zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста
Рэйсай. Кандзан и Дзиттоку (фрагмент)

Биография Рэйсая

Рэйсай, или Рейсай (霊彩, годы жизни неизвестны) – японский дзен-буддийский художник-монах (га-со) периода Муромати, расцвет творчества которого пришёлся на середину 15 века.

Участь Рэйсая чем-то схожа с участью Као Нинга: в исторических документах не сохранилось никаких сведений о жизни этих художников. До нас дошли лишь их картины, изучая которые исследователи строят догадки и предположения касательно биографий этих мастеров кисти.

Считается, что Рэйсай был дзенским монахом, и «Рэйсай» – его буддийское имя, производное от кейдзи (торидзи) «霊» («Рэй», «Божественный»). Торидзи – это общий иероглиф для имён последователей какой-либо буддийской школы. В данном случае иерголиф «霊» - это торидзи дзенской школы Сёити (линия Риндзай), родоначальником которой был Сёкай Рэйкен (性海霊見, 1315-1396).

Все свои работы Рэйсай подписывал «Рэйсайхицу» (霊彩筆, «Живопись Божественного Колорита»), «Рэйсай» (灵彩, «Божественный Колорит») и скреплял белой квадратной печатью «Кияку Тодзитти» (脚踏実地, «Хождение по Истинной Земле»).

«Хасёкай» (破草鞋, «Растоптанная трава») (такую печать использовал Китидзан Минтё); «Кияку Тодзитти» (脚踏実地, «Хождение по Истинной Земле») (печать на картинах Рэйсая) и «Секкяку-си» (赤脚子, «Красный след») (печать, которую использовал ещё один художник, предположительно ученик Китидзана Минтё и «кёдай-дэси»1 Рэйсая); все эти три термина, относящиеся к «Подножию Источника», заимствованы из известного буддийского трактата «Нефритовая книга»2 и являются общеиспользуемыми дзенскими выражениями.

Каннон в белых одеяньяхМинтё Китидзан. Каннон в белых одеяньяхМинтё Китидзан. Каннон (Авалокитешвара) Минтё Китидзан. «Каннон в белых одеяньях»

Из-за этого в своё время, в ранних книгах по истории японской живописи, Рэйсая даже ошибочно отождествляли с Китидзаном Минтё и с художником, который использовал печать «Секкяку-си». Теперь общепринятой теорией является то, что это были три разных художника. Предполагают, что и Рэйсай, и Секкяку-си были «кёдай-дэси».

Большая НирванаМинтё. Большая Нирвана Минтё
«Большая Нирвана (Смерть Будды)»

Но «духовное» единство печатей и подписей этих художников не единственное связующее звено между Рэйсаем и Китидзаном Минтё. В несколько старомодном использовании Рэйсаем золотой краски для декорации некоторых элементов изображения и для написания своего творческого имени (псевдонима) искусствоведы усматривают тесную связь с художественной школой Тофуку-дзи. Известно, что буддийский художник Рёдзен, работавший в Тофуку-дзи столетием ранее, также подписывал свое имя золотыми чернилами. Художественная школа-студия в Тофуку-дзи, специализирующаяся на создании буддийских картин, как традиционных, сильно пигментированных, так и картин суйбокуга, получила широкую известность в конце 14-го – начале 15-го века при Китидзане Минтё. Все известные картины Рэйсая также относятся к жанру досякуга (буддийско-даосской живописи) и имеют сильное стилистическое сходство с работами самого Минтё.

«Нирвана»Рэйсай. НирванаРэйсай. «Нирвана (Смерть Будды)»

Почти все сохранившиеся картины Рэйсая созданы в стиле суйбоку-га или суми-э. Но самая ранняя из известных работ Рэйсая, «Нирвана», - полихромная. Помимо оригинала сохранилась ещё копия этой картины, сделанная в 1821 году и сопровождённая пояснительным текстом. В тексте сказано, что оригинал картины создан в 1435 году «монахом Рэйсаем» в качестве основного изображения Будды (хондзон) для храма Ункёсан-Дзёко-дзи (雲居山 浄居寺) в исторической провинции Суруга (в наши дни: префектура Сидзуока, Сунто-гун, Ояма-тё, Дзёко-дзи/乗光寺).

Дзёко-дзиДзёко-дзи. Префектура СидзуокаДзёко-дзи в наши дни

Провинция Суруга находилась недалеко от Камакура. А сама картина Рэйсая тщательно повторяет более старую работу с аналогичным сюжетом («Нирвана Будды») из коллекции камакурского дзенского монастыря Энгаку-дзи. Эти факты породили версию, что Рэйсай, возможно, был родом из региона Канто и какое-то время жил в Энгаку-дзи.

