zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста

Школа Ункоку

Школа Ункоку (雲谷派) – японская региональная школа живописи, основанная Ункоку Тоганом в начале 17 века.

Цветы и птицыУнкоку Тобан. Цветы и птицыУнкоку Тобан. Цветы и птицыУнкоку Тобан. «Цветы и птицы»
Городской музей искусств Хаги

С момента основания школы в начале 17 века и до конца периода Эдо в течение многих поколений художники школы Ункоку служили клану Мори, чья резиденция находилась в Хаги. Мастера школы позиционировали себя как ученики и творческие наследники Сэссю Тойо, воспроизводя и развивая его стиль живописи. Одни ветви школы прекращали своё существование, но появлялись новые, такие как Сайто, Митани, Хатано, Цумори, Курису и Нагатоми.

Восемь видов рек Сяо и СянУнкоку Тоэки. Восемь видов рек Сяо и СянУнкоку Тоэки. Восемь видов рек Сяо и СянУнкоку Тоэки. «Восемь видов рек Сяо и Сян»
Музей искусств Метрополитэн. Нью-Йорк

Из-за своего консерватизма стиль школы Ункоку немного проигрывал пышному и декоративному стилю Момояма, но огромная заслуга наследников Ункоку Тогана состояла в том, что они сумели под флагом Сэссю Тойо сохранить и пронести через столетия духовную утончённость дзенской живописи периода Муромати.

Чаньские патриархиУнкоку Тоэки. Чаньские патриархиУнкоку Тоэки. «Чаньские патриархи»
Собрание Маньоан. Токио

Однако, поскольку художники этой школы в течение нескольких столетий играли активную роль только в Хаги, в японском искусствоведении за школой Ункоку закрепился статус региональной школы живописи.

Бодхидхарма и пейзаж четырёх сезоновУнкоку Тоэки. Бодхидхарма и пейзаж четырёх сезоновУнкоку Тоэки. «Бодхидхарма и пейзаж четырёх сезонов»
Институт искусств Миннеаполиса

В данном материале даны краткие биографические справки о первых двух поколениях художников школы после Ункоку Тогана.

У Ункоку Тогана было двое сыновей - Тооку (等屋, 1582? - 1615) и Тоэки (雲谷等益, 1591-1644). О жизни старшего сына известно очень мало. Тооку родился в Киото, предположительно в 1582 году. Его светское имя – Наомаса (直正). Был также известен под именами Кодзен (小膳) и Кансо (閑叟). У Тооку было три сына: Тотэки, Тотаку и Тосаку.

Дарума (Бодхидхарма)Ункоку Тооку. Дарума (Бодхидхарма)Ункоку Тооку. Дарума (Бодхидхарма)Ункоку Тооку. «Дарума (Бодхидхарма)»
Частная коллекция | Монастырь Дайкакудзи

После битвы при Сэкигахара (1600 г.), клан Мори, сражавшийся на стороне проигравших, потерял часть своих земель, оставив за собой лишь провинции Суо и Нагато. Ункоку Тоган с женой и младшим сыном в 1604 году переехал в Хаги (префектура Ямагути) вслед за кланом Мори. А Тооку остался в Хиросиме и стал служить Фукусима Масанори, новому даймё провинции Аки. Причины, по которым семья Ункоку разделилась, неизвестны. В 1615 году Тооку отправился в Эдо, новый политический центр Японии при сёгунате Токугава, но по дороге в Эдо, находясь в городе Осака, он скоропостижно скончался в возрасте 34 лет. Его осиротевших детей усыновил и взял на попечение их дядя Тоэки из Хаги.

ПейзажУнкоку Тоэки. ПейзажУнкоку Тоэки. ПейзажУнкоку Тоэки. «Пейзаж»
Музей искусств префектуры Окаяма

Школа Ункоку была основана после ранней смерти Тооку. В 1618 году после смерти Ункоку Тогана главой семьи и школы Ункоку стал его второй сын - Ункоку Тоэки, а потом – дети и внуки Тоэки.

