Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Сэссю Тойо. Четыре благородных искусства

Кинкисёга

Кинкисёга (琴棋書画, кит. цинцишухуа), или котогосёга, - «четыре благородных искусства» или «четыре изящных искусства» – тема китайской и японской средневековой живописи, предметом которой были такие почитаемые китайской учёной и литературной элитой изящные развлечения, как игра на Цинь (琴, яп. Кин); игра в китайские шахматы или Ци (棋, яп. Ки); практика каллиграфии – Шу (書, яп. Сё); и живопись - Хуа (画, яп. Га).

Как предмет живописи, «кинкисёга» проник в Японию, вероятно, в 14-м веке и стал чрезвычайно популярным. Первой китайской картиной «кинкисёга», познакомившей японцев с этим сюжетом, была картина юаньского живописца Жэнь Жэньфа (任仁発), находящаяся сейчас в Токийском национальном музее.

Четыре благородных искусстваЖэнь Жэньфа. Четыре благородных искусстваЖэнь Жэньфа
«Четыре благородных искусства»
Токийский национальный музей

Неизвестно, кто первым из японских художников написал картину на тему «четырёх благородных искусств». Первое упоминание об этой теме содержится в «Дзокусуй Сисё» (続翠詩集, «Собрание Зелёной Поэзии (продолжение)»). Там сообщается, что Косэй Рюха (江西竜派, 1374-1446) начертал стихотворение о «четырёх благородных искусствах» на расписанном веере.

Среди картин периода Муромати хорошо известна пара расписанных ширм в субхраме Рёко-ин (龍光院) дзенского монастыря Дайтоку-дзи и еще одна роспись ширмы, авторство которой приписывают Сэссю Тойо (雪舟, 1420-1506).

Четыре благородных искусстваСэссю Тойо. Четыре благородных искусстваСэссю Тойо (копия кисти Кано Танъю). «Четыре благородных искусства»

Этим же периодом датируются фусума-э Огури Сокея (сын Огури Сотана), которые экспонируются в Национальном музее Киото.

Четыре благородных искусстваОгури Сокей. Четыре благородных искусстваОгури Сокей. Четыре благородных искусстваОгури Сокей. «Четыре благородных искусства». Фусума-э
Национальный музей Киото

Большое число работ «кинкисёга» создавалось в конце периода Муромати, в период Адзути-Момояма и период Эдо. К этой теме часто обращались художники школы Кано (狩野派). Из известных примеров можно назвать датируемую 1543 годом роспись ширмы в субхраме Рэюн-ин (霊雲院) кисти Кано Мотонобу (狩野元信, 1476-1559).

Четыре благородных искусстваКано Мотонобу. Четыре благородных искусстваКано Мотонобу. Четыре благородных искусстваКано Мотонобу. «Четыре благородных искусства»
Субхрам Рэюн-ин монастыря Тофукудзи. Киото

Другим примером служит фусума-э Кано Эйтоку (狩野永徳, 1543-1590) в субхраме Дзюко-ин (聚光院), датируемая 1556 годом.

Четыре благородных искусстваКано Эйтоку. Четыре благородных искусстваКано Эйтоку. Четыре благородных искусстваКано Эйтоку. Четыре благородных искусстваКано Эйтоку. «Четыре благородных искусства»
Субхрам Дзюко-ин монастыря Дайтокудзи. Киото

Сохранились расписанные ширмы и фусума таких мастеров, как Кано Сёэй (狩野松栄, 1519-1592), Кано Танъю (狩野 探幽, 1602–1674), Кано Цунэнобу (狩野常信, 1636–1713), Кано Тансэцу (狩野探雪, 1655-1714) и других художников школы Кано.

Четыре благородных искусстваКано Сёэй. Четыре благородных искусстваКано Сёэй. Четыре благородных искусстваКано Сёэй. «Четыре благородных искусства»
Художественный музей Кливленда
Четыре благородных искусстваНеизвестный художник школы Кано. Четыре благородных искусстваНеизвестный художник школы Кано. Четыре благородных искусстваНеизвестный художник школы Кано. Четыре благородных искусстваШкола Кано. «Четыре благородных искусства»
Музей искусств Метрополитэн. Нью-Йорк
Четыре благородных искусстваНеизвестный художник школы Кано. Четыре благородных искусстваШкола Кано. «Четыре благородных искусства»
Музей искусств Сиэтла
Четыре благородных искусстваКано Цунэнобу. Четыре благородных искусстваКано Цунэнобу. Четыре благородных искусстваКано Цунэнобу. «Четыре благородных искусства»
Музей искусств Принстонского Университета
Четыре благородных искусстваКано Тансэцу. Четыре благородных искусстваКано Тансэцу. Четыре благородных искусстваКано Тансэцу. «Четыре благородных искусства»
Городской музей истории Минато

Кайхо Юсё (海北友松), основатель другой художественной школы, впервые стал изображать на картинах «кинкисёга» китайских придворных красавиц, которые сопровождали учёных или сами занимались четырьмя изящными искусствами. Его примеру стали следовать даже художники школы Кано, например, Кано Тансин (狩野 探信, 1653–1718), сын Кано Танъю.

Четыре благородных искусстваКайхо Юсё. Четыре благородных искусстваКайхо Юсё. Четыре благородных искусстваКайхо Юсё. Четыре благородных искусстваКайхо Юсё. «Четыре благородных искусства»
Токийский национальный музей
Четыре благородных искусстваКайхо Юсё. Четыре благородных искусстваКайхо Юсё. Четыре благородных искусстваКайхо Юсё. «Четыре благородных искусства»
Художественный музей Нельсона-Аткинса
Четыре благородных искусстваКайхо Юсё. Четыре благородных искусстваКайхо Юсё. «Четыре благородных искусства» (фусума-э)
Монастырь Кэнниндзи. Киото
Четыре благородных искусстваСога Сёхаку. Четыре благородных искусстваСога Сёхаку. Четыре благородных искусстваСога Сёхаку. «Четыре благородных искусства»
Бостонский музей изящных искусств

Как и многие другие китайские темы в японской живописи, первоначальные смысл и ценности, придаваемые картинам «кинкисёга», постепенно утрачивались и обобщались просто до образа учёного на лоне природы.

Четыре благородных искусстваКано Тансин. Четыре благородных искусстваКано Тансин. «Четыре благородных искусства»
Частная коллекция

Работавшие в период Эдо художники укиё-э создавали пародии (митате-э) на «кинкисёга», как правило, с красавицами-куртизанками вместо китайских учёных. Эту традицию продолжили мастера укиё-э периодов Мэйдзи и Тайсё.

Четыре благородных искусстваКунитика. Четыре благородных искусстваКунитика. «Четыре благородных искусства». 1884
Четыре благородных искусстваКанё Канамори. Четыре благородных искусстваКанё Канамори. «Четыре благородных искусства»
Художественный музей Футю. Токио