Фусума-э (襖絵) – картины на раздвижных панелях (фусума), сокращённое наименование фусума-сёдзи-э (襖障子絵), самой распространённой разновидности сёдзи-э. Как вид живописи, Фусума-э входит также в состав сёхэкига, сёхэйга и хэкига.
Фусума представляют собой деревянные рамы, покрытые с обеих сторон слоями плотной бумаги (или шёлка, особенно в ранние периоды). Воздушное пространство между двумя слоями способствует сохранению в помещении тепла в холодное время года или прохлады в жаркое время года. По внешнему периметру фусума украшаются лакированной деревянной окантовкой. Фусума скользят по пазам в верхней и нижней части дверного проёма и выполняют функцию дверей и перегородок.
В период Хэйан был более распространён термин «сёдзи-э», и он до сих пор используется взаимозаменяемо с фусума-э, хотя последний термин встречается чаще. Кроме того, термин «сёдзи-э» в строгом смысле имеет более широкое значение, включая в себя не только фусума-э, но и картины на отдельно стоящих одностворчатых ширмах, цуйтатэ-э, и даже картины на занавесях.
Самое раннее упоминание о росписях на раздвижных дверях в Японии встречается в Сайдадзи Сидзай Рукитё (西大寺資材流記帳, Инвентарная ведомость монастыря Садайдзи) 780 года. В этой ведомости существуют записи о картинах на фусума-сёдзи (襖障子). Хотя до нас не дошло ни одного образца фусума-э периодов Хэйан и Камакура, многие литературные и живописные источники свидетельствуют о том, что картины на раздвижных дверях были популярными украшениями интерьера дворцов и резиденций придворной знати, построенных в архитектурном стиле синдэн-дзукури (寝殿造).
В качестве примеров можно привести изображения фусума-э, встречающиеся в «Гэндзи-моногатари-эмаки» (12 век), в иллюстрациях к главе «Восточный павильон» (или «Беседка»).
В сохранившейся иллюстрированной биографии монаха Какуниё (覚如) - «Боки-экотоба», созданной в 1351 году в период Северного и Южного дворов, мы также видим изображения двух фусума с картинами в жанре «цветы и птицы».
Большинство дошедших до нас картин на фусума датируются не ранее 15 века, то есть периодом Муромати. Фусума-э выполнялись в стиле суйбокуга (水墨画, монохромная живопись тушью), яркими красками на золотом фоне (стиль кинпэкига, 金碧画) и в стиле ямато-э (やまと絵). Для обеспечения лучшей сохранности образцов живописи на фусума их иногда снимали с раздвижных панелей (в этом случае они называются мэкури, めくり) и монтировали на складные ширмы (бёбу, 屏風) или большие настенные свитки (какэмоно, 掛物).
Один из наиболее ранних сохранившихся образцов фусума-э – работа Огури Сокэя (小栗宗継), которую он выполнял для субхрама Ютоку-ин (養徳院) в дзенском монастыре Дайтоку-дзи (大徳寺). Согласно записям в дневнике высокопоставленного монаха Кисэн Сюсё (занимавшего пост сороку-си при сёгунате и настоятеля субхрама Унтё-ин в Сёкоку-дзи), работу над двусторонними фусума-э «Дикие гуси в тростниках» (芦雁図) начал Огури Сотан (小栗 宗湛, 1413–1473), отец Сокэя. Но две из четырёх панелей Сотан закончить не успел. Уже после его смерти, в 1490 году, работу над ними завершил его сын и подписал их своим именем. В дополнение Сокэй создал фусума-э «Пейзаж». В настоящее время фусума-э Сотана и Сокэя считаются старейшими образцами фусума-э в стиле суйбокуга и отнесены к важным культурным ценностям Японии. Они хранятся и экспонируются в Национальном музее Киото.
Тому же Огури Сокэю принадлежит фусума-э «Четыре благородных искусства» (琴棋書画図), которые также хранятся в Национальном музее Киото и также отнесены к важным культурным ценностям.
