Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Иллюстрированный буклет с Сутрой Лотоса. 12 век

Сасси-э

Сасси-э (冊子絵) - картины (или иногда печатные иллюстрации) в формате буклета (см. сассибон), иллюстрирующие повести (моногатари-э), поэзию Вака (ута-э) или сутры. Термин «сасси-э» в первую очередь относится к изображениям в традиции ямато-э в отличие от картин кара-э, переплетённых в альбомы, которые называются гадзё (画帖) или гасацу (画冊).

Повесть о ГэндзиТоса Мицунобу. Гэндзи-моногатари. Сасси-э. ФрагментТоса Мицунобу. «Гэндзи-моногатари». Сасси-э. Фрагмент
Образец сасси-э с пояснительным текстом
Гарвардский музей искусств

Сасси-э, так же как и э-макимоно, представляли собой картины, сопровождавшиеся, как правило, пояснительным текстом, но иногда встречались буклеты только с иллюстрациями. Возможно, к таким буклетам прилагались отдельные буклеты с пояснительным текстом. В некоторых случаях в сасси-э текст наносился поверх картин.

Повесть о ГэндзиШкола Тоса. Гэндзи-моногатари. Сасси-э. ФрагментШкола Тоса. «Гэндзи-моногатари». Сасси-э. Фрагмент. 17 век
Образец сасси-э без текста
Музей искусств Метрополитэн

Существует два основных формата для этих иллюстрированных буклетов. В первом случае прямоугольный лист бумаги складывался пополам, а листы сшивались вместе по одному краю. Ещё один формат сасси-э представлял собой сложенный гармошкой широкий лист плотной бумаги. Фактической основой для каждой картины были образовавшиеся в результате сгибов страницы, но иногда на странички наклеивались отдельные листы с иллюстрациями. Картины обычно занимали одну страницу (левую или правую часть сложенного листа), хотя иногда встречались иллюстрации, расположенные по центру сгиба.

Повесть из ИсэТаварая Сотацу. Повесть из Исэ. Сасси-э. ФрагментТаварая Сотацу. «Исэ-моногатари». Сасси-э. Фрагмент. 17 век
Образцы сасси-э с текстом поверх изображений
Институт искусств Миннеаполиса (слева)
Музей искусств Кливленда (справа)

Сохранился уникальный образец сасси-э, который по своему формату отличается ото всех упомянутых выше. Речь идёт о «Сэнмэн Хокэкё сасси» (扇面法華経冊子), иллюстрированном буклете с текстом «Сутры Лотоса», созданном в 12 веке. Уникальность его заключается в том, что бумага, на которой рисовались картины и записывался текст, имеет форму веера. Этот экземпляр декоративного оформления сутры считается реликвией, других подобных вариантов не сохранилось. Живопись выполнена в традиции ямато-э и изображает сцены из жизни аристократов и простых людей.

Сэнмэн Хокэкё сассиСэнмэн Хокэкё сасси. Иллюстрированная Сутра Лотоса. Фрагмент. 12 векСэнмэн Хокэкё сасси. Иллюстрированная Сутра Лотоса. Фрагмент. 12 векСэнмэн Хокэкё сасси. Иллюстрированная Сутра Лотоса. Фрагмент. 12 век«Сэнмэн Хокэкё сасси». Иллюстрированная Сутра Лотоса. Фрагменты. 12 век
Токийский Национальный музей

Поскольку размеры буклетов сассибон и соответствующих им сасси-э, как правило, были невелики, для иллюстрации повестей или антологий требовался целый набор буклетов. Например, сасси-э на тему «Гэндзи-моногатари» состояли из 54 буклетов (по количеству глав в повести). Небольшой прямоугольный формат вынуждал художников создавать отдельные, независимые сцены, а не последовательно разворачивающееся художественное повествование, как в формате э-макимоно.

Гэндзи-моногатари-эмакиГэндзи-моногатари-эмаки. ФрагментГэндзи-моногатари-эмаки. Фрагмент«Гэндзи-моногатари-эмаки» (фрагмент)
период Хэйан, 12 век

Изображения сасси-э можно увидеть в иллюстрациях к «Повести о Гэндзи» («Гэндзи-моногатари-эмаки»), датируемых 12 веком. На картине со сценой из главы «Беседка» мы видим придворную даму Укифунэ, рассматривающую буклет с картинками, а поблизости с Укифунэ другая дама читает буклет с текстом.

Повесть о ГэндзиГэндзи-моногатари. Сасси-э. Фрагмент. 13 век«Гэндзи-моногатари». Сасси-э. Фрагмент. 13 век
Иллюстрации в технике хакубё
Художественный музей Токугава

Помимо самой известной версии «Гэндзи-моногатари-эмаки» 12 века, в Художественном музее Токугава (город Нагоя) хранится ещё один иллюстрированный свиток «Повести о Гэндзи» - «Гэндзи моногатари экотоба» (源氏物語絵詞). Однако форму эмакимоно эта иллюстрированная версия «Гэндзи моногатари» приобрела лишь в современную эпоху. Первоначально работа была выполнена в форме буклета (сасси-э). Это были 34 листа с иллюстрациями и пояснительным текстом, выполненные чёрной тушью в стиле хакубё. Автор каллиграфии – предположительно Рэйдзэй Тамэсукэ (冷泉 為相, 1263-1328). «Гэндзи моногатари экотоба» - один из старейших образцов гэндзи-э, он датируется началом 13 века.

Повесть о ГэндзиГэндзи-моногатари. Сасси-э. Фрагмент. 13 век«Гэндзи-моногатари». Сасси-э. Фрагмент. 13 век
Иллюстрации в технике хакубё
Художественный музей Токугава

Из сасси-э периода Муромати следует отметить в первую очередь работы Тоса Мицунобу (土佐 光信, 1434–1525) из коллекции Гарвардского музея искусств. Как уже говорилось термин сасси-э ассоциировался со стилем ямато-э, а единственными выразителями этого стиля в период Муромати выступали художники школы Тоса, одним из основателей и ярким представителем которой и был Тоса Мицунобу.

Повесть о ГэндзиТоса Мицунобу. Гэндзи-моногатари. Сасси-э. ФрагментТоса Мицунобу. Гэндзи-моногатари. Сасси-э. ФрагментТоса Мицунобу. «Гэндзи-моногатари». Сасси-э. Фрагменты
Гарвардский музей искусств

Работы более поздних представителей этой школы - Тоса Мицуёси («Гэндзи-моногатари», 源氏物語画帖, Национальный музей Киото) и его сына Тоса Мицунори – датируются периодом Адзути-Момояма и ранним периодом Эдо. Один из альбомов Мицунори хранится в Музее искусств Метрополитэн и состоит из 60 листов. Второй (33 листа) хранится в Галерее искусств Фрира в Вашингтоне. Оба альбома выполнены в той же технике хакубё, что и ранние образцы 13 века, но на золотой фольге.

Повесть о ГэндзиТоса Мицунори. Гэндзи-моногатари. Сасси-э. ФрагментТоса Мицунори. «Гэндзи-моногатари». Сасси-э. Фрагмент
Музей искусств Метрополитэн
Повесть о ГэндзиТоса Мицунори. Гэндзи-моногатари. Сасси-э. ФрагментТоса Мицунори. Гэндзи-моногатари. Сасси-э. ФрагментТоса Мицунори. «Гэндзи-моногатари». Сасси-э. Фрагменты
Галерея искусств Фрир