Сога Нитёкуан (曽我二直菴, ? - после 1656 г.) – японский художник, жизнь и творчество которого пришлись на первую половину и середину 17 века (ранний период Эдо). Хорошо известен своими картинами ястребов и орлов. Буддийское имя художника – Тёкуан Дзюнъё (順蝿, или Сюнъё), прозвище – Сабэй (左兵衛).
Подробная биография художника неизвестна. В искусствоведческих трудах периода Эдо, таких как «Знаменитые картины Японии» (扶桑名画工譜), «Коллекция шедевров живописи Императорского двора» (皇朝名画拾遺) и «Избранные картины» (画乗要略), говорится, что Нитёкуан был сыном Сога Тёкуана и унаследовал его стиль живописи и печать «Сога Тёкуан».
Записи указывают на то, что оба они проживали в портовом городе Сакаи или поблизости от него. Большая часть сохранившихся работ Тёкуана и его сына Нитёкуана сосредоточены в регионе Кансай, расположенном на острове Хонсю. В состав региона Кансай входит семь префектур: Нара, Осака, Вакаяма, Киото, Миэ, Хёго и Сига.
Триптих с изображением ястребов, «Ястреб и сосна, Ястреб и бамбук, Ястреб и слива», созданный Нитёкуаном для храма Хорюдзи (法隆寺), датируется 1656 годом. Хвалебные вирши на других картинах художника были оставлены двумя буддийскими монахами, которые, как известно, умерли в 1643 и 1649 годах. Соответственно, период творческой активности художника определяется как первая половина и середина семнадцатого века.
Свои работы Нитёкуан подписывал как «Сога Тёкуан Второй» или просто «Сога Тёкуан», как и его учитель-отец. На некоторых работах встречается подпись «Наследник Сюбуна в шестом поколении», подразумевающая Ри Сюбуна, родоначальника школы Сога. А в сопроводительном тексте, приложенном к триптиху Нитёкуана из коллекции храма Хорюдзи, есть «Генеалогическое древо семьи Сога из провинции Этидзэн», в котором Нитёкуан указан как потомок Сога Дзясоку в шестом поколении.
Некоторые искусствоведы оспаривают достоверность этих сведений, полагая, что подражая Ункоку Тогану и Хасэгава Тохаку, называвшими себя наследниками Сэссю Тойо, Нитёкуан решил объявить себя наследником основателя школы Сога, чтобы повысить свою репутацию. Однако, во-первых, известно, что сопроводительный текст написан не рукой самого Нитёкуана, во-вторых, триптих «Ястребы» был написан художником на закате жизни, когда он уже имел репутацию уважаемого и талантливого живописца. Отец Нитёкуана, передавший своему преемнику печать «Сога Тёкуан», состоял в дружеских отношениях с такими знаменитыми мастерами дзен, как Итто Дзётэки и Такуан Сохо. Работы Тёкуана и Нитёкуана до сих пор хранятся в именитых храмах по всему региону Кансай в Японии. Так что вероятность сознательного подлога со стороны автора сопроводительного текста к работе Нитёкуана представляется крайне низкой.
Настенные свитки, настенные росписи и ширмы кисти Нитёкуана сохранились в городе Икаруга в монастыре Хорюдзи, в городе Нара в субхраме Накано-ин (中之院) храма Тайма-дэра (当麻寺); на горе Койа в субхрамах Фумон-ин (普門院) и Хоки-ин (宝亀院) монастыря Конгобудзи буддийской школы Сингон, в городе Хиросима в монастырях Косандзи и Тёэндзи. Роспись ширмы «Орёл на кипарисе. Цапли в камышах» из коллекции монастыря Дайтокудзи (Киото) отнесена к важным культурным ценностям Японии.
Излюбленным жанром Нитёкуана был катёга («цветы и птицы»), особенно темы «орлы и ястребы» (鷲鳥図, яп. ситё-дзу) и «сосны и ястребы», (松鷹図, яп. мацутака-дзу). Но если картины Сога Тёкуана отличались строгим консервативным стилем, то в зрелых работах Нитёкуана традиционные предметы живописи кара-э – орлы и ястребы - сочетались с эксцентричной, почти сюрреалистической обработкой: зазубренными валунами, изогнутыми, узловатыми деревьями и причудливыми узорами водных поверхностей.