик, что было выпущено два издания печатных наборов на деревянных блоках (некоторые из них сохранились). Печатные иллюстрации послужили основой для последующих раскрашенных копий.
Хотя «иллюстрированные биографии выдающихся монахов» и создавались исключительно в религиозных целях, в наши дни все образцы косодэн-э представляют несомненную художественную и историческую ценность, позволяя проследить этапы развития ранней японской живописи. «Главное, что отличает такие свитки, как «Жизнеописание священника Сайгё» («Сайгё моногатари эмаки»), «Восточное путешествие» («Тосэйдэн-эмаки», 1298), о путешествии из Китая в Японию священника Гандзина, основателя храма Тосёдай-дзи в Нара, «Жизнеописание святого Иппэна» (1299), в целом укладывающиеся в рамки повествовательной живописи, — это несравненно большая роль пейзажа и его новая художественная трактовка»3.
2 Бродский В.Е. «Японское классическое искусство», изд. Искусство, Москва, 1969 г. стр. 89
3 Бродский В.Е. «Японское классическое искусство», изд. Искусство, Москва, 1969 г. стр. 87