Нисэ-э (似絵, буквально – «картина-сходство», «картина-подобие») – жанр японской портретной живописи; реалистичные портреты придворных и самураев позднего периода Хэйан, периодов Камакура и Муромати, в отличие от идеализированных, формализованных изображений Будды, Бодхисаттв и буддийских монахов, сделанных в религиозных целях.
До периода Хэйан японцы, как правило, избегали изображать свою внешность, и японская портретная живопись носила чисто религиозный характер. Наряду с появлением свитков с живописью (моногатари-э, никки-э и т.д.), изображающих события из реальной жизни, во второй половине 12 века возникла параллельная тенденция в области портретной живописи, ставшая очень популярной в придворных кругах. Эта популярность даже помогла положить конец табу на художественное изображение императоров.
Нисэ-э, индивидуальные или групповые портреты, создавались в схематично-реалистичной манере. Как правило, фигуры, позы и официальная одежда были сильно стилизованы и почти однотипны. Но угловатая, геометрическая, почти абстрактная обработка одеяний разительно контрастировала с реалистичным изображением лица, которое детально передавало индивидуальные черты каждого человека. При этом мастерство нисэ-э заключалось в том, чтобы уловить характер мужчины в нескольких простых линиях, хотя портреты выражали не столько чувства человека и его внешние качества, сколько преклонение перед его достижениями и социальным статусом.
«Кэндзи Тода полагает, что портреты этого времени создавались на основе первоначального наброска с натуры. В этой связи он пишет, что рисунки с натуры для портрета были обычны для художников этого периода. Такая практика могла существовать, отмечает он, с времен Каванари и Канаока, однако нет данных, подтверждающих эту точку зрения. Доказательства же такой практики в 12 и 13 веках существуют не только в литературе, но и в живописи. В свитках 14 века, посвященных истории жизни священника Хонэна Сонин, из храма Тенин в Киото содержатся две сцены, в которых изображено рисование с натуры. Одна сцена в девятом свитке, где изображен Сохобо, ученик Хонэна, делающий набросок со священника, и другая — в десятом свитке, в которой изображен художник Таканобу, рисующий с натуры Хонэна. Технические ограничения, отмечает Кэндзи Тода, не позволяли художнику окончить работу перед моделью, однако законченное произведение, несомненно, основывалось на этих зарисовках. Эти чрезвычайно любопытные свидетельства раскрывают всю меру интереса к реальному, владевшего японским искусством в это время, интереса, нашедшего в портрете свое позитивное и наиболее возвышенное воплощение»1.
Впервые термин «нисэ-э» встречается в Адзумаками (吾妻鏡), официальной хронике военного правительства Камакура за 1241 год. Но сама реалистичная портретная живопись появилась в конце 12 века.
«Портретную живопись конца 12 века, скорее всего, можно назвать парадной. Действительно, это портреты выдающихся деятелей того времени, таких, как Минамото Ёритомо. или знатных вельмож, таких, как Тайра Сигэмори, изображенных в торжественной позе и церемониальной одежде. Ититаро Кондо пишет об этих портретах, что «возможно, они являлись и предметами культа, однако тот вид, который они собою являют, отнюдь нс религиозного порядка. В них нет ни сакраментальности портретов буддийских патриархов, ни отвлеченности, так часто присущей изображениям исторических персонажей»2. Сама идея портрета в японской живописи существовала значительно раньше. Так, в 11 и первой половине 12 века были весьма популярны изображения упоминаемых Кондо буддийских патриархов. Однако портретами в собственном смысле они вряд ли могут быть названы и, по сути дела, являются примерами религиозной буддийской живописи.
В той же работе Кондо отмечает: «Вероятно, что нерелигиозные изображения реально существовавших людей появились в период Хзйан, но первыми образцами, которые могут быть приведены, являются портреты периода Камакура, называемые нисэ-э, или «картина-подобие»3.
Действительно, упоминания о портретной живописи содержатся уже в письменных источниках позднего периода Хэйан. Так, в сохранившемся дневнике «Кицуки» (吉記) придворного Ёсида Цунэфуса (吉田経房, 1142-1200) есть упоминание о том, что Фудзивара-но Такаёси (藤原隆能) по приказу императора в отставке Го-Сиракава (後白河, 1127-1192) написал портрет (вероятно, посмертный) императора в отставке Тоба (鳥羽, 1103-1156). Портрет был помещен в Зал Нэмбуцу-до храма Ситэнно-дзи (四天王寺).
