Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста

Четыре белобородых с горы Шан

«Четверо седобородых с горы Шан», или «Четверо белоголовых с горы Шан», или «Четыре старца с горы Шан» (商山四皓, кит. Шаншань сихао, яп. Сёдзан сико) – тема китайской и японской живописи, посвящённая четырем старцам, которые бежали от неспокойного общества поздней династии Цинь на гору Шан (яп: Сёдзан 商山) в провинции Шаньси (陜西), где они жили в уединении и занимались научными занятиями. Поскольку у всех них были седые (белые) волосы, бороды и брови, их называли «сико» (四皓, кит. сихао), что можно перевести как «четверо светлых», «четверо сияющих», хотя в англоязычной литературе их чаще называют «Четырьмя седобородыми» (The Four Greybeards), «Четырьмя мудрецами» (The Four Sages) или «Четырьмя старцами» (The Four Elders).

Четыре старца с горы ШанНеизвестный автор. Четыре старца с горы ШанНеизвестный автор. «Четыре старца с горы Шан». Роспись на веере
Токийский Национальный музей

Ученые Дун Юаньгун (東園公), Ци Лицзи (綺里季), Лули Сяньшэн (ろく里先生) и Ся Хуангун (夏黄公) служили при дворе правителя Ши Хуанди (始皇帝; 259-210 до н.э.) в царстве Цинь, но покинули службу в знак протеста против деспотического правления и гонений на конфуцианство.

Четыре старца с горы ШанКано Наонобу. Четыре старца с горы ШанКано Наонобу. «Четыре старца с горы Шан»
Бостонский музей изящных искусств

Когда император Гаоцзу (高祖; 247-195 гг. до н.э.) основал династию Хань, он стремился привлечь на государственную службу мудрых и талантливых людей. В 196 году до н. э. Хань Гаоцзу даже издал указ о том, что любой чиновник, знающий о мудром добродетельном человеке (если только этот человек не был слишком стар или болен), должен доложить об этом мудреце императору. Нарушившие этот закон чиновники увольнялись с государственной службы. Узнав о четырёх мудрецах с горы Шан, Гаоцзу неоднократно приглашал их вернуться на государственную службу, но «четверо белых» каждый раз отказывались, предпочитая жизнь в уединении на горе Шан.

Четыре старца с горы ШанКано Танъю. Четыре старца с горы ШанКано Танъю. «Четыре старца с горы Шан»
Художественный музей Кливленда

У Гаоцзу, первого императора царства Хань, было два сына: старший, Лю Ин, от императрицы Лу Чжи (呂雉) и младший, Лю Жуйи (劉如意) - от любимой наложницы Ци. Гаоцзу благоволил сыну Ци, так как считал, что юноша в большей степени воплощает его индивидуальность. И хотя по закону наследовать трон должен был старший сын Ин, Гаоцзу в какой-то момент решил выбрать своим преемником младшего сына. Тогда императрица Лу Чжи обратилась за помощью к легендарному военачальнику Чжан Ляну (張良), который сказал: «Его Величество давно слышал о Четырех белоголовых с горы Шан и хотел пригласить их служить стране. Однако они отказались. Если бы наследный принц мог заручиться поддержкой Четырех белоголовых с горы Шан, тогда Его Величество не отверг бы его». Лу Чжи поручила Чжан Ляну лично отправиться на гору Шан и уговорить отшельников вернуться ко двору и поддержать её сына Лю Ин в его притязаниях на трон. Все четверо согласились, что в соответствии с конфуцианскими заповедями сыновней почтительности, как старший сын, Лю Ин (будущий император Хань Хуэйди) должен унаследовать власть, и что, кроме того, характер Лю Ина был доброжелательным и сострадательным. После долгих дебатов четверо старцев приняли решение вернуться ко двору, чтобы засвидетельствовать свое почтение наследному принцу.

