Касэн-э (歌仙絵) - портреты «Бессмертных» представителей японской поэзии (касэн, 歌仙); разновидность реалистической портретной живописи нисэ-э (似絵), зародившаяся в поздний период Хэйан и сформировавшаяся в период Камакура.
Поэты и поэтессы, возвеличенные в «касэн-э» до ранга «святых» или «Бессмертных», были мастерами вака, 31-слоговой японской поэтической формы (также называемой танка). В основном, это были поэты, чьи произведения вошли в состав знаменитых поэтических антологий «Манъесю» и «Кокинвакасю». Под портретом «Бессмертного поэта» обычно помещалось его имя, краткая биография и одно из его известных стихотворений. Соединяя каллиграфию, поэзию и живопись в едином формате, касэн-э хорошо иллюстрируют тесную взаимосвязь между этими тремя видами искусства.
Возникновение жанра касэн-э связывают с появлением идеализированных портретов Какиномото-но Хитомаро (柿本人麿, конец 7 в.), который почитался как покровитель поэзии в период Хэйан. Документы свидетельствуют, что портреты Какиномото-но Хитомаро вывешивались на посвящённых ему поэтических вечерах во второй половине 11 века.
Чуть позже появилась антология «Тридцать шесть Бессмертных японской поэзии». Согласно традиции, дискуссия о достоинствах различных поэтов вака побудила поэта и критика Фудзивара-но Кинто (藤原公任, 966–1041) назвать «36 лучших поэтов» из периодов Асука (538-710 гг.), Нара (710–794 гг.) и Хэйан (794–1185 гг.), включая 31 мужчину и 5 женщин. И первым в списке тридцати шести «Бессмертных» был упоминавшийся выше Какиномото-но Хитомаро. Этот перечень поэтов и их образцовых стихотворений и лёг позднее в основу иллюстрированного свитка «Портреты тридцати шести Бессмертных японской поэзии» (三十六歌仙絵, «Сандзюроккасэн эмаки»).
Примерно с 11 века состязания в поэзии и живописи стали любимым развлечением придворной знати, и «Тридцать шесть Бессмертных японской поэзии» стали любимым предметом японского искусства. 36 поэтов традиционно изображались в достойной манере, соответствующей их аристократическому рангу.
Самые ранние из сохранившихся образцов касэн-э на тему «Тридцати шести Бессмертных японской поэзии» датируются серединой 13 века. Это «свиток Сатакэ» (佐竹), названный в честь семьи Сатакэ, владевшей этим произведением до 1919 года; и «свиток Агедатами» (上畳), названный так в честь характерных циновок (татами), на которых изображены сидящие поэты. В версии Сатакэ 36 поэтов были разделены на 18 пар, как бы представляя воображаемое поэтическое состязание (ута-авасэ). Поэтому эти портреты относят также к жанру живописи «ута-авасэ-э», развивавшемуся параллельно с касэн-э.
«Бессмертных поэтов» и художников, рисовавших их портреты, разделяли столетия, и изображения на этих «портретах» являлись плодом воображения художников. Но несмотря на это, портреты писались как будто с натуры: столь богатое разнообразие мимики было использовано мастерами кисти, чтобы выразить индивидуальные черты характера каждого поэта.
Тема «Тридцати шести Бессмертных японской поэзии» оставалась популярной на протяжении всей японской истории, и позднее художники продолжали изображать бессмертных поэтов в одеяниях эпохи Хэйан. Аристократы-мужчины обычно изображались в жёстких, объёмных одеждах с широкими штанами (хакама) и чёрными лакированными шапками (эбоси). Дамы «облачались» в роскошные двенадцатислойные одеяния (дзюнихитоэ) с цветами и узорами каждого слоя, видимыми на рукавах и подолах.
В начале 13 века бывший император Готоба (後鳥羽, 1180-1239), находясь в ссылке, составил ещё одну антологию - «Поэтическое состязание поэтов разных эпох» (時代不同歌合, «Дзидайфудо утаавасэ»). Антология представлена в виде воображаемого поэтического турнира 100 поэтов из разных периодов японской истории. Портреты поэтов и их лучшие произведения из антологий «Кокин вакасю», «Госэн вакасю» и «Сюй вакасю» были расположены с левой стороны каждой картины, а поэты и произведения из «Госюй вакасю», «Кинъёсю», «Сэндзай вакасю» и «Синкокинвакасю» были расположены с правой стороны.
Большинство дошедших до нас образцов этой разновидности «касэн-э» датируются 14 веком и позднее. Самая ранняя из сохранившихся касэн-э на тему «Поэтического состязания поэтов разных эпох» датируется 1336 годом: в этот год она была преподнесена в дар Святилищу, возведённому в память об императоре Готоба. Первоначально она состояла из двух томов (горизонтальных свитков), содержащих в общей сложности 150 поэтических «дуэлей». Один из свитков сохранился до наших дней, правда, в формате буклета (сасси-бон), и находится в коллекции Токийского национального музея. Хотя существуют и другие работы «Дзидайфудо-Утаавасэ», дошедшие до наших дней, эта представляет особую ценность, поскольку время её создания восходит к периоду Камакура, и это единственный полный вариант первого тома, который существует в настоящее время.
Все «касэн-э» на основе «Дзидайфудо утаавасэ», как правило, создавались в формате эмакимоно (горизонтального свитка) с использованием техники хакубё (白描), монохромного эскиза тушью, где лица изображаются относительно тонкими линиями, в то время как для изображения бюста используются широкие мазки кисти. Этот стиль был характерен для художников, работавших в период Камакура в жанре нисэ-э, - представителей школы Таканобу и Нобудзанэ, идейно связанных с бывшим императором Готоба. Как и «Тридцать шесть Бессмертных японской поэзии», картины на тему «Поэтическое состязание поэтов разных эпох» являются точкой пересечения трёх жанровых линий японской живописи – «касэн-э», «ута-авасэ-э» и «нисэ-э».
Портреты «Бессмертных поэтов», не обязательно основанные на антологиях Фудзивара-но Кинто или императора Готоба, создавались на протяжении всего средневековья и даже изображались на обетных табличках в синтоистских святилищах. Появлялось всё больше новых версий, которые представляли других поэтов из других эпох (например, версия Бусона с мастерами хокку) и новые подборки стихотворений. Менялись и число поэтов, например, «Шесть бессмертных поэтов» (Аривара-но-Нарихира, Оно-но-Комати, Содзё Хэндзё, Куронуси, Фунъя-но Ясухидэ и Кисен Хоси), «Двенадцать Бессмертных поэтов», «Сто стихотворений ста поэтов» и т.д.
В период Эдо художники школ Тоса, Сумиёси, Кано, Римпа и Нанга («литературная живопись») создавали касэн-э в декоративной, а иногда и в пародийной манере в самых различных форматах, включая росписи на складных ширмах (бёобу-э).
В тот же период Эдо стали популярны «портреты известных поэтов», основанные на другом источнике - давно забытой антологии Фудзивара-но Тейка (藤原定家, 1162-1241) «Отдельные стихотворения 100 поэтов» (百人一首, «Хякунин иссю»; или 小倉百人一首, «Огура хякунин иссю»).
Антология Тейка стала основой карточной игры карута (или ута-гарута), популярной со времён Эдо. Каждая карта содержит портрет поэта и текст его известного стихотворения. В эту игру играют и сегодня, особенно в новогодние праздники.