Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста

Сога Дзясоку (Дасоку)

Сога Дзясоку, или Сога Дасоку (曾我蛇足) – псевдоним, использовавшийся несколькими художниками школы Сога в периоды Муромати, Сэнгоку и Момояма. Имя «Дзясоку» не фигурирует ни на одной из сохранившихся картин художников школы Сога, а сохранилось лишь в устной традиции и документальных источниках 16-17 веков.

Дарума, Линьцзы и ДэшаньСога Дзясоку (Дасоку). Дарума, Линьцзы и ДэшаньСога Дзясоку (Дасоку). «Дарума, Линьцзы и Дэшань». Триптих
Коллекция монастыря Рюундзи

Согласно «Истории японской живописи» («Хонтё Гаси»), «Дзясоку (Дасоку)» - творческий псевдоним Хёбу Боккея (兵部墨渓, ? – 1473), самурая, служившего клану Асакура в провинции Этидзен. Хёбу Боккэй, которого обычно называют выдающимся художником ранней школы Сога, был учеником художника Сога Сюбуна (Ри Сюбуна, 李秀文) и, согласно некоторым источникам, его родным сыном.

В середине 15 века Хёбу Боккэй стал учеником дзенского мастера Иккю Содзюна (一休宗純, 1394-1481). Иккю чрезвычайно высоко ценил Боккея и посвятил ему стихотворение, в котором назвал его «учителем живописи». Признавая глубокую духовность картин Боккея, он писал: «Одни лишь капли воды, но результат так же блестящ, что у Хуэйнэна [шестого патриарха чань-буддизма]».

Дарума, Линьцзы и ДэшаньСога Дзясоку (Дасоку). Дарума, Линьцзы и ДэшаньСога Дзясоку (Дасоку). «Дарума, Линьцзы и Дэшань». Триптих
Субхрам Ютоку-ин монастыря Дайтокудзи

Сохранилось несколько работ, которые традиция приписывает кисти Боккея: самый ранний портрет Иккю Содзюна (с красным мечом) с комментарием самого Иккю, датированный 1447 годом (в коллекции Национального музея Нара), «Портрет Иккю-осё» 1453 года из коллекции Мемориального музея Умэдзава и портрет Дарумы (Бодхидхармы) с комментарием Иккю из коллекции субхрама Синдзю-ан в Дайтоку-дзи. В Токийском национальном музее хранится один из самых известных портретов Иккю Содзюна, авторство которого традиция приписывала Бокусаю (Моцурину Дзёто), но в настоящее время широко распространена версия, что этот портрет Иккю также принадлежит кисти Боккея.

Пейзаж | Шестой чаньский патриархСога Дзясоку (Дасоку). ПейзажСога Дзясоку (Дасоку). Шестой чаньский патриархСога Дзясоку (Дасоку)
«Пейзаж» (слева) | «Шестой чаньский патриарх» (справа)
Токийский национальный музей | Британский музей

Однако версия, изложенная в «Хонтё Гаси», не получила признания, а общераспространённой стала версия, что Сога Дзясоку (Дасоку) – это Фусэн Содзё (夫泉宗丈), он же Сикибу Содзё (式部宗丈), сын Боккея. Эта версия базируется на авторстве росписей раздвижных перегородок (фусума-э) в субхраме Синдзюан монастыря Дайтокуди. Наряду с работами Огури Сокэя в том же Дайтоку-дзи (субхрам Ютоко-ин), росписи в Синдзюане - «Пейзаж», «Цветы и птицы» и «Пейзаж в технике хацубоку» - относятся к наиболее ранним из сохранившихся образцов фусума-э в Японии. Многовековая традиция, хранимая монахами Синдзюана, приписывает эти работы кисти Сога Дзясоку. Поскольку Сидзюан был основан в 1491 году, то Боккей, ушедший из жизни в 1473 году, не мог быть автором этих росписей. И Сога Дзясоку стал отождествляться с представителем второго поколения школы Сога – Фусэном Содзё, творческий период которого пришёлся на конец 15-го - начало 16-го века (упоминания о Содзё встречаются до 1512 года).