В 1173 году придворный Кудзё Канэдзанэ (九条兼実, 1149-1207) записал в своем дневнике, «Гёкуё» (玉葉), что он был поражён реалистичным сходством фигур на сёдзи-э в Сайсёкуин (最勝光院), изображавшей выход Императора с семьёй на прогулку. Эта несохранившаяся картина была создана по заказу Кэнсюнмон-ин (建春門院, 1142-1176), возлюбленной императора Го-Сиракава, придворными художниками Токива Мицунага (常磐光長, период творчества: 1157-1179) и Фудзивара-но Таканобу (藤原隆信, 1142-1205).
«К портретам периода Камакура, позволяющим в значительной мере оценивать их в собственном смысле этого слова, может быть отнесена прежде всего небольшая группа дошедших до нас работ из монастыря Дзингодзи в Киото, датируемых 12 веком и представляющих высшие достижения японской портретной живописи этого времени. Это портреты Минамото Ёритомо, Тайра Сигэмори, Фудзивара Мицуёси, исполненные известным художником Фудзивара Таканобу (1142-1205), а также портрет священника Монгаку Сонин.
Касаясь вопроса происхождения японского портрета конца 12 века, Кэндзи Тода пишет: «Очевидно, что форма портретной живописи Таканобу сформировалась до обоснования правительства в Камакура и ограничение его творчества периодом Камакура вводило бы в заблуждение, если только кто-нибудь не предполагает, что новая школа внезапно развилась в период, когда клан Тайра был у власти. Эволюции не свойственно обнаруживать такую законченную живописную форму в такой короткий срок. Мы не знаем, кто был учителем Таканобу, но его портреты, исполненные сдержанной линией и цветом, лишенные отрывистости штриха, более всего ведут к типу буддийских портретов раннего периода Фудзивара4». (Кэндзи Тода называет тот период в истории японского религиозного буддийского портрета, когда он обладал весьма живыми чертами, воспринятыми из китайских танских образцов, и еще не превратился, как то было в поздний период Фудзивара, в чисто декоративное построение.) В самом деле, естественно было бы предположить, что портретам из монастыря Дзингодзи, представляющим совершенно законченный тип произведений, ставшим по отношению к последующим подобным работам своего рода образцом, предшествовал целый эволюционный ряд. В том виде, в каком мы застаем портрет в конце 12 века, он обладает всеми чертами завершившегося и готового обратиться в канон явления.
В каждом портрете Таканобу избирает для своих моделей одну и ту же позу. Мы видим их сидящими на циновках, строго выпрямившимися, в трехчетвертном обороте. Их лица лишены детальной проработки и даны, скорее, в обобщенном плане, что при одинаковости поз и костюмов (Минамото Ёритомо, Тайра Сигэмори и Фудзивара Мицуёси облачены в так называемые «сокутаи» официальная одежда, принятая для высокопоставленных придворных) сообщает им известное сходство. Однако сходство типологическое, но не индивидуальное. Так, в своих двух лучших портретах - Минамото Ёритомо и Тайра Сигэмори Таканобу создает идеальный тип представителей высших слоев воинского сословия. Оба они, облаченные в черные сокутаи, в одинаковых высоких головных уборах застыли в неподвижности своей строгой позы. Так же строги, прямолинейны и жестки ломающиеся острыми углами контуры их черных сокутаи. Оттененные черной одеждой лица четко выделяются на общем темно-коричневом фоне. Спокойный, как бы остановившийся взгляд, сомкнутые ясно очерченные губы, весь облик этих высокопоставленных воинов являет собой спокойствие, достоинство, волевую собранность. И вместе с тем при всем общем сходстве художник не упускает и различия индивидуальных характеров, передает их очень скупыми и сдержанными средствами. Более мягкий овал лица Тайра Сигэмори. неодинаковая и более закругленная прорезь глаз, сообщающая его взору мягкость, почти задумчивость, выдают характер, отмеченный чертами доброты, человечности, в то время как большая жёсткость черт лица Ёритомо говорит о характере суровом, о воле непоколебимой и непреклонной. Именно такими их рисуют и исторические хроники. Насколько портретны произведения Таканобу, сказать трудно.
Примечательно, что в своих портретах Таканобу обращается к манере живописи ямато-э первой половины 12 века, то есть ко времени, когда живопись жила наиболее высокими представлениями о человеке, о значительности его бытия.
В портретах из Дзингодзи мы видим характерную для живописи ямато-э первой половины 12 века статичность поз. Таканобу тяготеет к насыщенности и силе цветового пятна, свойственных живописи того времени, к тонкости и изысканности её графики. Однако статичность, призванная прежде передать состояние поэтически возвышенного переживания, превращается здесь в торжественное, официально-парадное явление. Исчезает живописная свобода, отличавшая такие работы, как «Гэндзи моногатари» и «Нэдзамэ моногатари», цвет становится плоскостным и строго локальным. Живую выразительность линий сменяет формально точная и мертвая узорность. И лишь лица в портретах из Дзингодзи отмечены подлинно живыми, индивидуальными чертами, увиденными глазами художника конца 12 века»5.