Другие образцы ранних фусума-э из субхрама Синдзю-ан (真珠庵) в том же Дайтоку-дзи датируются 1491-м годом. Это «Пейзаж» (山水図), «Цветы и птицы четырёх сезонов» (四季花鳥図) и «Пейзаж в стиле хацубоку» (溌墨山水図). Их создание приписывают основателю художественной школы Сога и ученику Иккю Содзюна – Сога Дасоку, или Дзясоку (曽我蛇足, ? – 1483). Однако согласно «Хонтё Гаси», «Дасоку» - творческий псевдоним (го) ученика Иккю Содзюна, дзенского монаха Хёбу Боккея (兵部墨渓), который умер в 1473 году. Таким образом, либо картины ошибочно приписываются Дасоку, либо авторы «Хонтё Гаси» ошибочно отождествляли Дасоку и Хёбу Боккея. Есть и ещё одна версия. Ряд современных исследователей полагает, что подпись «Дасоку» на обсуждаемых фусума-э означает не конкретного художника (Сога Дасоку), а принадлежность автора Школе Дасоку (которая впоследствии стала называться Школой Сога). Этот псевдоним (Дасоку), который основатель школы Хёбу Боккэй по некоторым сведениям получил от Иккю Содзюна, использовали в дальнейшем ученики Боккэя - Сикибу Содзё (式部宗丈), Хёбу Сёсэн (兵部紹仙) и Сойо (宗誉). Соответственно автором вышеуказанных фусума-э современные искусствоведы называют Сикибу Содзё, представлявшего второе поколение художников Школы Сога.
Росписи фусума «Восемь видов рек Сяо и Сян» из субхрама Дайсэн-ин (大仙院) в монастыре Дайтоку-дзи были созданы в 1509 году и принадлежат кисти известного добосю – Соами (相阿弥, 1455-1525).
Началом 16-го века датируются также фусума-э Кано Мотонобу (狩野元信, 1476 - 1559) «Цветы и птицы четырёх сезонов» (из коллекции Национального музея в Киото). Восемь расписанных раздвижных панелей находились раньше в покоях настоятеля (Ходзё) субхрама Дайсэн-ин. Эти фусума-э считаются одним из величайших шедевров Кано Мотонобу (1476-1559). По общепринятой версии Мотонобу написал «Цветы и птицы четырёх сезонов» в 1513 году, в том же году, когда был основан храм Дайсэн-ин. Но существует и другая версия, что фусума, возможно, были расписаны в 1535 году в честь масштабной реконструкции зала Ходзё.
Период Адзути-Момояма и начало периода Эдо стали временем настоящего расцвета монументально-декоративной живописи. Правители Японии, Ода Нобунанга, а вслед за ним Тоётоми Хидэёси стали воздвигать величественные замки, которые помимо чисто утилитарных военно-оборонительных целей должны были служить символами могущества, богатства и влияния их владельцев. На территории замков разбивались прекрасные сады, сооружались домики (тясицу) для чайных церемоний, а над оформлением внутренних интерьеров работали целые коллективы профессиональных художников.
Ещё в конце периода Муромати, в 1566 году, внук Мотонобу - Кано Эйтоку (狩野 永徳, 1543-1590) вместе со своим отцом Кано Сёэй создали цикл росписей для субхрама Дзюко-ин (聚光院) в Дайтоку-дзи. Две из тридцати двух фусума-э выполнил молодой Кано Эйтоку, создав свою собственную версию «Цветов и птиц четырёх сезонов», а также картину «Четыре благородных искусства». Эйтоку было всего лишь двадцать три года, когда он приступил к этой работе, законченной в течение последующих трёх лет. Обе работы молодого Эйтоку из Дзюко-ин отнесены к Национальным сокровищам Японии.
Дарования молодого художника не остались незамеченными, и «в 1576 году, когда был закончен невиданный по конструкции и масштабам замок Адзути на берегу озера Бива с колоссальной семиэтажной башней»1, грандиозный заказ на роспись всех внутренних помещений своего замка Ода Нобунанга передал Кано Эйтоку. «Это был самый важный и ответственный момент в жизни художника, и работа над росписями в замке Адзути была временем формирования нового стиля декоративной росписи»2.
«Эйтоку работал над заказом Нобунанги в течение трёх лет (с 1576 по 1579 год) с большой бригадой помощников и несколькими художниками семьи Кано. По окончании работ он был щедро вознаграждён, но в 1582 году после гибели Ода Нобунанги замок Адзути был разрушен до основания и есть лишь малая вероятность в предположении, что хотя бы некоторые росписи были вынесены оттуда и спасены. Существует предположение, что частью настенной росписи было изображение кипариса, существующее в настоящее время в виде восьмистворчатой ширмы (Токийский Национальный музей) и приписываемое Эйтоку на основании стилевых признаков. Возможно, что первоначальная композиция была уменьшена и нарушена при переносе с фусума на ширму»3.
«Когда преемник Нобунанги Тоётоми Хидэёси задумал украсить росписями свой грандиозный замок в Осака, включавший, помимо многочисленных башен, дворцовые помещения, он пригласил для этого Кано Эйтоку с его помощниками, так же как для росписей во дворце Дзюракудай в Киото»4.