Четыре старца с горы ШанКано Цунэнобу. Четыре старца с горы ШанКано Цунэнобу. «Четыре старца с горы Шан»
Художественный музей Нельсона-Аткинса

Хань Гаоцзу заметил присутствие при его дворе четырех старейшин с седыми волосами и белыми бородами и поинтересовался, кто они такие. Узнав, кто они и какова причина их возвращения ко двору, Гаоцзу пошел к госпоже Ци и сказал ей: «Я не могу назначить вашего сына преемником, потому что наследный принц уже заручился поддержкой таких почтенных людей. Его позиция сильно упрочилась».

Возвращение ко двору четырех старцев с горы ШанШкола Кано. Возвращение ко двору четырех старцев с горы ШанШкола Кано. «Возвращение ко двору четырех старцев с горы Шан»
Музей искусств Метрополитэн

В итоге, благодаря поддержке «четырёх белоголовых», именно Лю Ин был объявлен наследным принцем и после смерти Хань Гаоцзу продолжил династию Хань как император Хань Хуэйди.

Четыре старца с горы ШанНеизвестный автор. Четыре старца с горы ШанНеизвестный автор. «Четыре старца с горы Шан». Триптих
Токийский Национальный музей

Таким образом, эта тема живописи имеет неотъемлемый политический подтекст, как и тема о Тайгун Ване и Вэнь Ване. В японской крупноформатной живописи, например, в живописи на ширмах (бёобу-э), она часто соседствовала с такими темами, как «Трое смеющихся в Тигровой балке» или «Четыре благородных искусства» (琴棋書画). Но чаще всего конфуцианская тема «четырех седобородых с горы Шан» сопровождалась на парной ширме антиконфуцианской темой «Семь мудрецов из бамбуковой рощи» (竹林七賢).

Четыре старца с горы ШанСога Сёхаку. Четыре старца с горы ШанСога Сёхаку. Четыре старца с горы ШанСога Сёхаку. «Четыре старца с горы Шан»
Бостонский музей изящных искусств

Китайские картины периодов династии Южная Сун и династии Мин изображают «четырех седобородых с горы Шан» в уединении. Наиболее ранние образцы принадлежат кисти Лю Сунняня (в частной коллекции) и Ма Юаня (из коллекции Художественного музея Цинциннати).

Четверо белоголовых с горы Шан
Ма Юань. Четверо белоголовых с горы Шан
Ма Юань. «Четверо белоголовых с горы Шан». Фрагмент
Художественный музей Цинциннати

Японские образцы, начиная с росписи на веере из коллекции монастыря Нандзен-дзи периода Момояма, обычно делятся на монохромные изображения старцев в уединении или полихромные картины, изображающие их возвращение ко двору.

Четыре старца с горы ШанКано Мотонобу. Четыре старца с горы ШанКано Мотонобу. «Четыре старца с горы Шан»
Токийский Национальный музей

В Токийском Национальном музее хранится посвященная данной теме роспись на ширме (бёобу-э), принадлежащая кисти Кано Мотонобу, одного из родоначальников Школы Кано. В субхраме Сэндзёко-ин на горе Коя хранится бёобу-э «Четверо седобородых с горы Шан» кисти Сога Тёкуана.

Четыре старца с горы ШанСога Тёкуан. Четыре старца с горы ШанСога Тёкуан. «Четыре старца с горы Шан»
Коллекция субхрама Хэндзёко-ин

«Четверо седобородых с горы Шан» были излюбленной темой настенной живописи (сёхэкига) в период Момояма и ранний период Эдо. Среди известных примеров – росписи Хасэгава Тохаку (長谷川等伯, 1539-1610) в субхраме Синдзю-ан (Дайтоку-дзи, Киото) или росписи Ватанабэ Рёкея (渡辺了慶, ?-1645) в монастыре Ниси Хонган-дзи (西本願寺白書院) в Киото.

Четыре старца с горы ШанХасэгава Тохаку. Четыре старца с горы ШанХасэгава Тохаку. Четыре старца с горы ШанХасэгава Тохаку. Четыре старца с горы Шан Хасэгава Тохаку. «Четыре старца с горы Шан». Фусума-э
Субрам Тэндзю-ан монастыря Нандзен-дзи. Киото