Школа Ункоку (雲谷派) – японская региональная школа живописи, основанная Ункоку Тоганом в начале 17 века.
С момента основания школы в начале 17 века и до конца периода Эдо в течение многих поколений художники школы Ункоку служили клану Мори, чья резиденция находилась в Хаги. Мастера школы позиционировали себя как ученики и творческие наследники Сэссю Тойо, воспроизводя и развивая его стиль живописи. Одни ветви школы прекращали своё существование, но появлялись новые, такие как Сайто, Митани, Хатано, Цумори, Курису и Нагатоми.
Из-за своего консерватизма стиль школы Ункоку немного проигрывал пышному и декоративному стилю Момояма, но огромная заслуга наследников Ункоку Тогана состояла в том, что они сумели под флагом Сэссю Тойо сохранить и пронести через столетия духовную утончённость дзенской живописи периода Муромати.
Однако, поскольку художники этой школы в течение нескольких столетий играли активную роль только в Хаги, в японском искусствоведении за школой Ункоку закрепился статус региональной школы живописи.
В данном материале даны краткие биографические справки о первых двух поколениях художников школы после Ункоку Тогана.
У Ункоку Тогана было двое сыновей - Тооку (等屋, 1582? - 1615) и Тоэки (雲谷等益, 1591-1644). О жизни старшего сына известно очень мало. Тооку родился в Киото, предположительно в 1582 году. Его светское имя – Наомаса (直正). Был также известен под именами Кодзен (小膳) и Кансо (閑叟). У Тооку было три сына: Тотэки, Тотаку и Тосаку.
После битвы при Сэкигахара (1600 г.), клан Мори, сражавшийся на стороне проигравших, потерял часть своих земель, оставив за собой лишь провинции Суо и Нагато. Ункоку Тоган с женой и младшим сыном в 1604 году переехал в Хаги (префектура Ямагути) вслед за кланом Мори. А Тооку остался в Хиросиме и стал служить Фукусима Масанори, новому даймё провинции Аки. Причины, по которым семья Ункоку разделилась, неизвестны. В 1615 году Тооку отправился в Эдо, новый политический центр Японии при сёгунате Токугава, но по дороге в Эдо, находясь в городе Осака, он скоропостижно скончался в возрасте 34 лет. Его осиротевших детей усыновил и взял на попечение их дядя Тоэки из Хаги.
Школа Ункоку была основана после ранней смерти Тооку. В 1618 году после смерти Ункоку Тогана главой семьи и школы Ункоку стал его второй сын - Ункоку Тоэки, а потом – дети и внуки Тоэки.
После Ункоку Тогана Тоэки был наиболее значительной фигурой в школе Ункоку. Настоящее имя Тоэки – Мотонао (元直). Известен был также как Томон (友雲) и Дзибэй (治兵衛). Он родился предположительно в Хиросиме, в исторической провинции Аки. В 1604 году вместе со своим отцом переехал в Хаги провинции Нагато вслед за кланом Мори, которому служил Ункоку Тоган.
Он учился живописи у своего отца с раннего возраста, и не только в теории, но и на практике. Он повышал и оттачивал своё мастерство, участвуя вместе с отцом в создании настенных росписей при строительстве замка Хаги и расширении резиденции Мори в Эдо.
Становление Тоэки как художника пришлось на периоды Кэйтё (慶長, 1596-1615) и Гемма (1615-1624). По мнению искусствоведов Тоэки уже в раннем возрасте превзошел своего отца в техническом плане, хотя его работы были лишены динамичности, стремительности и напора, которыми характеризовались картины Ункоку Тогана. Совершенствуя стиль отца, Тоэки выработал свой собственный яркий, сбалансированный и спокойный стиль. Заслуженные признание пришло к Тоэки в 1626 году (3-й год эры Канэй), когда он был возведён в ранг хоккё.
Приблизительно в середине эры Канэй (寛永, 1624-1645) Тоэки стал называть себя «Сэссю в четвёртом поколении» (雪舟四代, «Сэссю си-дай»). С этого времени в его картинах мазки и линии кисти стали более строгими, как и стиль исполнения картин в целом.
В 1637 г. здоровье Тоэки ослабло, он стал плохо видеть, и в работе не мог уже обходиться без помощи сыновей Тойо и Тодзи и старшего племянника Тотэки. Тем не менее Тоэки к этому времени так организовал работу своей мастерской, что его ученики могли выполнять большинство заказов самостоятельно.
Тоэки вырастил и обучил живописи троих осиротевших детей старшего брата и четверых собственных детей. Родных сыновей Тоэки звали Тойо, Тодзи, Тотэцу и Тобан. Кроме того, Тоэки приложил усилия для создания нескольких ветвей школы Ункоку: одну возглавил его второй сын Ункоку Тодзи, вторую - третий сын Ункоку Тотэцу, ещё несколько ответвлений составляли семьи племянников Тоэки - Ункоку Тотэки, Ункоку Тотаку и Ункоку Тосаку. Таким образом после смерти Тоэки школа Ункоку была представлена шестью ветвями. И можно сказать, что именно благодаря организационному таланту Тоэки, школа Ункоку смогла просуществовать в Хаги до конца периода Эдо, несмотря на экспансию школы Кано по всей стране.