Художественное наследие Эйтоку постигла трагическая судьба. «Погибли все его росписи, не только в замке Адзути, но и во всех других дворцах и замках, где он работал. Однако стиль, использовавшийся и развитый Эйтоку, настолько отвечал своему времени и настолько полно воплощал его, что распространился и среди учеников и последователей мастера, членов школы Кано, и захватил практически всех художников, работавших над росписями фусума в конце 16 и в первые годы 17 столетия»5. Этот стиль получил название кинпэкига, «нефритово-золотая живопись», отличительной особенностью которого было нанесение ярких минеральных красок на золотую фольгу. И хотя ширмы с рописями по золотой фольге создавались ещё задолго до Эйтоку, именно при нём этот стиль получил широкое распространение. «Подражая правителю страны, его многочисленные вассалы стремились также украсить свои резиденции по новой моде, и художники школы Кано, а затем и других школ были засыпаны заказами на росписи ширм и фусума, повторяя в разных вариантах ту основную стилевую модель, которую создал Эйтоку»6.
В Национальном музее Киото хранятся расписанные раздвижные перегородки (фусума-э), принадлежащие кисти Ункоку Тогана (雲谷等顔, 1547–1618) - «Вороны и сливовое дерево» (梅に鴉図). Они были написаны для замка Надзима-дзё (в провинции Тикудзэн) приблизительно в 1589-90 годах. «Росписи выполнены тушью с лёгкой подсветкой, но не на обычном белом фоне бумаги, а на золотой фольге»7. В настоящее время фусума-э Тогана отнесены к важным культурным ценностям Японии, а ряд искусствоведов считают их самым значительным произведением этого мастера.
Многоцветные росписи на фусума Хасэгава Тохаку (長谷川等伯, 1539-1610) и его сына Хасэгава Кюдзо (長谷川久蔵, 1568–1593) сохранились в храме Тисяку-ин (智積院) буддийской школы сингон (Киото). «Росписи эти первоначально находились в Сёун-дзи, построенном в 1591-1592 годах Тоётоми Хидэёси в память об умершем малолетнем сыне Сутэмару. После пожара 1682 года они были перенесены в Тисяку-ин, но при этом уменьшены почти на 30 см в высоту и на несколько сантиметров в ширину»8. Самые известные из этих работ, фусума-э «Сакура и Клён» (桜楓図), причислены к Национальным сокровищам Японии. Картина «Клён» принадлежит кисти Тохаку, а «Сакура» - кисти Кюдзо.
Из известных фусума-э периода Момояма необходимо упомянуть работы основателя ещё одной художественной школы – Кайхо Юсё (海北友松, 1533 - 1615). В середине 1590-х годов его пригласили оформить интерьеры нескольких субхрамов монастыря Кэннин-дзи: Дайтю-ин, Рейто-ин и Дзэнко-ан. В основном, это были настенные росписи (харицукэ-э) и картины на раздвижных перегородках (фусума-э), выполненные в стиле суйбокуга (монохромная живопись тушью).
В 1599 году Экей Анкокудзи передал храмовому комплексу Кэннин-дзи несколько построек из монастыря Тофуку-дзи, в том числе Ходзё (Дом настоятеля). Экей был дружен с Кайхо Юсё и пригласил художника оформить интерьер нового ходзё. Из 52 раздвижных панелей (фусума), расписанных Юсё, 50 сохранились до наших дней. Среди них - «Дракон в облаках» (в комнате Рэй-но-ма), «Цветы и птицы» (в комнате Сёин-но-ма), «Четыре благородных искусства» (в комнате Ихацу-но-ма), «Пейзажи», украшающие комнату Данна-но-ма, и «Семь мудрецов в бамбуковой роще» во внутренних покоях.
«Семь мудрецов в бамбуковой роще», «Дракон в облаках» и «Кото, шахматы, каллиграфия, живопись» (яп. «Кинкисёга», Четыре благородных искусства), отнесены к важным культурным ценностям Японии.
Ранним периодом Эдо, 1606 годом, датируются росписи фусума в субхраме Рёан-дзи (竜安寺) монастыря Мёсин-дзи. Их автор – художник из школы Кано, предположительно Кано Котонобу, третий сын Эйтоку, который после смерти отца работал официальным художником клана Хосокава, главных покровителей Рёан-дзи.
Началом 17 века (и началом периода Эдо) датируются работы ученика и приёмного сына Кано Эйтоку - Кано Санраку (狩野山楽, 1559-1635), ставшего главой киотоской ветви школы Кано. В храме Дайкакудзи сохранились его росписи фусума «Красные цветы сливы» (紅梅図). Для своей картины художник выбрал именно розовую сливу, традиционно символизирующую женское начало. Две утки-мандаринки, одна на скале под деревом, другая – на ветвях цветущей сливы, - также известный символ супружеского счастья и верности. Так сразу становится ясно, что идеалы художника связаны не с воинственной силой и мощью, воспевавшимися его учителем Эйтоку, а с нежной грацией и красотой, воплощаемых в весеннем цветении природы».
