Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Мурасаки Сикибу никки-эмаки (фрагмент)

Никки-э, или э-никки

Никки-э, или э-никки (日記絵, 絵日記) - иллюстрации к дневнику или иллюстрированный дневник; термин, относящийся к самостоятельному жанру живописи периода Хэйан. Позднее никки-э, так же как и ута-э, моногатари-э, энги-э и т.д., то есть вся светская живопись вплоть до 14 века, были отнесены к национальному направлению живописи ямато-э.

Мурасаки Сикибу Никки-эмаки (фрагмент)Мурасаки Сикибу Никки-эмаки. ФрагментыМурасаки Сикибу Никки-эмаки (фрагменты)
Музей искусств Гото. Токио

Дневники, написанные высокохудожественным языком, или литературные произведения, созданные в форме дневников, занимают важное место в японской литературе. Дневники в период Хэйан стали записываться с помощью японского слогового письма, кана (仮名), которое первоначально использовалось в основном придворными дамами. Личные чувства и эмоции можно было более свободно выражать на кана, которая была ближе к разговорной речи, чем на формальном канбуне (漢文), который долгое время использовался для официальных записей.

Мурасаки Сикибу Никки-эмаки (фрагмент)Мурасаки Сикибу Никки-эмаки. ФрагментМурасаки Сикибу Никки-эмаки (фрагмент)
Частная коллекция

Первоначально термин «никки-э», возможно, подразумевал зарисовки или картины в дневнике, сделанные составителем (автором) этого дневника. Например, в «Повести о Гэндзи» («Гэндзи-Моногатари», 源氏物語) есть упоминание о том, что Гэндзи (源氏), находясь в изгнании в Сума (須磨), написал дневник, который он сопроводил иллюстрациями и позже продемонстрировал, вернувшись ко Двору.

Мурасаки Сикибу Никки-эмаки (фрагмент)Мурасаки Сикибу Никки-эмаки. ФрагментМурасаки Сикибу Никки-эмаки (фрагмент)
Художественный музей Фудзита. Осака

В современном искусствоведении «никки-э» обычно относится к нескольким дневникам периода Хэйан, которые были проиллюстрированы и оформлены в виде буклетов (сасси-бон) или ручных свитков (эмакимоно), так же, как были проиллюстрированы известные моногатари (сказания) – «Гэндзи-моногатари-эмаки» и «Нэдзамэ-моногатари-эмаки», относящиеся к жанру моногатари-э (物語絵). Некоторые дневники были иллюстрированы вскоре после того, как стали достоянием общественности.

Дневник Тоса (фрагмент)Дневник Тоса. ФрагментКи-но Цураюки. Дневник Тоса (фрагмент)
Копия кисти Фудзивара Тэйка

В антологии священника Экей (恵慶, жил в середине 10 в.) упомянуты иллюстрации к копии «Дневника Тоса» (土佐日記, Тоса-никки), самого раннего из сохранившихся дневников на японской слоговой системе кана (датируется приблизительно 935 годом). Хотя «Дневник Тоса» был написан от лица женщины, его автором был известный поэт Ки-но Цураюки (紀貫之, ок. 868 - ок. 945), составитель антологии «Собрание старой и новой японской поэзии» (Кокинвакасю).

Мурасаки Сикибу Никки-эмаки (фрагмент)Мурасаки Сикибу Никки-эмаки. ФрагментМурасаки Сикибу Никки-эмаки (фрагмент)
Художественный музей Фудзита. Осака

Самым известным из дошедших до нас образцов никки-э является иллюстрированный «Дневник леди Мурасаки» (紫式部日記絵巻, «Мурасаки Сикибу Никки Эмаки»). Сам дневник был написан около 1010 года леди Мурасаки, Мурасаки Сикибу (紫式部), автором «Повести о Гэндзи». Сохранившийся «Мурасаки Сикибу Никки Эмаки» был создан в 13 веке, двумя столетиями позже. Первоначально это был комплект предположительно из 10-12 ручных свитков. До наших дней дошли лишь четыре свитка (свиток Хатисука, свиток Мацудайра, свиток Хинохара и свиток Фудзита), хранящиеся в разных коллекциях: Художественный музей Фудзита (Осака), Музей искусств Гото, Токийский национальный музей и три частных собрания. Авторство иллюстраций приписывается художнику Фудзивара Нобудзанэ (1176 -1265?), а текста - прекрасному каллиграфу Гокёгоку (後京極良経, 1169–1206).

Мурасаки Сикибу Никки-эмаки (фрагмент)Мурасаки Сикибу Никки-эмаки. ФрагментМурасаки Сикибу Никки-эмаки (фрагмент)
Художественный музей Фудзита. Осака