Трясогузка на камне и побеги бамбукаУнкоку Тоэки. Трясогузка на камне и побеги бамбукаУнкоку Тоэки. «Трясогузка на камне и побеги бамбука»
Бостонский музей изящных искусств

После Ункоку Тогана Тоэки был наиболее значительной фигурой в школе Ункоку. Настоящее имя Тоэки – Мотонао (元直). Известен был также как Томон (友雲) и Дзибэй (治兵衛). Он родился предположительно в Хиросиме, в исторической провинции Аки. В 1604 году вместе со своим отцом переехал в Хаги провинции Нагато вслед за кланом Мори, которому служил Ункоку Тоган.

Пейзаж с павильономУнкоку Тоэки. Пейзаж с павильономУнкоку Тоэки. Пейзаж с павильономУнкоку Тоэки. «Пейзаж с павильоном»
Музей искусств префектуры Окаяма

Он учился живописи у своего отца с раннего возраста, и не только в теории, но и на практике. Он повышал и оттачивал своё мастерство, участвуя вместе с отцом в создании настенных росписей при строительстве замка Хаги и расширении резиденции Мори в Эдо.

ПейзажиУнкоку Тоэки. ПейзажиУнкоку Тоэки. «Пейзажи»
Галерея искусств Фрир. Вашингтон

Становление Тоэки как художника пришлось на периоды Кэйтё (慶長, 1596-1615) и Гемма (1615-1624). По мнению искусствоведов Тоэки уже в раннем возрасте превзошел своего отца в техническом плане, хотя его работы были лишены динамичности, стремительности и напора, которыми характеризовались картины Ункоку Тогана. Совершенствуя стиль отца, Тоэки выработал свой собственный яркий, сбалансированный и спокойный стиль. Заслуженные признание пришло к Тоэки в 1626 году (3-й год эры Канэй), когда он был возведён в ранг хоккё.

Пейзаж четырёх сезоновУнкоку Тоэки. Пейзаж четырёх сезоновУнкоку Тоэки. Пейзаж четырёх сезоновУнкоку Тоэки. «Пейзаж четырёх сезонов. Зима и Лето»
Музей азиатских искусств Сан-Франциско

Приблизительно в середине эры Канэй (寛永, 1624-1645) Тоэки стал называть себя «Сэссю в четвёртом поколении» (雪舟四代, «Сэссю си-дай»). С этого времени в его картинах мазки и линии кисти стали более строгими, как и стиль исполнения картин в целом.

ПейзажиУнкоку Тоэки. ПейзажиУнкоку Тоэки. «Пейзажи»
Собрание Маньоан. Токио

В 1637 г. здоровье Тоэки ослабло, он стал плохо видеть, и в работе не мог уже обходиться без помощи сыновей Тойо и Тодзи и старшего племянника Тотэки. Тем не менее Тоэки к этому времени так организовал работу своей мастерской, что его ученики могли выполнять большинство заказов самостоятельно.

ПейзажУнкоку Тоэки. ПейзажУнкоку Тоэки. «Пейзаж»
Музей искусств Ивами

Тоэки вырастил и обучил живописи троих осиротевших детей старшего брата и четверых собственных детей. Родных сыновей Тоэки звали Тойо, Тодзи, Тотэцу и Тобан. Кроме того, Тоэки приложил усилия для создания нескольких ветвей школы Ункоку: одну возглавил его второй сын Ункоку Тодзи, вторую - третий сын Ункоку Тотэцу, ещё несколько ответвлений составляли семьи племянников Тоэки - Ункоку Тотэки, Ункоку Тотаку и Ункоку Тосаку. Таким образом после смерти Тоэки школа Ункоку была представлена шестью ветвями. И можно сказать, что именно благодаря организационному таланту Тоэки, школа Ункоку смогла просуществовать в Хаги до конца периода Эдо, несмотря на экспансию школы Кано по всей стране.

