Харицукэ-э (貼付絵, буквально «приклеенная картина»), или харицукэга (貼付画), сокращённое название термина «кабэ харицукэ-э» (壁貼付絵, «приклеенная к стене картина») - картины на бумаге (или реже на шёлке), которые наклеиваются на неподвижные стены или панели внутри помещения. Харицукэ-э – одна из разновидностей сёхэкига (障 壁画), росписи стен и перегородок.
Один из самых ранних образцов «кабэ харицукэ-э» - росписи на шёлке в жанре «косодэн-э» с «Иллюстрированной биографией принца Сётоку» (聖徳太子絵伝, «Сётоку Тайси э-дэн», 1069 г.), которые первоначально украшали стены Дворца-Эрмитажа (Эдоно) монастыря Хорю-дзи (法隆寺). Согласно монастырской записи, их автором был художник Хата Титэй (秦致貞). В 1786 году по причине плохой сохранности картины были сняты со стен и помещены на пять ширм. В таком виде «Иллюстрированная биография принца Сётоку» дошла до наших дней и в настоящее время хранится в Токийском Национальном музее.
Примечательно, что этот ранний образец «харицукэ-э» представляет также самый ранний из сохранившихся образцов «ямато-э» в целом. Амидаисткие росписи на стенах и дверях Зала Феникса в храме Бёдо-ин, хотя и датируются 1053 годом, но относятся по стилю к буцуга (буддийской живописи).
Харицукэ-э чаще ассоциируется с замками и резиденциями в стиле сёин-дзукури (書院造), который возник в конце 15-го и широко распространился в 16 веке, в периоды Муромати и Момояма. Харицукэ-э, созданные в стиле суйбокуга (монохромная живопись тушью) или кинпэкига (полихромная живопись на золотом фоне) были отличительной чертой стиля сёин.
Чаще всего харицуку-э помещались в следующих местах интерьера:
- на стене в нише-токонома – «тококабэ харицукэ-э» (床壁貼付絵);
- на стене за полкой тигаидана – «тигаидана харицукэ-э» (違い棚貼付絵);
- на панелях вдоль нижнего края полупрозрачных раздвижных дверей, сёдзи (障子), - «сёдзи коси-ита харицукэ-э» (障子腰板貼付絵);
- на узком стенном пространстве над балками нагэси (長押) – «нагэси уэ кокабэ харицукэ-э» (長押上小壁貼付絵).
Расцвет монументально-декоративной живописи в Японии тесно связан с периодом расцвета замковой архитектуры в период Адзути-Момояма и ранний период Эдо. Но единственный, сохранившийся до нашего времени архитектурный комплекс, позволяющий судить о замке-дворце как ансамбле, где взаимодействуют архитектурная форма и декоративные росписи, - это замок Нидзё в Киото. В интерьерах замка Нидзё мы сталкиваемся с концепцией так называемого тотального декора, где тенденция пышности и роскоши, проявившаяся впервые ещё в замке Адзути, построенном Ода Нобунанга, получила полное выражение.
Ещё один архитектурно-художественный ансамбль той эпохи с сохранившимися харицукэ-э – Замок Нагоя в провинции Овари (современная префектура Аити). Он был построен в начале 16-го века и по некоторым сведениям стал местом рождения Ода Нобунанги.
Немало прекрасных образцов харицукэ-э сохранилось в монастыре Ниси-Хонган-дзи в Киото. Ниси Хонган-дзи – это главный храм буддийской школы Дзёдо Синсю, основанной Синраном. Храм ведёт свою историю с 1321 года и в настоящее время внесён в список мирового культурного наследия Юнеско.
Омотэ-сёин (表書院) в синтоистком храме Котохира-гу (金比羅宮, или Конпира-сан) – ещё одна «кладовая» харицукэ-э. Их автор - основатель одной из японских школ живописи – Маруяма Окё (円山 応挙, 1733-1795).