Сасси-э (冊子絵) - картины (или иногда печатные иллюстрации) в формате буклета (см. сассибон), иллюстрирующие повести (моногатари-э), поэзию Вака (ута-э) или сутры. Термин «сасси-э» в первую очередь относится к изображениям в традиции ямато-э в отличие от картин кара-э, переплетённых в альбомы, которые называются гадзё (画帖) или гасацу (画冊).
Сасси-э, так же как и э-макимоно, представляли собой картины, сопровождавшиеся, как правило, пояснительным текстом, но иногда встречались буклеты только с иллюстрациями. Возможно, к таким буклетам прилагались отдельные буклеты с пояснительным текстом. В некоторых случаях в сасси-э текст наносился поверх картин.
Существует два основных формата для этих иллюстрированных буклетов. В первом случае прямоугольный лист бумаги складывался пополам, а листы сшивались вместе по одному краю. Ещё один формат сасси-э представлял собой сложенный гармошкой широкий лист плотной бумаги. Фактической основой для каждой картины были образовавшиеся в результате сгибов страницы, но иногда на странички наклеивались отдельные листы с иллюстрациями. Картины обычно занимали одну страницу (левую или правую часть сложенного листа), хотя иногда встречались иллюстрации, расположенные по центру сгиба.
Сохранился уникальный образец сасси-э, который по своему формату отличается ото всех упомянутых выше. Речь идёт о «Сэнмэн Хокэкё сасси» (扇面法華経冊子), иллюстрированном буклете с текстом «Сутры Лотоса», созданном в 12 веке. Уникальность его заключается в том, что бумага, на которой рисовались картины и записывался текст, имеет форму веера. Этот экземпляр декоративного оформления сутры считается реликвией, других подобных вариантов не сохранилось. Живопись выполнена в традиции ямато-э и изображает сцены из жизни аристократов и простых людей.
Поскольку размеры буклетов сассибон и соответствующих им сасси-э, как правило, были невелики, для иллюстрации повестей или антологий требовался целый набор буклетов. Например, сасси-э на тему «Гэндзи-моногатари» состояли из 54 буклетов (по количеству глав в повести). Небольшой прямоугольный формат вынуждал художников создавать отдельные, независимые сцены, а не последовательно разворачивающееся художественное повествование, как в формате э-макимоно.
Изображения сасси-э можно увидеть в иллюстрациях к «Повести о Гэндзи» («Гэндзи-моногатари-эмаки»), датируемых 12 веком. На картине со сценой из главы «Беседка» мы видим придворную даму Укифунэ, рассматривающую буклет с картинками, а поблизости с Укифунэ другая дама читает буклет с текстом.
Помимо самой известной версии «Гэндзи-моногатари-эмаки» 12 века, в Художественном музее Токугава (город Нагоя) хранится ещё один иллюстрированный свиток «Повести о Гэндзи» - «Гэндзи моногатари экотоба» (源氏物語絵詞). Однако форму эмакимоно эта иллюстрированная версия «Гэндзи моногатари» приобрела лишь в современную эпоху. Первоначально работа была выполнена в форме буклета (сасси-э). Это были 34 листа с иллюстрациями и пояснительным текстом, выполненные чёрной тушью в стиле хакубё. Автор каллиграфии – предположительно Рэйдзэй Тамэсукэ (冷泉 為相, 1263-1328). «Гэндзи моногатари экотоба» - один из старейших образцов гэндзи-э, он датируется началом 13 века.
Из сасси-э периода Муромати следует отметить в первую очередь работы Тоса Мицунобу (土佐 光信, 1434–1525) из коллекции Гарвардского музея искусств. Как уже говорилось термин сасси-э ассоциировался со стилем ямато-э, а единственными выразителями этого стиля в период Муромати выступали художники школы Тоса, одним из основателей и ярким представителем которой и был Тоса Мицунобу.
Работы более поздних представителей этой школы - Тоса Мицуёси («Гэндзи-моногатари», 源氏物語画帖, Национальный музей Киото) и его сына Тоса Мицунори – датируются периодом Адзути-Момояма и ранним периодом Эдо. Один из альбомов Мицунори хранится в Музее искусств Метрополитэн и состоит из 60 листов. Второй (33 листа) хранится в Галерее искусств Фрира в Вашингтоне. Оба альбома выполнены в той же технике хакубё, что и ранние образцы 13 века, но на золотой фольге.