Кандзан и ДзиттокуУнкоку Тоэки. Кандзан и ДзиттокуУнкоку Тоэки. «Кандзан и Дзиттоку»
Городской исторический музей Минато

В 1639 году Тоэки отошёл от дел и передал руководство семьей и школой своему сыну Тойо. Но художественное мастерство Тоэки не уменьшилось даже в более поздние годы. Он создал несколько прекрасных работ, не уступавших по совершенству работам эры Канэй, времени творческого расцвета Тоэки.

ЛошадиУнкоку Тоэки. ЛошадиУнкоку Тоэки. ЛошадиУнкоку Тоэки. «Лошади»
Музей искусств префектуры Окаяма

Умер Тоэки достаточно рано, в 1644 году, в возрасте 54 лет. Хотя могила Тоэки в Хаги не сохранилась, на территории субхрама Обай-ин в Киото ещё при жизни Тоэки была построена куйо-то (供養塔, башня для поминальных служб).

ПейзажУнкоку Тоэки. ПейзажУнкоку Тоэки. ПейзажУнкоку Тоэки. «Пейзаж»
Музей изящных искусств Ватанабэ

Большинство из дошедших до нашего времени работ Тоэки – это росписи ширм (бёобу-э) в жанре сансуйга (идеализированный пейзаж), но несколько сохранившихся портретов и настенных росписей в стиле кинпекига, показывают разносторонний уровень талантов художника.

Восемь видов рек Сяо и СянУнкоку Тоэки. Восемь видов рек Сяо и СянУнкоку Тоэки. Восемь видов рек Сяо и СянУнкоку Тоэки. «Восемь видов рек Сяо и Сян»
Галерея искусств Саус-Уэльса. Австралия

Ункоку Тойо (雲谷等与, 雲谷等與, 1612 - 1668), сменивший отца на посту главы семьи и школы, стал называть себя «Сэссю в пятом поколении» (雪舟五世, «Сэссю го-сэй»). Его светское имя было Цунао (就直), прозвище – Тосё (図書). Ещё при жизни отца, в 1639 году, он был удостоен почётного ранга хоккё.

Горы и озероУнкоку Тойо. Горы о озероУнкоку Тойо. «Горы и озеро»
Гарвардский музей искусств

При Тойо творчество школы Ункоку впервые вышло за рамки провинции Нагато. Согласно документальным источникам, он создавал фусума-э в субхраме Хягоку-ан (碧玉庵) монастыря Дайтокудзи в Киото. Известно также, что в первый год эры Мейрэки (1665 - 1668 гг.) он вместе с Тодзи и другими младшими братьями участвовал в создании настенных росписей для Императорского дворца. В 1667 году Тойо получил от императорского двора высший ранг хогэн. А в 1668 году Тойо умер на 57 году жизни.

Путники на горных тропахУнкоку Тойо. Путники на горных тропахУнкоку Тойо. «Путники на горных тропах»
Музей искусств Индианаполиса

О втором сыне Тоэки – Ункоку Тодзи (雲谷等爾, 1615 - 1671) – известно ещё меньше, чем о его старшем брате. Помимо творческого имени «Тодзи» он использовал псевдонимы Сэкэй (雪景) и Танкэй (澹溪). В 1639 году одновременно со старшим братом был возведён в ранг хоккё. В 1665 году вместе со своими братьями расписывал интерьеры Императорского дворца. Создавал также настенные росписи в субхраме Аньо-ин (安養院) монастыря Конгобу-дзи (金剛峯寺) на горе Коя. Тодзи всего на три года пережил своего брата и в 1671 году скончался в возрасте 57 лет.

