Красота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Спящие японки. Фотография из книги "Япония и японцы", 1902 год

Цуйтатэ-э

Цуйтатэ-э (衝立絵) , сокращённый вариант термина «цуйтатэ-сёдзи-э» (衝立障子絵) – картины на однопанельных (одностворчатых) напольных ширмах, цуйтатэ-сёдзи. Как вид живописи, цуйтатэ-э входит в состав сёдзи-э, сёхэкига, сёхэйга и хэкига.

Цуйтатэ-эЦуйтатэ-э. Период МэйдзиЦуйтатэ-э. Период Мэйдзи

И многостворчатые ширмы (бёобу), и одностворчатые (цуйтатэ) были заимствованы из Китая. Но и те и другие обозначались в Китае одним термином - «пинфэн» (屏風, яп. «бёобу»). Термин «пинфэн» впервые появился в записях из Китая династии Хань. Документальный источник, относящийся ко времени династии Хань, определяет «пинфэн» как предмет интерьера, который препятствует (пин, 屏) ветру (фэн, 風) дуть в комнату. В своей первоначальной форме, как полагают, он представлял собой свободно стоящий однопанельный экран, который в Японии получил название цуйтатэ (衝立). Таким образом, термин «цуйтатэ» имеет чисто японское происхождение и означает «препятствовать, противостоять».

Цуйтатэ-эЦуйтатэ-э. Начало 20 в.Цуйтатэ-э. Начало 20 в.Цуйтатэ-э. Начало 20 в.

В «Нихон Сёки» (日本書紀, 720 г.), исторических хрониках периода Нара, упоминаются дары от корейского царства Силла, преподнесённые в 686 году. В списке этих даров есть и «бёобу». Эти первые ширмы, завезённые в Японию из Китая в период Асука, имели, по-видимому, форму именно цуйтатэ.

Цуйтатэ-эЦуйтатэ-эЦуйтатэ-э

Предположительно в ранние периоды цуйтатэ-сёдзи чаще использовались в буддийских монастырях, чем в светской архитектуре. В инвентарной ведомости буддийского монастыря Садайдзи (西大寺資材流記帳, Сайдадзи Сидзай Рукитё), составленной в 780 году, встречается первое упоминание о буддийских картинах на цуйтатэ-сёдзи.

Цуйтатэ с буддийскими свиткамиНапольный вариант вертикального свиткаНапольный вариант вертикального свитка

С появлением и распространением архитектурного стиля синдэн-дзукури в период Хэйан цуйтатэ-сёдзи стали использоваться и в светских интерьерах. По китайскому образцу цуйтатэ-сёдзи стали украшать живописью, каллиграфией или поэзией (сначала китайской, а затем японской - Вака).

ТворчествоИкэ-но Тайга. ТворчествоИкэ-но Тайга. «Творчество»
Восемь видов из Повести о ГэндзиИсияма Морока. Восемь видов из Повести о Гэндзи. Фрагмент эмакимоноИсияма Морока. «Восемь видов из Повести о Гэндзи»
Фрагмент эмакимоно

Однопанельные ширмы с картинами (цуйтатэ-э) использовались в Императорском дворце с 9 века. Например, изображение Конмэйти-но-сёдзи (昆明池障子) сохранилось в «Иллюстрированной истории Великого министра Бан» (伴大納言絵詞, «Бан Дайнагон экотоба»), конца 12 века (Художественный музей Идэмицу в Токио).

Конмэйти-но-сёдзиИзображение Конмэйти-но-сёдзи. Бан Дайнагон экотобаИзображение Конмэйти-но-сёдзи
«Бан Дайнагон экотоба». Фрагмент
Художественный музей Идэмицу. Токио

«Конмэйти-но-сёдзи» - цуйтатэ с росписью из Зала Сэйрёдэн, главного здания Императорского дворца. Считается, что первоначально цуйтатэ назывался «Комэйти-но-сёдзи». На лицевой части ширмы был изображён пейзаж с китайским Озером Куньмин (昆明池, яп. Конмэйти), давший название и самой ширме. А обратная сторона, согласно сохранившимся записям, была расписана в жанре «такагари-дзу», изображая сцену ястребиной охоты в Сагано (嵯峨野).

Умагата-но-сёдзиУмагата-но-сёдзи. Цуйтатэ-эУмагата-но-сёдзи. Цуйтатэ-э

В хрониках императорского двора «Кинписё» (禁秘抄) упоминаются и другие типы цуйтатэ-сёдзи, украшавших Императорский дворец, например, «Умагата-но-сёдзи» (馬形障子) с изображением лошадей.

Умагата-но-сёдзиУмагата-но-сёдзи. Цуйтатэ-эУмагата-но-сёдзи. Цуйтатэ-э

Из известных ранних образцов цуйтатэ-э следует упомянуть также две одностворчатые ширмы из Зала Сяридэн монастыря Хорю-дзи, образующие единую композицию «Лотосовый пруд». Картины датируются периодом Камакура (13 век).

Лотосовый прудЛотосовый пруд. Цуйтатэ-эЛотосовый пруд. Цуйтатэ-э. Две ширмы
Зал Сяридэн. Монастырь Хорю-дзи

Начиная с периода Камакура, для разделения помещений на комнаты стали использоваться раздвижные перегородки (фусума-сёдзи), и цуйтатэ-сёдзи стали постепенно утрачивать свою популярность. Но полностью из обихода они не исчезли, о чём свидетельствуют встречающиеся изображения цуйтатэ с картинами на гравюрах мастеров укиё-э в период Эдо и период Мэйдзи.

Сёги, го и бан-сугорокуТории Киёнага. Сёги, го и бан-сугорокуТории Киёнага. «Сёги, го и бан-сугороку». 1780 г.
Ночная пирушка в Додзо СагамиКитагава Утамаро. Ночная пирушка в Додзо СагамиКитагава Утамаро. «Ночная пирушка в Додзо Сагами». Период Эдо
Галерея искусств Фрир. США
Год ТиграКаванабэ  Кёсай. Год Тигра. Цуйтатэ-э с тигромКаванабэ Кёсай. «Год Тигра». 1878 г.
Галерея искусств Артура Саклера
Замок ТиёдаЁсю Тиканобу. Замок ТиёдаЁсю Тиканобу. «Замок Тиёда». 1895 г.
Музей искусств Метрополитэн. США

Цуйтатэ картинами по-прежнему популярны даже в наши дни и используются в японских интерьерах, и как элемент декора, и как средство разделения внутреннего пространства на зоны.

Цуйтатэ-эЦуйтатэ-сёдзиЦуйтатэ-сёдзи с живописью в современном интерьере