Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста
Тэнрюдзи (яп. 天龍寺) - дзенский храм школы Риндзай в Киото

Тэнрю-дзи

Тэнрю-дзи (яп. 天龍寺), или Тенрю-дзи, - дзенский монастырь школы Риндзай в Киото, основанный в 1339 году как мемориальный комплекс для почившего Императора Го-Дайго. Тэнрю-дзи был одним из важнейших дзенских монастырей в период Муромати, получив первый ранг в сформировавшейся к концу 14 века системе годзан («Пять Гор») Киото.

Монастырь Тэнрю-дзи. Дзенский Сад

Сан-го (букв. «Имя Горы») этого монастыря – Рэйги-дзан. А дзи-го (букв. «название монастыря»), то есть полное название - Монастырь Тенрю Сисэй Дзен-дзи. Главное изображение Монастыря – Будда Шакьямуни, учредитель и покровитель – сёгун Асикага Такаудзи, кайсан (основатель и первый по счету главный монах) – Мусо Сосэки (он же Мусо Кокуси).

В период Хэйан (794-1185 г.г.) Императрица Татибана Катико, жена Императора Сага, основала на этом месте монастырь, названный Данрин-дзи. В течение следующих 4 веков монастырь пришел в упадок и был разрушен.

В середине тринадцатого века Император Го-Сага превратил эту территорию в Императорский дворец, которую он назвал «Отдельным Дворцом Камэяма» (亀山殿 Камэяма-Доно). Название «Камэяма», что дословно означает «Гора-Черепаха», было выбрано из-за формы горы Огура, находившейся к западу от дворца, - она, как говорят, похожа на форму панциря черепахи. Все японские монастырьы, построенные после периода Нара, имеют сан-го, «имя горы», используемое в качестве почетного префикса. Сан-го будущего монастыря Тенрю-дзи - Рейгидзан («Гора Рэйги»), было также выбрано из-за формы горы Огура. В древней китайской мифологии Рэйги – исполинская черепаха, один из четырёх Духов, несущая на себе Гору Хорай, на которой обитали Бессмертные.

История же самого монастыря Тэнрю-дзи связана с именем другого японского императора – Го-Дайго. В начале 14 века реальная власть в стране принадлежала камакурскому сёгунату, а императоры в Киото, считаясь Символами национального единства, царствовали, но не правили. Честолюбивый Го-Дайго решил вернуть политическую силу императорскому двору, отобрав её у военного правительства бакуфу. Это привело к началу гражданской войны. Из Камакуры были посланы войска, которые быстро сломили сопротивление отрядов императора и взяли его в плен, а позже отправили Го-Дайго в ссылку на отдалённый остров в Японском море.

Осень в монастыре Тэнрю-дзи

Го-Дайго не смирился со своим положением и сумел бежать с острова в центральные провинции, где снова собрал вокруг себя партию влиятельных сторонников. Смуту, грозившую обернуться затяжной гражданской войной, прекратил глава могущественного клана Асикага, дальновидный Такаудзи. Посланный на подавление войск Го-Дайго, он перешел на сторону императора. Го-Дайго вновь вернулся в Киото, а камакурский сёгунат пал. Но, как выяснилось, Такаудзи и не думал отказываться от военно-политической системы сёгуната. Напротив, он прочил в сёгуны себя самого, и гражданская война разгорелась вновь. Между недавними союзниками не замедлили открыться военные действия, и «реставрация годов Кэмму», продолжавшаяся около трех лет, закончилась в 1336 году поражением сил Го-Дайго.

Однако Го-Дайго вновь сумел бежать в Ёсино, где вокруг него сложился так называемый Южный двор, вступивший в борьбу с Северным и поддерживающей того военной ставкой нового сёгуна Такаудзи. Когда летом 1339 года не свершивший практически ничего из задуманного император скончался, Такаудзи распорядился для упокоения духа своевольного императора построить мемориальный монастырь. Поводом для этого послужил сон, привидевшийся дзенскому мастеру Мусо Кокуси, равно почитавшемуся Го-Дайго и Такаудзи. Во сне Мусо видел покойного императора занимающимся государственными делами во дворце «Камэяма-Доно». И этот дворец был перестроен в монастырь памяти Го-Дайго и назван «Храм Тенрю Сисэй Дзен-дзи».

Говорят, что монастырь первоначально должен был называться «Рякуо Сисэй Дзен-дзи» (Рякуо - девиз правления императора Северного двора в то время). Однако младшему брату Асикаги Такаудзи, Тадаёси, якобы приснился сон о золотом драконе, парящем над рекой Ёигава, которая находится к югу от монастыря. И монастырь был назван «Тэнрю Сисэй Дзен-дзи» («Тэнрю» буквально означает «Небесный Дракон», а «Сисэй Дзен-дзи» - «Священный монастырь Дзен»).

Чтобы собрать средства на строительство монастыря, в 1342 году были спущены на воду два торговых судна под названием «Тэнрюдзи-бунэ», что значит «Корабль Тэнрю-дзи». Судна предназначались для осуществления торговых операций с Китаем и переданы под командование торговца из Хаката по имени Сихон при условии, что он пожертвует деньги на строительство монастыря.

Возведение монастыря было завершено в 1345 году, в седьмую годовщину смерти императора Го-Дайго. Церемония открытия Тэнрю-дзи сопровождалась поминовением покойного императора.

Связь истории создания монастыря и с императором Го-Дайго, и с сёгуном Такаудзи предопределило его статус. В 1386 году, когда Асикага Ёсимицу завершил формирование системы дзенских монастырей в стране, монастырьу Тэнрю-дзи был присвоен первый ранг в системе годзан («Пяти гор») Киото.

Зимние сны Тэнрю-дзи

В средневековый период монастырьовый комплекс шесть раз страдал от сильных пожаров: в 1358, 1367, 1373, 1380, 1447 и 1467 годах. Самой разрушительной по своим последствиям оказалась смута годов Онин. В те годы во время уличных сражений были сожжены и разрушены почти все важнейшие монастырьы Киото, в том числе и Тэнрю-дзи. И в результате от первоначальных построек 14 века ничего не сохранилось. Впоследствии монастырь был восстановлен, но был снова разрушен во время землетрясения в 1596 году.

Отстроенный заново монастырь безмятежно просуществовал более двухсот лет, пока снова не пострадал от пожара в 1815 году. История повторилась в 1864 году, в конце периода Эдо, и почти все существующие ныне постройки были возведены лишь в конце эпохи Мэйдзи. Только дзенский сад, созданный Мусо Сосэки (историческая достопримечательность Японии), сохранился почти в первозданном виде или очень близком к первоначальному.

В 1994 году Тэнрю-дзи занесён в фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО, как часть «исторических памятников Древнего Киото».