В том же Дайкаку-дзи есть ещё одна декоративная роспись кисти Санраку - фусума-э «Пионы» (牡丹図), мотив, ставший особенно популярным в начале 17 века.
А в субхраме Тэнкё-ин (天球院) дзенского монастыря Мёсин-дзи (妙心寺) хранятся восемнадцать фусума-э «Птицы на сливовых и ивовых деревьях», которые Санраку создал в 1631 году совместно со своим учеником и приёмным сыном Кано Сансэцу (狩野山雪, 1589-1651).
Из самостоятельных картин Кано Сансэцу на фусума известны «Птицы и цветущая слива» и «Старая слива» (老梅図).
Как уже говорилось выше, расцвет монументально-декоративной живописи в Японии тесно связан с периодом расцвета замковой архитектуры в период Адзути-Момояма и ранний период Эдо. Но единственный, сохранившийся до нашего времени архитектурный комплекс, позволяющий судить о замке-дворце как ансамбле, где взаимодействуют архитектурная форма и декоративные росписи, - это замок Нидзё в Киото. Возведение замка началось в 1601 году по указанию Иэясу Токугава, основателя нового сёгуната Токугава, и закончилось в 1626 году при Иэмицу Токугава, внуке Иэясу. В интерьерах замка Нидзё мы сталкиваемся с концепцией так называемого тотального декора, где тенденция пышности и роскоши, проявившаяся впервые ещё в замке Адзути, построенном Ода Нобунанга, получила полное выражение.
Среди художников школы Кано, занимавшихся росписями замка Нидзё, - Кано Танъю (狩野探幽, 1602 – 1674) и его младший брат Кано Наонобу (狩野尚信, 1607–1650), а также Кано Дзиннодзё, или Мотохидээ (狩野 甚之丞, 1583-1628).
Ещё один архитектурно-художественный ансамбль той эпохи с сохранившимися фусума-э – Замок Нагоя в провинции Овари (современная префектура Аити). Он был построен в начале 16-го века и по некоторым сведениям стал местом рождения Ода Нобунанги. После смерти Нобунанги замок пришёл в запустение, но в 1609 году основатель нового сёгуната Токугава Иэясу дал указание восстановить замок. Над росписями интерьеров замка работали художники школы Кано: Кано Саданобу (狩野 貞信, 1597–1623) украшал интерьеры Дворца Хонмару в 1614 году, Кано Танъю с группой помощников расписывал интерьеры Дзёракудэн и Оюдоно-сёин в 1634 году.
Примером живописи на фусума школы Тоса в традиционном для этой школы стиле ямато-э может служить работа Тоса Мицунари (土佐光成, 1647-1710) в монастыре Кандзю-дзи (勧修寺) в Киото. Картина написана в жанре мэйсё-э (картины знаменитых мест) и посвящена красоте осени и рдеющим клёнам на реке Тацута.
Важный этап в развитии японской декоративной живописи многие искусствоведы связывают с творчеством художников школы Ринпа, в особенности основателя школы Таварая Сотацу (俵屋 宗達, 1570? - 1640) и Огаты Корина (尾形光琳, 1658 - 1716). В храме Ёгэн-ин (養源院) сохранились фусума-э кисти Таварая Сотацу «Сосна на золотом фоне» (金地着色松図), выполненные в 1621 году.
Омотэ-сёин (表書院) в синтоистком храме Котохира-гу (金比羅宮, или Конпира-сан) – ещё одна «кладовая» картин на фусума. Их автор - основатель ещё одной японской школы живописи – Маруяма Окё (円山 応挙, 1733-1795).
Дзякутю Ито (伊藤若冲, 1716-1800) тоже внёс свой вклад в живопись на фусума - «Кактусы, петухи и курицы» (仙人掌群鶏図) в буддийском храме Сайфуку-дзи (西福寺) школы Сингон в Токио.
2 там же
3 Николаева Н.С. «Декоративные росписи Японии 16-18 веков», Москва, Изобразительное искусство, 1989 г., стр. 53-57
4 Николаева Н.С. «Декоративные росписи Японии 16-18 веков», Москва, Изобразительное искусство, 1989 г., стр. 61
5 Николаева Н.С. «Декоративные росписи Японии 16-18 веков», Москва, Изобразительное искусство, 1989 г., стр. 61
6 Николаева Н.С. «Декоративные росписи Японии 16-18 веков», Москва, Изобразительное искусство, 1989 г., стр. 57
7 Николаева Н.С. «Декоративные росписи Японии 16-18 веков», Москва, Изобразительное искусство, 1989 г., стр. 74
8 Николаева Н.С. «Декоративные росписи Японии 16-18 веков», Москва, Изобразительное искусство, 1989 г., стр. 74