Тао Юаньмин и хризантемы | Ду Фу верхом на ослеУнкоку Тодзи. Тао Юаньмин любуется хризантемамиУнкоку Тодзи. Китайский поэт Ду Фу верхом на ослеУнкоку Тодзи
«Тао Юаньмин любуется хризантемами» (слева)
«Китайский поэт Ду Фу верхом на осле» (справа)
Музей искусств префектуры Ямагути | Британский Музей

Третий сын Тоэки - Ункоку Тотэцу (雲谷等哲, 1631 - 1683) - был известен под псевдонимом Санкэн (三玄). Он служил Мори Хидэнари, получил в 1653 г. ранг хоккё, а в 1682 г. - ранг хогэн. Но в 1683 году по неизвестным причинам он был арестован и посажен в тюрьму, где и умер от болезни на 53 году жизни, не получив прощения.

Фудзи и буддийский храмУнкоку Тотэцу. Фудзи и буддийский храмУнкоку Тотэцу. «Фудзи и буддийский храм»
Музей искусств Принстонского Университета

Четвёртый сын Тоэки – Ункоку Тобан (雲谷等璠, 1635 - 1724), или в ином прочтении – Тохан, - был также известен как Бункай (文海) и Такэуэмон (竹右衛門). В 1663 году (3 год эры Канбун) он был усыновлен своим старшим братом Тойо, который был главой школы, а в 1668 году (после смерти Тойо) Тобан возглавил семью и школу Ункоку. По примеру деда, отца и старшего брата называл себя «Сэссю в шестом поколении» (雪舟六世, «Сэссю року-сэй»). В 1664 году Тобан был удостоен ранга хоккё, а в 1675 году - высшего ранга хогэн. В 1709 году он отошёл от дел, передав управление семьёй и школой своему наследнику. В творчестве Тобана гораздо более, чем в творчестве его старших братьев, чувствуется влияние Сэссю Тойо.

Кандзан и ДзиттокуУнкоку Тобан. Кандзан (Ханьшань)Ункоку Тобан. Дзиттоку (Шидэ)Ункоку Тобан. «Кандзан и Дзиттоку»
Музей искусств Сан-Диего

Племянники Тоэки – Тотэки, Тотаку и Тосаку стали родоначальниками самостоятельных ветвей школы Ункоку.

Кандзан и Дзиттоку. ПейзажиКандзан и Дзиттоку. ПейзажиУнкоку Тобан. «Кандзан и Дзиттоку. Пейзажи». Триптих
Британский Музей

Ункоку Тотэки (雲谷等的, 1606-1664), старший сын Тооку, в соответствии с особой политикой клана Мори получил такую же должность (главный художник, «гойо-эси») и вознаграждение, как и его дядя Тоэки. Обзаведясь собственной семьёй, Тотэки положил начало ещё одной ветви школы Ункоку в Хаги. В 1642 году ему был присвоен ранг хоккё. Но, как и многие остальные члены семьи Ункоку, он не дожил до 60 лет. Тотэки ушёл из жизни на 56 году жизни в 1664 году.

Горные пейзажиУнкоку Тотэки. Горные пейзажиУнкоку Тотэки. Горные пейзажиУнкоку Тотэки. «Горные пейзажи»
Музей искусств Нельсона-Аткинса

Младший сын Тооку – Ункоку Тосаку (雲谷等作, 1615-1671), как и многие из художников школы Ункоку, получил ранг хоккё. Но и он не смог перешагнуть 60-летнего барьера.

Цапля на камне и тростник | ПейзажУнкоку Тотэки. Цапля на камне и тростникУнкоку Тотэки. ПейзажУнкоку Тотэки. «Цапля на камне и тростник» (слева)
Ункоку Тотэки. «Пейзаж» (справа)
Бостонский музей изящных искусств | Музей искусств Джонсона

Лишь средний сын Тооку – Ункоку Тотаку (雲谷等宅, 1613 - 1683) сумел дожить до 70-летнего возраста. За художественные заслуги он был также возведён в ранг хоккё.

Самантабхадра, цветы и птицыУнкоку Тотаку. Бодхисаттва Самантабхадра, цветы и птицыУнкоку Тотаку
«Бодхисаттва Самантабхадра, цветы и птицы»
Музей Сэссю в Масуда