«Четверо седобородых с горы Шан», или «Четверо белоголовых с горы Шан», или «Четыре старца с горы Шан» (商山四皓, кит. Шаншань сихао, яп. Сёдзан сико) – тема китайской и японской живописи, посвящённая четырем старцам, которые бежали от неспокойного общества поздней династии Цинь на гору Шан (яп: Сёдзан 商山) в провинции Шаньси (陜西), где они жили в уединении и занимались научными занятиями. Поскольку у всех них были седые (белые) волосы, бороды и брови, их называли «сико» (四皓, кит. сихао), что можно перевести как «четверо светлых», «четверо сияющих», хотя в англоязычной литературе их чаще называют «Четырьмя седобородыми» (The Four Greybeards), «Четырьмя мудрецами» (The Four Sages) или «Четырьмя старцами» (The Four Elders).
Ученые Дун Юаньгун (東園公), Ци Лицзи (綺里季), Лули Сяньшэн (ろく里先生) и Ся Хуангун (夏黄公) служили при дворе правителя Ши Хуанди (始皇帝; 259-210 до н.э.) в царстве Цинь, но покинули службу в знак протеста против деспотического правления и гонений на конфуцианство.
Когда император Гаоцзу (高祖; 247-195 гг. до н.э.) основал династию Хань, он стремился привлечь на государственную службу мудрых и талантливых людей. В 196 году до н. э. Хань Гаоцзу даже издал указ о том, что любой чиновник, знающий о мудром добродетельном человеке (если только этот человек не был слишком стар или болен), должен доложить об этом мудреце императору. Нарушившие этот закон чиновники увольнялись с государственной службы. Узнав о четырёх мудрецах с горы Шан, Гаоцзу неоднократно приглашал их вернуться на государственную службу, но «четверо белых» каждый раз отказывались, предпочитая жизнь в уединении на горе Шан.
У Гаоцзу, первого императора царства Хань, было два сына: старший, Лю Ин, от императрицы Лу Чжи (呂雉) и младший, Лю Жуйи (劉如意) - от любимой наложницы Ци. Гаоцзу благоволил сыну Ци, так как считал, что юноша в большей степени воплощает его индивидуальность. И хотя по закону наследовать трон должен был старший сын Ин, Гаоцзу в какой-то момент решил выбрать своим преемником младшего сына. Тогда императрица Лу Чжи обратилась за помощью к легендарному военачальнику Чжан Ляну (張良), который сказал: «Его Величество давно слышал о Четырех белоголовых с горы Шан и хотел пригласить их служить стране. Однако они отказались. Если бы наследный принц мог заручиться поддержкой Четырех белоголовых с горы Шан, тогда Его Величество не отверг бы его». Лу Чжи поручила Чжан Ляну лично отправиться на гору Шан и уговорить отшельников вернуться ко двору и поддержать её сына Лю Ин в его притязаниях на трон. Все четверо согласились, что в соответствии с конфуцианскими заповедями сыновней почтительности, как старший сын, Лю Ин (будущий император Хань Хуэйди) должен унаследовать власть, и что, кроме того, характер Лю Ина был доброжелательным и сострадательным. После долгих дебатов четверо старцев приняли решение вернуться ко двору, чтобы засвидетельствовать свое почтение наследному принцу.
Хань Гаоцзу заметил присутствие при его дворе четырех старейшин с седыми волосами и белыми бородами и поинтересовался, кто они такие. Узнав, кто они и какова причина их возвращения ко двору, Гаоцзу пошел к госпоже Ци и сказал ей: «Я не могу назначить вашего сына преемником, потому что наследный принц уже заручился поддержкой таких почтенных людей. Его позиция сильно упрочилась».
В итоге, благодаря поддержке «четырёх белоголовых», именно Лю Ин был объявлен наследным принцем и после смерти Хань Гаоцзу продолжил династию Хань как император Хань Хуэйди.
Таким образом, эта тема живописи имеет неотъемлемый политический подтекст, как и тема о Тайгун Ване и Вэнь Ване. В японской крупноформатной живописи, например, в живописи на ширмах (бёобу-э), она часто соседствовала с такими темами, как «Трое смеющихся в Тигровой балке» или «Четыре благородных искусства» (琴棋書画). Но чаще всего конфуцианская тема «четырех седобородых с горы Шан» сопровождалась на парной ширме антиконфуцианской темой «Семь мудрецов из бамбуковой рощи» (竹林七賢).
Китайские картины периодов династии Южная Сун и династии Мин изображают «четырех седобородых с горы Шан» в уединении. Наиболее ранние образцы принадлежат кисти Лю Сунняня (в частной коллекции) и Ма Юаня (из коллекции Художественного музея Цинциннати).
Японские образцы, начиная с росписи на веере из коллекции монастыря Нандзен-дзи периода Момояма, обычно делятся на монохромные изображения старцев в уединении или полихромные картины, изображающие их возвращение ко двору.
В Токийском Национальном музее хранится посвященная данной теме роспись на ширме (бёобу-э), принадлежащая кисти Кано Мотонобу, одного из родоначальников Школы Кано. В субхраме Сэндзёко-ин на горе Коя хранится бёобу-э «Четверо седобородых с горы Шан» кисти Сога Тёкуана.
«Четверо седобородых с горы Шан» были излюбленной темой настенной живописи (сёхэкига) в период Момояма и ранний период Эдо. Среди известных примеров – росписи Хасэгава Тохаку (長谷川等伯, 1539-1610) в субхраме Синдзю-ан (Дайтоку-дзи, Киото) или росписи Ватанабэ Рёкея (渡辺了慶, ?-1645) в монастыре Ниси Хонган-дзи (西本願寺白書院) в Киото.