Фудзивара-но Таканобу был лучшим портретистом того времени и специализировался на изображении человеческих лиц. Кисти этого художника традиционно приписывается уже упоминавшийся выше триптих конца 12 века с портретами Тайра-но Сигэмори (平重盛, 1138-1179), Минамото-но Ёритомо (源頼朝, 1147-1199) и Минамото-но Мицуёси (源光能), хранящийся в монастыре Дзинго-дзи (神護寺) в Киото. Фудзивара Таканобу разработал стиль и технику нисэ-э и по праву считается родоначальником этого жанра. Последующую плеяду художников, создававших нисэ-э, называют «Школой Таканобу». Он новаторски использовал выступы, угловатые очертания и плотные полосы цвета, которые стали характерной чертой портретной живописи той эпохи.
Влияние Таканобу проявляется в работах его сына Фудзивара Нобудзане (藤原信実, 1176–1266?). Среди шедевров нисэ-э, приписываемых кисти Нобудзане, - свитки «36 знаменитых поэтов», «Портрет бывшего императора Готоба» (後鳥羽上皇像, «Готоба дзёко-дзо»; 後鳥羽天皇, «Готоба Тэнно-дзо») и свиток «Императорская конная гвардия» (随身庭騎絵巻, «Дзуйсин тэйки эмаки»). Портрет бывшего императора Готоба датируется 1221 годом и хранится в Святилище Минасэ (水無瀬, Минасэ Дзингу) в Осака. «Императорская конная гвардия» датируется приблизительно 1247 годом и находится в наши дни в коллекции Музея искусств Окура (大倉集古館, Окура Сюкокан) в Токио.
Искусствоведы расходятся в сравнительных оценках творчества Таканобу и его сына Нобудзанэ. Некоторые ставят творчество Нобудзанэ выше, чем творчество его отца, и считают именно Нобудзанэ фактическим основателем нисэ-э. Другие, напротив, полагают, что «портретная живопись 13 и 14 веков во многом уступает работам из Дзингодзи. Черты живого человеческого характера, пробивающиеся в портретах Таканобу сквозь готовую обратиться в канон, уже почти скованную им художественную форму, в портретах 13 века обращаются в самые общие, чисто внешние и лишенные какой-либо характерологической глубины физиономические особенности»6.
«До нас дошло весьма большое число портретов, датируемых 13 и 14 венами. Портретная живопись получает в это время широкое официальное поощрение. Так известно, что камакурское правительство распорядилось написать портреты храбрейших воинов. Однако Тяготение к колориту ямато-э первой половины 12 века, наблюдавшееся у Таканобу, все более уступает место живописи почти монохромного типа. Подобного рода явление во многом было следствием влияния сунской живописи Китая, связь с которым возобновилась в конце 12 века и в дальнейшем все более расширялась.
Изменения, которые претерпевает портрет в 13 веке, явились выражением особенностей эволюции не только этого жанра, они были связаны с общим процессом, охватившим всю японскую живопись»7.
Нисэ-э не всегда представляли собой одиночные портреты, иногда на картинах изображались группы людей, посещающих определённое церемониальное мероприятие. Примером такого группового портрета является ещё одна работа Нобудзанэ – «Банкет в Императорском Дворце» (中殿御会図巻, «Тюдэн гёкай дзукан»). Это изображение музыкально-поэтического банкета, который состоялся летом 1218 года в Зале Сейрёдэн (清涼殿). Каждое из изображённых на картине лиц присутствующих людей, включая Императора Дзюнтоку (順徳), Правого министра Кудзё Митиэ (九条道家, 1193-1252) и придворных аристократов, кугё, полно выразительности и индивидуальности. Оригинальный свиток уже утерян. До наших дней дошли лишь копии свитка. Самая ранняя из них, созданная в стиле хакубё, датируется периодом Муромати (начало 15 века) и хранится в коллекции Художественного музея Идэмицу. Более поздняя копия кисти Кано Осанобу (поздний период Эдо, 19 век) экспонируется в Токийском Национальном музее.
В середине 13 века был написан «Портрет великого Синрана» (親鸞上人像, «Синран Сёнин дзо»), основателя Истинной школы Чистой Земли, Дзёдо-синсю. Авторство этого портрета приписывают кисти Тамэцугу, сына Нибудзанэ. Работа сохранилась до наших дней, находится в коллекции храма Ниси-Хонган-дзи в Киото. Хотя Синран не принадлежал ни к самурайскому сословию, ни к придворной аристократии (кугэ), некоторые искусствоведы его портрет также относят к «нисэ-э».
