zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста

Сога Дзясоку (Дасоку)

Сога Дзясоку, или Сога Дасоку (曾我蛇足) – псевдоним, использовавшийся несколькими художниками школы Сога в периоды Муромати, Сэнгоку и Момояма. Имя «Дзясоку» не фигурирует ни на одной из сохранившихся картин художников школы Сога, а сохранилось лишь в устной традиции и документальных источниках 16-17 веков.

Дарума, Линьцзы и ДэшаньСога Дзясоку (Дасоку). Дарума, Линьцзы и ДэшаньСога Дзясоку (Дасоку). «Дарума, Линьцзы и Дэшань». Триптих
Коллекция монастыря Рюундзи

Согласно «Истории японской живописи» («Хонтё Гаси»), «Дзясоку (Дасоку)» - творческий псевдоним Хёбу Боккея (兵部墨渓, ? – 1473), самурая, служившего клану Асакура в провинции Этидзен. Хёбу Боккэй, которого обычно называют выдающимся художником ранней школы Сога, был учеником художника Сога Сюбуна (Ри Сюбуна, 李秀文) и, согласно некоторым источникам, его родным сыном.

В середине 15 века Хёбу Боккэй стал учеником дзенского мастера Иккю Содзюна (一休宗純, 1394-1481). Иккю чрезвычайно высоко ценил Боккея и посвятил ему стихотворение, в котором назвал его «учителем живописи». Признавая глубокую духовность картин Боккея, он писал: «Одни лишь капли воды, но результат так же блестящ, что у Хуэйнэна [шестого патриарха чань-буддизма]».

Дарума, Линьцзы и ДэшаньСога Дзясоку (Дасоку). Дарума, Линьцзы и ДэшаньСога Дзясоку (Дасоку). «Дарума, Линьцзы и Дэшань». Триптих
Субхрм Ютоку-ин монастыря Дайтокудзи

Сохранилось несколько работ, которые традиция приписывает кисти Боккея: самый ранний портрет Иккю Содзюна (с красным мечом) с комментарием самого Иккю, датированный 1447 годом (в коллекции Национального музея Нара), «Портрет Иккю-осё» 1453 года из коллекции Мемориального музея Умэдзава и портрет Дарумы (Бодхидхармы) с комментарием Иккю из коллекции субхрама Синдзю-ан в Дайтоку-дзи. В Токийском национальном музее хранится один из самых известных портретов Иккю Содзюна, авторство которого традиция приписывала Бокусаю (Моцурину Дзёто), но в настоящее время широко распространена версия, что этот портрет Иккю также принадлежит кисти Боккея.

Пейзаж | Шестой чаньский патриархСога Дзясоку (Дасоку). ПейзажСога Дзясоку (Дасоку). Шестой чаньский патриархСога Дзясоку (Дасоку)
«Пейзаж» (слева) | «Шестой чаньский патриарх» (справа)
Токийский национальный музей | Британский музей

Однако версия, изложенная в «Хонтё Гаси», не получила признания, а общераспространённой стала версия, что Сога Дзясоку (Дасоку) – это Фусэн Содзё (夫泉宗丈), он же Сикибу Содзё (式部宗丈), сын Боккея. Эта версия базируется на авторстве росписей раздвижных перегородок (фусума-э) в субхраме Синдзюан монастыря Дайтокуди. Наряду с работами Огури Сокэя в том же Дайтоку-дзи (субхрам Ютоко-ин), росписи в Синдзюане - «Пейзаж», «Цветы и птицы» и «Пейзаж в технике хацубоку» - относятся к наиболее ранним из сохранившихся образцов фусума-э в Японии. Многовековая традиция, хранимая монахами Синдзюана, приписывает эти работы кисти Сога Дзясоку. Поскольку Сидзюан был основан в 1491 году, то Боккей, ушедший из жизни в 1473 году, не мог быть автором этих росписей. И Сога Дзясоку стал отождествляться с представителем второго поколения школы Сога – Фусэном Содзё, творческий период которого пришёлся на конец 15-го - начало 16-го века (упоминания о Содзё встречаются до 1512 года).

