zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста
Сэссю Тойо. Четыре благородных искусства

Кинкисёга

Кинкисёга (琴棋書画, кит. цинцишухуа), или котогосёга, - «четыре благородных искусства» или «четыре изящных искусства» – тема китайской и японской средневековой живописи, предметом которой были такие почитаемые китайской учёной и литературоведческой элитой изящные развлечения, как игра на Цинь (琴, яп. Кин); игра в китайские шахматы или Ци (棋, яп. Ки); практика каллиграфии – Шу (書, яп. Сё); и живопись - Хуа (画, яп. Га).

Как предмет живописи, «кинкисёга» проник в Японию, вероятно, в 14-м веке и стал чрезвычайно популярным. Первой китайской картиной «кинкисёга», познакомившей японцев с этим сюжетом, была картина юаньского живописца Жэнь Жэньфа (任仁発), находящаяся сейчас в Токийском национальном музее.

Четыре благородных искусстваЖэнь Жэньфа. Четыре благородных искусстваЖэнь Жэньфа
«Четыре благородных искусства»

Неизвестно, кто первым из японских художников написал картину на тему «четырёх благородных искусств». Первое упоминание об этой теме содержится в «Дзокусуй Сисё» (続翠詩集, «Собрание Зелёной Поэзии (продолжение)»). Там сообщается, что Косэй Рюха (江西竜派, 1374-1446) начертал стихотворение о «четырёх благородных искусствах» на расписанном веере.

Среди картин периода Муромати хорошо известна пара расписанных ширм в субхраме Рёко-ин (龍光院) дзенского монастыря Дайтоку-дзи и еще одна роспись ширмы, авторство которой приписывают Сэссю Тойо (雪舟, 1420-1506).

Четыре благородных искусстваСэссю Тойо. Четыре благородных искусстваСэссю Тойо (копия кисти Кано Танъю). «Четыре благородных искусства»

Этим же периодом датируются фусума-э Огури Сокея (сын Огури Сотана), которые экспонируются в Национальном музее Киото.

Четыре благородных искусстваОгури Сокей. Четыре благородных искусстваОгури Сокей. Четыре благородных искусстваОгури Сокей. «Четыре благородных искусства». Фусума-э

Большое число работ «кинкисёга» создавалось в конце периода Муромати, в период Адзути-Момояма и период Эдо. К этой теме часто обращались художники школы Кано (狩野派). Из известных примеров можно назвать датируемую 1543 годом роспись ширмы в субхраме Рёун-ин (霊雲院) кисти Кано Мотонобу (狩野元信, 1476-1559).

Четыре благородных искусстваКано Мотонобу. Четыре благородных искусстваКано Мотонобу. Четыре благородных искусстваКано Мотонобу. «Четыре благородных искусства»

Другим примером служит фусума-э Кано Эйтоку (狩野永徳, 1543-1590) в субхраме Дзюко-ин (聚光院), датируемая 1556 годом.

Четыре благородных искусстваКано Эйтоку. Четыре благородных искусстваКано Эйтоку. Четыре благородных искусстваКано Эйтоку. Четыре благородных искусстваКано Эйтоку. «Четыре благородных искусства»

Сохранились расписанные ширмы и фусума таких мастеров, как Кано Сёэй (狩野松栄, 1519-1592), Кано Танъю (狩野 探幽, 1602–1674) и других художников школы Кано.

Четыре благородных искусстваКано Сёэй. Четыре благородных искусстваКано Сёэй. Четыре благородных искусстваКано Сёэй. «Четыре благородных искусства»
Четыре благородных искусстваНеизвестный художник школы Кано. Четыре благородных искусстваНеизвестный художник школы Кано. Четыре благородных искусстваНеизвестный художник школы Кано. Четыре благородных искусстваНеизвестный художник школы Кано. «Четыре благородных искусства»
Четыре благородных искусстваНеизвестный художник школы Кано. Четыре благородных искусстваНеизвестный художник школы Кано. «Четыре благородных искусства»

Кайхо Юсё (海北友松), основатель другой художественной школы, впервые стал изображать на картинах «кинкисёга» китайских придворных красавиц, которые сопровождали учёных или сами занимались четырьмя изящными искусствами. Его примеру стали следовать даже художники школы Кано, например, Кано Тансин (狩野 探信, 1653–1718), сын Кано Танъю.

Четыре благородных искусстваКайхо Юсё. Четыре благородных искусстваКайхо Юсё. Четыре благородных искусстваКайхо Юсё. Четыре благородных искусстваКайхо Юсё. «Четыре благородных искусства» (складные ширмы)
Четыре благородных искусстваКайхо Юсё. Четыре благородных искусстваКайхо Юсё. Четыре благородных искусстваКайхо Юсё. «Четыре благородных искусства» (фусума-э)
Четыре благородных искусстваКано Тансин. Четыре благородных искусстваКано Тансин. «Четыре благородных искусства»
Четыре благородных искусстваСога Сёхаку. Четыре благородных искусстваСога Сёхаку. Четыре благородных искусстваСога Сёхаку. «Четыре благородных искусства»

Как и многие другие китайские темы в японской живописи, первоначальные смысл и ценности, придаваемые картинам «кинкисёга», постепенно утрачивались и обобщались просто до образа учёного на лоне природы.

Работавшие в период Эдо художники укиё-э создавали пародии (митате-э) на «кинкисёга», как правило, с красавицами-куртизанками вместо китайских учёных. Эту традицию продолжили мастера укиё-э периодов Мэйдзи и Тайсё.

Четыре благородных искусстваКунитика Рёгоку. Четыре благородных искусстваКунитика Рёгоку. «Четыре благородных искусства»
Четыре благородных искусстваКанё Канамори. Четыре благородных искусстваКанё Канамори. «Четыре благородных искусства»