Другой известный образец нисэ-э – «Императоры. Регенты. Министры» (天皇摂関大臣影, «Тэнно. Сэккан. Дайдзинэй»; или 天子摂関御影, «Тэнси. Сэккан. Миэй»), три свитка-эмакимоно периода Камакура. Первый свиток содержит портреты 21 императора, начиная с императора Тоба (鳥羽) и заканчивая императором Го-Дайго (後醍醐). Второй свиток содержит портреты 30 регентов (кампаку), начиная с Фудзивара-но Тадамити (藤原忠通). В третьем свитке – портреты 80 министров, включая портрет Фудзивара-но Санэтада (藤原実忠). Свитки создавались несколькими поколениями наследников Набудзанэ: портреты во втором и третьем свитке, а также портреты императоров вплоть до Го-Нидзё, написал Фудзивара-но Тамэнобу, а закончил работу над первым свитком его сын – Госин, написавший известный портрет императора Ханадзоно (花園天皇像, «Ханадзоно Тэнно-дзо») и портрет императора Го-Дайго.
Начиная с 14 века, термин «нисэ-э» стал обозначать любое реалистичное изображение человеческих фигур, включая изображения поэтов, касэн-э (歌仙絵), и исторических личностей, живших на несколько поколений раньше художников. Естественно, что такие портреты были менее реалистичными, чем портреты, которые писались с натуры.
Помимо портретов людей, термин «нисэ-э» также относился к реалистичным изображениям лошадей, быков и даже растений. Упоминание о «нисе-э лошадей и конской сбруи» встречается в свитках, иллюстрирующих вторжение монголов в Японию (蒙古襲来絵巻, «Моко сюрай эмаки»; ок. 1293; Императорская коллекция). Выдающимся примером такой картины с животными является работа второй половины 13 века «Превосходные быки» (駿牛図巻, «Сюнгю-дзукан»), первоначально представлявшая собой горизонтальный свиток эмакимоно, но теперь разделённая на части в формате настенных свитков (какэмоно). Автор картин неизвестен. На коробке с одним из фрагментов свитка сохранилась надпись, из которой следует, что изначально в свитке было восемь картин (изображений) быков и пастушков. Все восемь фрагментов хранились в Омуро Нинна-дзи (御室仁和寺). В настоящее время пять фрагментов признаны важными культурными ценностями и хранятся в разных музеях, включая Токийский национальный музей, Музей искусств Гото и Художественный музей Фудзита. Один фрагмент находится в частной коллекции, ещё два фрагмента - в Художественном музее Сиэтла и Художественном музее Кливленда в США.
Другая известная работа – «Врачевание лошадей» (馬医草紙, «Байно соуси»), датируемая 1267 годом, хранится в Токийском Национальном музее. В первой части свитка нарисованы портреты 10 известных японских и китайских ветеринаров и внешность знаменитых лошадей, а во второй части проиллюстрированы 17 видов лекарственных трав для лечения лошадей. Художник Хогэн Ниндзэн (法眼任禅), живший в начале 14 века, специализировался на картинах коров и лошадей, что свидетельствует о распространении моды на подобную живопись.
Искусство и традиция нисэ-э хранилась и передавалось как семейное наследие потомками Нобудзане - Тамэцугу, Корэнобу, Тамэнобу (藤原為信) и Госин (藤原豪信, 1319-1348) , - которые продолжали развивать школу нисэ-э наряду с другими художниками, такими как Синкай и Тамэтага. Кисти Госина принадлежит написанный в 1338 году «Портрет императора Ханадзоно», хранящийся в коллекции буддийского храма Тёфуку-дзи (長福寺) в Киото. Но нет никаких свидетельств того, что «Школа Таканобу» продолжила своё развитие после Госина. Причина может быть в том, что в семье не было никого, кто унаследовал бы технику «нисэ-э». Так или иначе, но в 14 веке «нисэ-э» как совокупность стилистических приёмов портретной живописи, характерных для художников линии Таканобу-Госин, прекратил своё существование. После середины 15 века термин «нисэ-э» больше не встречается в литературных источниках.
Портретная живопись нисэ-э оказала сильное влияние на портретный стиль 18-го века нигао-э («подобие головы»), разработанный Кацукавой Сюнсё как ответ на социальный запрос на реалистичные и выразительные портреты актеров.
2 «Pageant of Japanese art», vol. 1, p. 46
3 Бродский В.Е. «Японское классическое искусство», изд. Искусство, Москва, 1969 г. стр. 75-76
4 Альтернативное название периода Хэйан
5 Бродский В.Е. «Японское классическое искусство», изд. Искусство, Москва, 1969 г. стр. 76-78
6 Бродский В.Е. «Японское классическое искусство», изд. Искусство, Москва, 1969 г. стр. 78
7 Бродский В.Е. «Японское классическое искусство», изд. Искусство, Москва, 1969 г. стр. 78