Монастырь Энгаку-дзи. Камакура
Slider

В «Тёсэно тёдзицу року» («Подлинная летопись правления династии Чосон») в 1463 году, есть запись о том, что в Корею прибыл в качестве дипломатического посланника Кюсю Тандай (九州探題) под именем Сибукава Норинао (渋川教直) и преподнёс в дар правителю Кореи Седжо картину Рэйсая «Каннон в белых одеяниях» (白衣観音図).

СеджоПортрет Седжо из династии ЧосонПортрет Седжо из династии Чосон

К тому времени, как на трон в Корее взошёл Седжо, в истории династии Чосон, которая высоко ценила конфуцианство, редко можно было встретить приверженцев буддизма. Но за год до появления Сибукава Норинао в Корее Седжо посетил монастырь Даошан-Юань-сы (上元寺), где произошло чудесное событие: он повстречался с воплощением Бодхисаттвы Гуань-инь (Авалокитешвары). Седжо счёл это добрым знамением. В том же году в Корее была написана религиозная книга под названием «Повествование о Воплощении Гуань-инь» (観音現相記).

Таким образом, поднесённая в дар Седжо «Каннон в белых одеяниях» кисти Рэйсая отвечала новым духовным запросам корейского правителя.

Среди исследователей-искусствоведов распространёна версия, что под именем Сибукава Норинао в 1463 году в Корею приезжал сам Рэйсай, чтобы лично вручить Седжо свою картину. И что на самом деле он был посланником от клана Со, а не официальным посланником японского бакуфу. При этом совершенно отсутствуют объяснения, на чём основана такая версия…

И кроме вышеперечисленных сведений, о Рэйсае более ничего не известно.

Кандзан и Дзиттоку | БуканРэйсай. Кандзан и ДзиттокуРэйсай. БуканРэйсай. «Кандзан и Дзиттоку» (слева)
Рэйсай. «Букан» (справа)

Для стиля Рэйсая характерны тонкие мазки кисти и обострённое чувство формы, не встречающиеся в работах других мастеров. Поэтому его немногочисленные картины высоко ценятся как прекрасные произведения живописи.

«Кандзан»Рэйсай. Кандзан (Хань-шань)Рэйсай. «Кандзан»

Всего известно 9 сохранившихся работ Рэйсая. Среди них наиболее известны уже упомянутая «Нирвана» (涅槃図, хранится в храме Дайдзокё-дзи в префектуре Яманаси), «Кандзан (Хань-шань)» (寒山図, Музей Искусств Гото), «Букан, Кандзан и Дзиттоку» (豊干・寒山拾得図, частная коллекция рода Баку), «Мондзю (Манджушри) верхом на льве» (騎獅文殊図, Токийский Национальный музей).

«Мондзю (Манджушри) верхом на льве»Рэйсай. Мондзю (Манджушри) верхом на львеРэйсай. Мондзю (Манджушри) верхом на львеРэйсай. «Мондзю (Манджушри) верхом на льве»

Помимо «Каннон в белых одеяниях» (白衣観音図), подаренной в 1463 году правителю Кореи, известна ещё одна «Каннон в белых одеяниях» кисти Рэйсая. Она отнесена к важным культурным ценностям Японии, принадлежит монастырю Гёкусэн-дзи и хранится в Национальном музее Киото.

«Каннон в белых одеяниях»Рэйсай. Каннон в белых одеянияхРэйсай. «Каннон в белых одеяниях»

Сюжет ещё одной картины Рэйсая, Единство трёх Учений, был очень популярен среди дзенских художников периода Муромати. Буквально название картины и самого сюжета «Сансан-дзу» (三酸図) можно перевести как «Трое и скисшее вино». (В нашей Дзенсопедии этому сюжету посвящена отдельная статья.) «Сансан-дзу» Рэйсая хранится в Мемориальном музее Умедзава.

«Трое и скисшее вино»Рэйсай. Трое и скисшее виноРэйсай. «Трое и скисшее вино» (фрагмент)

И последняя из сохранившихся работ Рэйсая, «Портрет Хотэя» (欠伸布袋図), хранится в Национальном музее Киото.

1 Кёдай-дэси – ученики одного и того же мастера искусств, их сообщество, «братство».
2 «Нефритовая книга» (碧巌録, «Хэкиганроку») – известный в дзенской среде буддийский трактат, написанный в Китае.