Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Утамаро Китагава. Раскраска харицукэ-э

Харицукэ-э

Харицукэ-э (貼付絵, буквально «приклеенная картина»), или харицукэга (貼付画), сокращённое название термина «кабэ харицукэ-э» (壁貼付絵, «приклеенная к стене картина») - картины на бумаге (или реже на шёлке), которые наклеиваются на неподвижные стены или панели внутри помещения. Харицукэ-э – одна из разновидностей сёхэкига (障 壁画), росписи стен и перегородок.

Харицукэ-э в Замке НагояХарицукэ-э в Замке НагояХарицукэ-э в Замке Нагоя

Один из самых ранних образцов «кабэ харицукэ-э» - росписи на шёлке в жанре «косодэн-э» с «Иллюстрированной биографией принца Сётоку» (聖徳太子絵伝, «Сётоку Тайси э-дэн», 1069 г.), которые первоначально украшали стены Дворца-Эрмитажа (Эдоно) монастыря Хорю-дзи (法隆寺). Согласно монастырской записи, их автором был художник Хата Титэй (秦致貞). В 1786 году по причине плохой сохранности картины были сняты со стен и помещены на пять ширм. В таком виде «Иллюстрированная биография принца Сётоку» дошла до наших дней и в настоящее время хранится в Токийском Национальном музее.

Иллюстрированная биография принца СётокуСётоку Тайси э-дэнХата-но Титэй. «Иллюстрированная биография принца Сётоку» («Сётоку Тайси э-дэн»). 1069 г.
Токийский Национальный музей

Примечательно, что этот ранний образец «харицукэ-э» представляет также самый ранний из сохранившихся образцов «ямато-э» в целом. Амидаисткие росписи на стенах и дверях Зала Феникса в храме Бёдо-ин, хотя и датируются 1053 годом, но относятся по стилю к буцуга (буддийской живописи).

Иллюстрированная биография принца СётокуСётоку Тайси э-дэнХата-но Титэй. «Иллюстрированная биография принца Сётоку» («Сётоку Тайси э-дэн»). 1069 г.
Токийский Национальный музей

Харицукэ-э чаще ассоциируется с замками и резиденциями в стиле сёин-дзукури (書院造), который возник в конце 15-го и широко распространился в 16 веке, в периоды Муромати и Момояма. Харицукэ-э, созданные в стиле суйбокуга (монохромная живопись тушью) или кинпэкига (полихромная живопись на золотом фоне) были отличительной чертой стиля сёин.

Тококабэ харицукэ-эТококабэ харицукэ-эМаруяма. Окё. Тококабэ харицукэ-э
Токийский Национальный музей

Чаще всего харицуку-э помещались в следующих местах интерьера:

  • на стене в нише-токонома – «тококабэ харицукэ-э» (床壁貼付絵);
  • на стене за полкой тигаидана – «тигаидана харицукэ-э» (違い棚貼付絵);
  • на панелях вдоль нижнего края полупрозрачных раздвижных дверей, сёдзи (障子), - «сёдзи коси-ита харицукэ-э» (障子腰板貼付絵);
  • на узком стенном пространстве над балками нагэси (長押) – «нагэси уэ кокабэ харицукэ-э» (長押上小壁貼付絵).
Тококабэ харицукэ-эТококабэ харицукэ-эТококабэ харицукэ-э
Токийский Национальный музей
Тигаидана харицукэ-эТигаидана харицукэ-эТигаидана харицукэ-э
Куро-сёин. Замок Нидзё. Киото.
Cёдзи коси-ита харицукэ-эCёдзи коси-ита харицукэ-эCёдзи коси-ита харицукэ-э
Нагэси уэ кокабэ харицукэ-эНагэси уэ кокабэ харицукэ-эНагэси уэ кокабэ харицукэ-э

Расцвет монументально-декоративной живописи в Японии тесно связан с периодом расцвета замковой архитектуры в период Адзути-Момояма и ранний период Эдо. Но единственный, сохранившийся до нашего времени архитектурный комплекс, позволяющий судить о замке-дворце как ансамбле, где взаимодействуют архитектурная форма и декоративные росписи, - это замок Нидзё в Киото. В интерьерах замка Нидзё мы сталкиваемся с концепцией так называемого тотального декора, где тенденция пышности и роскоши, проявившаяся впервые ещё в замке Адзути, построенном Ода Нобунанга, получила полное выражение.

Харицукэ-э и фусума-э в Замке НидзёХарицукэ-э в Замке Нидзё. Дворец НиномаруХарицукэ-э в Замке Нидзё. Дворец НиномаруХарицукэ-э в Замке Нидзё. Дворец Ниномару
Цветы и птицыКано Кои. Цветы и птицы. Тококабэ харицукэ-э из Замка Нидзё в КиотоКано Кои. Цветы и птицы. Тококабэ харицукэ-э из Замка Нидзё в КиотоКано Кои. «Цветы и птицы». Тококабэ харицукэ-э
Замок Нидзё. Дворец Ниномару. Зал Родзюнома (Киото)

Ещё один архитектурно-художественный ансамбль той эпохи с сохранившимися харицукэ-э – Замок Нагоя в провинции Овари (современная префектура Аити). Он был построен в начале 16-го века и по некоторым сведениям стал местом рождения Ода Нобунанги.

Харицукэ-э в Замке НагояХарицукэ-э в Замке НагояХарицукэ-э в Замке НагояХарицукэ-э в Замке НагояХарицукэ-э в Замке Нагоя

Немало прекрасных образцов харицукэ-э сохранилось в монастыре Ниси-Хонган-дзи в Киото. Ниси Хонган-дзи – это главный храм буддийской школы Дзёдо Синсю, основанной Синраном. Храм ведёт свою историю с 1321 года и в настоящее время внесён в список мирового культурного наследия Юнеско.

Харицукэ-э и фусума-э храме Ниси Хонган-дзиХарицукэ-э в храме Ниси Хонган-дзиХарицукэ-э в храме Ниси Хонган-дзиХарицукэ-э в храме Ниси Хонган-дзи

Омотэ-сёин (表書院) в синтоистком храме Котохира-гу (金比羅宮, или Конпира-сан) – ещё одна «кладовая» харицукэ-э. Их автор - основатель одной из японских школ живописи – Маруяма Окё (円山 応挙, 1733-1795).

ЖуравлиМаруяма Окё. Журавли. Тококабэ харицукэ-э (картина на стене в нише-токонома)Маруяма Окё. Журавли. Тококабэ харицукэ-э (картина на стене в нише-токонома)Маруяма Окё. «Журавли». Тококабэ харицукэ-э
Храм Котохира-гу. Омото-сёин
Пейзаж с водопадомМаруяма Окё. Пейзаж с водопадом. Тококабэ харицукэ-э (картина на стене в нише-токонома)Маруяма Окё. «Пейзаж с водопадом». Тококабэ харицукэ-э
Храм Котохира-гу. Омото-сёин
ПейзажМаруяма Окё. ПейзажМаруяма Окё. «Пейзаж». Харицукэ-э
Храм Котохира-гу. Омото-сёин