В 1639 году Тоэки отошёл от дел и передал руководство семьей и школой своему сыну Тойо. Но художественное мастерство Тоэки не уменьшилось даже в более поздние годы. Он создал несколько прекрасных работ, не уступавших по совершенству работам эры Канэй, времени творческого расцвета Тоэки.
Умер Тоэки достаточно рано, в 1644 году, в возрасте 54 лет. Хотя могила Тоэки в Хаги не сохранилась, на территории субхрама Обай-ин в Киото ещё при жизни Тоэки была построена куйо-то (供養塔, башня для поминальных служб).
Большинство из дошедших до нашего времени работ Тоэки – это росписи ширм (бёобу-э) в жанре сансуйга (идеализированный пейзаж), но несколько сохранившихся портретов и настенных росписей в стиле кинпекига, показывают разносторонний уровень талантов художника.
Ункоку Тойо (雲谷等与, 雲谷等與, 1612 - 1668), сменивший отца на посту главы семьи и школы, стал называть себя «Сэссю в пятом поколении» (雪舟五世, «Сэссю го-сэй»). Его светское имя было Цунао (就直), прозвище – Тосё (図書). Ещё при жизни отца, в 1639 году, он был удостоен почётного ранга хоккё.
При Тойо творчество школы Ункоку впервые вышло за рамки провинции Нагато. Согласно документальным источникам, он создавал фусума-э в субхраме Хягоку-ан (碧玉庵) монастыря Дайтокудзи в Киото. Известно также, что в первый год эры Мейрэки (1665 - 1668 гг.) он вместе с Тодзи и другими младшими братьями участвовал в создании настенных росписей для Императорского дворца. В 1667 году Тойо получил от императорского двора высший ранг хогэн. А в 1668 году Тойо умер на 57 году жизни.
О втором сыне Тоэки – Ункоку Тодзи (雲谷等爾, 1615 - 1671) – известно ещё меньше, чем о его старшем брате. Помимо творческого имени «Тодзи» он использовал псевдонимы Сэкэй (雪景) и Танкэй (澹溪). В 1639 году одновременно со старшим братом был возведён в ранг хоккё. В 1665 году вместе со своими братьями расписывал интерьеры Императорского дворца. Создавал также настенные росписи в субхраме Аньо-ин (安養院) монастыря Конгобу-дзи (金剛峯寺) на горе Коя. Тодзи всего на три года пережил своего брата и в 1671 году скончался в возрасте 57 лет.
Третий сын Тоэки - Ункоку Тотэцу (雲谷等哲, 1631 - 1683) - был известен под псевдонимом Санкэн (三玄). Он служил Мори Хидэнари, получил в 1653 г. ранг хоккё, а в 1682 г. - ранг хогэн. Но в 1683 году по неизвестным причинам он был арестован и посажен в тюрьму, где и умер от болезни на 53 году жизни, не получив прощения.
Четвёртый сын Тоэки – Ункоку Тобан (雲谷等璠, 1635 - 1724), или в ином прочтении – Тохан, - был также известен как Бункай (文海) и Такэуэмон (竹右衛門). В 1663 году (3 год эры Канбун) он был усыновлен своим старшим братом Тойо, который был главой школы, а в 1668 году (после смерти Тойо) Тобан возглавил семью и школу Ункоку. По примеру деда, отца и старшего брата называл себя «Сэссю в шестом поколении» (雪舟六世, «Сэссю року-сэй»). В 1664 году Тобан был удостоен ранга хоккё, а в 1675 году - высшего ранга хогэн. В 1709 году он отошёл от дел, передав управление семьёй и школой своему наследнику. В творчестве Тобана гораздо более, чем в творчестве его старших братьев, чувствуется влияние Сэссю Тойо.
Племянники Тоэки – Тотэки, Тотаку и Тосаку стали родоначальниками самостоятельных ветвей школы Ункоку.
Ункоку Тотэки (雲谷等的, 1606-1664), старший сын Тооку, в соответствии с особой политикой клана Мори получил такую же должность (главный художник, «гойо-эси») и вознаграждение, как и его дядя Тоэки. Обзаведясь собственной семьёй, Тотэки положил начало ещё одной ветви школы Ункоку в Хаги. В 1642 году ему был присвоен ранг хоккё. Но, как и многие остальные члены семьи Ункоку, он не дожил до 60 лет. Тотэки ушёл из жизни на 56 году жизни в 1664 году.
Младший сын Тооку – Ункоку Тосаку (雲谷等作, 1615-1671), как и многие из художников школы Ункоку, получил ранг хоккё. Но и он не смог перешагнуть 60-летнего барьера.
Лишь средний сын Тооку – Ункоку Тотаку (雲谷等宅, 1613 - 1683) сумел дожить до 70-летнего возраста. За художественные заслуги он был также возведён в ранг хоккё.