zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста

Сога Нитёкуан

Сога Нитёкуан (曽我二直菴, ? - после 1656 г.) – японский художник, жизнь и творчество которого пришлись на первую половину и середину 17 века (ранний период Эдо). Хорошо известен своими картинами ястребов и орлов. Буддийское имя художника – Тёкуан Дзюнъё (順蝿, или Сюнъё), прозвище – Сабэй (左兵衛).

Ястребы на сосне и цветущей сливеСога Нитёкуан. Ястребы на сосне и цветущей сливеСога Нитёкуан. Ястребы на сосне и цветущей сливеСога Нитёкуан. «Ястребы на сосне и цветущей сливе»
Галерея искусств Кристана Хауге
Ястребы и цаплиСога Нитёкуан. Ястребы и цаплиСога Нитёкуан. Ястребы и цаплиСога Нитёкуан. «Ястребы и цапли»
Токийский национальный музей

Подробная биография художника неизвестна. В искусствоведческих трудах периода Эдо, таких как «Знаменитые картины Японии» (扶桑名画工譜), «Коллекция шедевров живописи Императорского двора» (皇朝名画拾遺) и «Избранные картины» (画乗要略), говорится, что Нитёкуан был сыном Сога Тёкуана и унаследовал его стиль живописи и печать «Сога Тёкуан».

Ястребы на ветках цветущей сливыСога Нитёкуан. Ястребы на ветках цветущей сливыСога Нитёкуан. Ястребы на ветках цветущей сливыСога Нитёкуан. «Ястребы на ветках цветущей сливы»
Музей искусств префектуры Симанэ
Орёл на цветущей заснеженной сливеСога Нитёкуан. Орёл на цветущей заснеженной сливеСога Нитёкуан. «Орёл на цветущей заснеженной сливе»
Галерея искусств Фрир. Вашингтон

Записи указывают на то, что оба они проживали в портовом городе Сакаи или поблизости от него. Большая часть сохранившихся работ Тёкуана и его сына Нитёкуана сосредоточены в регионе Кансай, расположенном на острове Хонсю. В состав региона Кансай входит семь префектур: Нара, Осака, Вакаяма, Киото, Миэ, Хёго и Сига.

ЯстребыСога Нитёкуан. ЯстребыСога Нитёкуан. «Ястребы»
Музей искусств Метрополитэн. Нью-Йорк
ЯстребыСога Нитёкуан. ЯстребыСога Нитёкуан. «Ястребы»
Музей искусств Индианаполиса

Триптих с изображением ястребов, «Ястреб и сосна, Ястреб и бамбук, Ястреб и слива», созданный Нитёкуаном для храма Хорюдзи (法隆寺), датируется 1656 годом. Хвалебные вирши на других картинах художника были оставлены двумя буддийскими монахами, которые, как известно, умерли в 1643 и 1649 годах. Соответственно, период творческой активности художника определяется как первая половина и середина семнадцатого века.

Орлы и сосныСога Нитёкуан. Орёл на сосне. Складная ширмаСога Нитёкуан. Орёл на скале. Складная ширмаСога Нитёкуан. «Орёл на сосне», «Орёл на скале»
Бостонский музей изящных искусств
Ястребы, сосны и водный потокСога Нитёкуан. Ястребы, сосны и водный поток. Складная ширмаСога Нитёкуан. Ястребы, сосны и водный поток. Складная ширмаСога Нитёкуан. «Ястребы, сосны и водный поток»
Институт искусств Миннеаполиса

Свои работы Нитёкуан подписывал как «Сога Тёкуан Второй» или просто «Сога Тёкуан», как и его учитель-отец. На некоторых работах встречается подпись «Наследник Сюбуна в шестом поколении», подразумевающая Ри Сюбуна, родоначальника школы Сога. А в сопроводительном тексте, приложенном к триптиху Нитёкуана из коллекции храма Хорюдзи, есть «Генеалогическое древо семьи Сога из провинции Этидзэн», в котором Нитёкуан указан как потомок Сога Дзясоку в шестом поколении.

Ястреб и даосский отшельникСога Нитёкуан. Ястреб и даосский отшельникСога Нитёкуан. «Ястреб и даосский отшельник»
Музей искусств Метрополитэн. Нью-Йорк

Некоторые искусствоведы оспаривают достоверность этих сведений, полагая, что подражая Ункоку Тогану и Хасэгава Тохаку, называвшими себя наследниками Сэссю Тойо, Нитёкуан решил объявить себя наследником основателя школы Сога, чтобы повысить свою репутацию. Однако, во-первых, известно, что сопроводительный текст написан не рукой самого Нитёкуана, во-вторых, триптих «Ястребы» был написан художником на закате жизни, когда он уже имел репутацию уважаемого и талантливого живописца. Отец Нитёкуана, передавший своему преемнику печать «Сога Тёкуан», состоял в дружеских отношениях с такими знаменитыми мастерами дзен, как Итто Дзётэки и Такуан Сохо. Работы Тёкуана и Нитёкуана до сих пор хранятся в именитых храмах по всему региону Кансай в Японии. Так что вероятность сознательного подлога со стороны автора сопроводительного текста к работе Нитёкуана представляется крайне низкой.

Дракон и тигрСога Нитёкуан. Дракон и тигрСога Нитёкуан. «Дракон и тигр»
Галерея искусств Кристана Хауге

Настенные свитки, настенные росписи и ширмы кисти Нитёкуана сохранились в городе Икаруга в монастыре Хорюдзи, в городе Нара в субхраме Накано-ин (中之院) храма Тайма-дэра (当麻寺); на горе Койа в субхрамах Фумон-ин (普門院) и Хоки-ин (宝亀院) монастыря Конгобудзи буддийской школы Сингон, в городе Хиросима в монастырях Косандзи и Тёэндзи. Роспись ширмы «Орёл на кипарисе. Цапли в камышах» из коллекции монастыря Дайтокудзи (Киото) отнесена к важным культурным ценностям Японии.

ЯстребыСога Нитёкуан. Ястреб на веткеСога Нитёкуан. Ястреб на ветке дубаСога Нитёкуан. «Ястреб на дереве» (слева)
Сога Нитёкуан. «Ястреб на ветке дуба» (справа)
Галерея искусств Нью Саус Уэльса | Музей азиатских искусств Сан-Франциско

Излюбленным жанром Нитёкуана был катёга («цветы и птицы»), особенно темы «орлы и ястребы» (鷲鳥図, яп. ситё-дзу) и «сосны и ястребы», (松鷹図, яп. мацутака-дзу). Но если картины Сога Тёкуана отличались строгим консервативным стилем, то в зрелых работах Нитёкуана традиционные предметы живописи кара-э – орлы и ястребы - сочетались с эксцентричной, почти сюрреалистической обработкой: зазубренными валунами, изогнутыми, узловатыми деревьями и причудливыми узорами водных поверхностей.

Дракон и тигрСога Нитёкуан. Дракон и тигрСога Нитёкуан. Дракон и тигрСога Нитёкуан. «Дракон и тигр»
Художественный музей Кливленда