ПейзажСога Дзясоку (Дасоку). ПейзажСога Дзясоку (Дасоку). «Пейзаж» (фрагмент)
Субхрам Синдзю-ан монастыря Дайтокудзи

Это отождествление, основанное на традиции храма Синдзю-ан, закрепилось в некоторых документальных источниках того времени. Так, Сога Сёсэн, он же Хёбу Сёсэн (兵部紹仙), предполагаемый сын Сога Содзё, упоминается, как сын Сога Дзясоку (Дасоку). Сога Нитёкуан, называя себя Дзясоку Шестым, также, по-видимому, опирался на традицию Синдзю-ана.

Пейзаж хацубокуСога Дзясоку (Дасоку). Пейзаж хацубокуСога Дзясоку (Дасоку). «Пейзаж хацубоку»
Субхрам Синдзю-ан монастыря Дайтокудзи

Однако существовавшие параллельно и обнаруженные недавно другие документальные свидетельства потихоньку подтачивали устоявшуюся версию, что Сога Дзясоку (Дасоку) – это Сога (Фусэн) Содзё, сын Боккея. С одной стороны, позиции сторонников этой версии поколебал обнаруженный индзин (印信), - диплом, удостоверяющий завершение обучения живописи, – вручённый Сога Дзясоку Тэнсё Сюбуном. Тэнсё Сюбун ушёл из жизни не позднее 1463 года, когда на должность гойо-эси сёгуната был назначен его ученик Огури Сотан. С учётом средней продолжительности жизни, Содзё было бы в то время менее 30 лет. Факт получения диплома от Сюбуна в таком возрасте, конечно, допустим, но маловероятен. Но более серьёзным аргументом, в контексте ситуации с найденным индзин, служат записи дзенского монаха, представителя литературы «пяти гор» (годзан-бунгаку), Кисея Рэйгена (希世霊彦, 1403–1488), согласно которым именно Хёбу Боккей был учеником Тэнсё Сюбуна и написал его портрет. (Одно время эти сведения считали ошибочными, полагая, что Рэйген перепутал Тэнсё Сюбуна с Ри Сюбуном, который в «Хонтё Гаси» фигурирует как Сога Сюбун, учитель живописи Боккея и предтеча школы Сога. Но обнаруженный диплом, полученный Сога Дзясоку от Тэнсё Сюбуна, заставил искусствоведов в очередной раз осознать, что в истории становления школы Сога вопросов больше, чем ответов...)

Цветы и птицыСога Дзясоку (Дасоку). Цветы и птицыСога Дзясоку (Дасоку). «Цветы и птицы» (фрагмент)
Субхрам Синдзю-ан монастыря Дайтокудзи

С другой стороны, сохранился ряд работ, также приписываемых кисти Сога Дзясоку, которые искусствоведы датируют второй четвертью шестнадцатого века, когда Сога Содзё уже не было в живых.

ЛиньцзыСога Дзясоку (Дасоку). ЛиньцзыСога Дзясоку (Дасоку). ЛиньцзыСога Дзясоку (Дасоку)
«Линьцзы» (слева) | «Линьцзы» (справа)
Субхрам Синдзю-ан монастыря Дайтокудзи

Всё это привело к появлению очередной версии, общепринятой в современном искусствоведении, что Дзясоку – общий творческий псевдоним (кэн-го) всех художников школы, который передавался из поколения в поколение, как и фамильное имя Сога. Первым Сога Дзясоку, как это и утверждалось в «Хонтё Гаси», принято считать Хёбу Боккея. Предполагают, что среди художников Сога, которые использовали имя Дзясоку, помимо Боккея, были Содзё, Сёсэн (или Дзёсэн), Сойо (宗誉, ? - 1562 г.) и Сёсё (紹祥, годы жизни неизвестны), которые представляли несколько поколений школы Сога. В старых текстах они назывались «Дзясоку Второй», «Дзясоку Третий», «Дзясоку Четвертый» и т.д. Согласно «Хонтё Гаси» их соединяла не только художественная традиция, но и родственная связь, т.е. они являлись прямыми потомками Боккея.