ПейзажСога Дзясоку (Дасоку). ПейзажСога Дзясоку (Дасоку). «Пейзаж» (фрагмент)
Субхрам Синдзю-ан монастыря Дайтокудзи

Это отождествление, основанное на традиции храма Синдзю-ан, закрепилось в некоторых документальных источниках того времени. Так, Сога Сёсэн, он же Хёбу Сёсэн (兵部紹仙), предполагаемый сын Сога Содзё, упоминается, как сын Сога Дзясоку (Дасоку). Неизвестный автор сопроводительного текста к триптиху Сога Нитёкуана «Ястребы», объявляя художника Дзясоку Шестым, также, по-видимому, опирался на традицию Синдзю-ана.

Пейзаж хацубокуСога Дзясоку (Дасоку). Пейзаж хацубокуСога Дзясоку (Дасоку). «Пейзаж хацубоку»
Субхрам Синдзю-ан монастыря Дайтокудзи

Однако существовавшие параллельно и обнаруженные недавно другие документальные свидетельства потихоньку подтачивали устоявшуюся версию, что Сога Дзясоку (Дасоку) – это Сога (Фусэн) Содзё, сын Боккея. С одной стороны, позиции сторонников этой версии поколебал обнаруженный индзин (印信), - диплом, удостоверяющий завершение обучения живописи, – вручённый Сога Дзясоку Тэнсё Сюбуном. Тэнсё Сюбун ушёл из жизни не позднее 1463 года, когда на должность гойо-эси сёгуната был назначен его ученик Огури Сотан. С учётом средней продолжительности жизни, Содзё было бы в то время менее 30 лет. Факт получения диплома от Сюбуна в таком возрасте, конечно, допустим, но маловероятен. Но более серьёзным аргументом, в контексте ситуации с найденным индзин, служат записи дзенского монаха, представителя литературы «пяти гор» (годзан-бунгаку), Кисея Рэйгена (希世霊彦, 1403–1488), согласно которым именно Хёбу Боккей был учеником Тэнсё Сюбуна и написал его портрет. (Одно время эти сведения считали ошибочными, полагая, что Рэйген перепутал Тэнсё Сюбуна с Ри Сюбуном, который в «Хонтё Гаси» фигурирует как Сога Сюбун, учитель живописи Боккея и предтеча школы Сога. Но обнаруженный диплом, полученный Сога Дзясоку от Тэнсё Сюбуна, заставил искусствоведов в очередной раз осознать, что в истории становления школы Сога вопросов больше, чем ответов...)

Цветы и птицыСога Дзясоку (Дасоку). Цветы и птицыСога Дзясоку (Дасоку). «Цветы и птицы» (фрагмент)
Субхрам Синдзю-ан монастыря Дайтокудзи

С другой стороны, сохранился ряд работ, также приписываемых кисти Сога Дзясоку, которые искусствоведы датируют второй четвертью шестнадцатого века, когда Сога Содзё уже не было в живых.

ЛиньцзыСога Дзясоку (Дасоку). ЛиньцзыСога Дзясоку (Дасоку). ЛиньцзыСога Дзясоку (Дасоку)
«Линьцзы» (слева) | «Линьцзы» (справа)
Субхрам Синдзю-ан монастыря Дайтокудзи

Всё это привело к появлению очередной версии, общепринятой в современном искусствоведении, что Дзясоку – общий творческий псевдоним (кэн-го) всех художников школы, который передавался из поколения в поколение, как и фамильное имя Сога. Первым Сога Дзясоку, как это и утверждалось в «Хонтё Гаси», принято считать Хёбу Боккея. Предполагают, что среди художников Сога, которые использовали имя Дзясоку, помимо Боккея, были Содзё, Сёсэн (или Дзёсэн), Сойо (宗誉, ? - 1562 г.) и Сёсё (紹祥, годы жизни неизвестны), которые представляли несколько поколений школы Сога. В старых текстах они назывались «Дзясоку Второй», «Дзясоку Третий», «Дзясоку Четвертый» и т.д. Согласно «Хонтё Гаси» их соединяла не только художественная традиция, но и родственная связь, т.е. они являлись прямыми потомками Боккея.