Рэйсай, или Рейсай (霊彩, годы жизни неизвестны) – японский дзен-буддийский художник-монах (га-со) периода Муромати, расцвет творчества которого пришёлся на середину 15 века.
Участь Рэйсая чем-то схожа с участью Као Нинга: в исторических документах не сохранилось никаких сведений о жизни этих художников. До нас дошли лишь их картины, изучая которые исследователи строят догадки и предположения касательно биографий этих мастеров кисти.
Считается, что Рэйсай был дзенским монахом, и «Рэйсай» – его буддийское имя, производное от кейдзи (торидзи) «霊» («Рэй», «Божественный»). Торидзи – это общий иероглиф для имён последователей какой-либо буддийской школы. В данном случае иерголиф «霊» - это торидзи дзенской школы Сёити (линия Риндзай), родоначальником которой был Сёкай Рэйкен (性海霊見, 1315-1396).
Все свои работы Рэйсай подписывал «Рэйсай» (灵彩, «Божественный Колорит») и скреплял белой квадратной печатью «Кякуто Дзитти» (脚踏実地, «Хождение по Истинной Земле»).
«Васоай» (破草鞋, «Стоптанные сандалии») (такую печать использовал Китидзан Минтё); «Кякуто Дзитти» (脚踏実地, «Хождение по Истинной Земле») (печать на картинах Рэйсая) и «Секкякуси» (赤脚子, «Cлед босой ноги») (печать, которую использовал ещё один художник, предположительно ученик Китидзана Минтё и «кёдай-дэси»1 Рэйсая); все эти три термина, относящиеся к «Подножию Источника», заимствованы из известного буддийского трактата «Нефритовая книга»2 и являются общеиспользуемыми дзенскими выражениями.
Из-за этого в своё время, в ранних книгах по истории японской живописи, Рэйсая даже ошибочно отождествляли с Китидзаном Минтё и с художником, который использовал печать «Секкяку-си». Теперь общепринятой теорией является то, что это были три разных художника. Предполагают, что и Рэйсай, и Секкяку-си были «кёдай-дэси».
Но «духовное» единство печатей и подписей этих художников не единственное связующее звено между Рэйсаем и Китидзаном Минтё. В несколько старомодном использовании Рэйсаем золотой краски для декорации некоторых элементов изображения и для написания своего творческого имени (псевдонима) искусствоведы усматривают тесную связь с художественной школой Тофуку-дзи. Известно, что буддийский художник Рёдзэн, работавший в Тофуку-дзи столетием ранее, также подписывал свое имя золотыми чернилами. Художественная школа-студия в Тофуку-дзи, специализирующаяся на создании буддийских картин, как традиционных, сильно пигментированных, так и картин суйбокуга, получила широкую известность в конце 14-го – начале 15-го века при Китидзане Минтё. Все известные картины Рэйсая также относятся к жанру досякуга (буддийско-даосской живописи) и имеют сильное стилистическое сходство с работами самого Минтё.
Почти все сохранившиеся картины Рэйсая созданы в стиле суйбоку-га или суми-э. Но самая ранняя из известных работ Рэйсая, «Нирвана», - полихромная. Помимо оригинала сохранилась ещё копия этой картины, сделанная в 1821 году и сопровождённая пояснительным текстом. В тексте сказано, что оригинал картины создан в 1435 году «монахом Рэйсаем» в качестве основного изображения Будды (хондзон) для храма Ункёсан-Дзёко-дзи (雲居山 浄居寺) в исторической провинции Суруга (в наши дни: префектура Сидзуока, Сунто-гун, Ояма-тё, Дзёко-дзи/乗光寺).
Провинция Суруга находилась недалеко от Камакура. А сама картина Рэйсая тщательно повторяет более старую работу с аналогичным сюжетом («Нирвана Будды») из коллекции камакурского дзенского монастыря Энгаку-дзи. Эти факты породили версию, что Рэйсай, возможно, был родом из региона Канто и какое-то время жил в Энгаку-дзи.
В «Тёсэно тёдзицу року» («Подлинная летопись правления династии Чосон») в 1463 году, есть запись о том, что в Корею прибыл в качестве дипломатического посланника Кюсю Тандай (九州探題) под именем Сибукава Норинао (渋川教直) и преподнёс в дар правителю Кореи Седжо картину Рэйсая «Каннон в белых одеяниях» (白衣観音図).
К тому времени, как на трон в Корее взошёл Седжо, в истории династии Чосон, которая высоко ценила конфуцианство, редко можно было встретить приверженцев буддизма. Но за год до появления Сибукава Норинао в Корее Седжо посетил монастырь Даошан-Юань-сы (上元寺), где произошло чудесное событие: он повстречался с воплощением Бодхисаттвы Гуань-инь (Авалокитешвары). Седжо счёл это добрым знамением. В том же году в Корее была написана религиозная книга под названием «Повествование о Воплощении Гуань-инь» (観音現相記).
Таким образом, поднесённая в дар Седжо «Каннон в белых одеяниях» кисти Рэйсая отвечала новым духовным запросам корейского правителя.
Среди исследователей-искусствоведов распространёна версия, что под именем Сибукава Норинао в 1463 году в Корею приезжал сам Рэйсай, чтобы лично вручить Седжо свою картину. И что на самом деле он был посланником от клана Со, а не официальным посланником японского бакуфу. При этом совершенно отсутствуют объяснения, на чём основана такая версия…
И кроме вышеперечисленных сведений, о Рэйсае более ничего не известно.
Для стиля Рэйсая характерны тонкие мазки кисти и обострённое чувство формы, не встречающиеся в работах других мастеров. Поэтому его немногочисленные картины высоко ценятся как прекрасные произведения живописи.
Всего известно 9 сохранившихся работ Рэйсая. Среди них наиболее известны уже упомянутая «Нирвана» (涅槃図, хранится в храме Дайдзокё-дзи в префектуре Яманаси), «Кандзан (Хань-шань)» (寒山図, Музей искусств Гото, Токио), «Букан, Кандзан и Дзиттоку» (豊干・寒山拾得図, Музей искусств Метрополитэн), «Мондзю (Манджушри) верхом на льве» (騎獅文殊図, Токийский Национальный музей).
Помимо «Каннон в белых одеяниях» (白衣観音図), подаренной в 1463 году правителю Кореи, известна ещё одна «Каннон в белых одеяниях» кисти Рэйсая. Она отнесена к важным культурным ценностям Японии, принадлежит монастырю Гёкусэн-дзи и хранится в Национальном музее Киото. Ещё одно изображение Каннон, приписываемое кисти Рэйсая, экспонируется в Токийском национальном музее.
Сюжет ещё одной картины Рэйсая, Единство трёх Учений, был очень популярен среди дзенских художников периода Муромати. Буквально название картины и самого сюжета «Сансан-дзу» (三酸図) можно перевести как «Трое и скисшее вино». «Сансан-дзу» Рэйсая хранится в Мемориальном музее Умедзава.
И последняя из сохранившихся работ Рэйсая, «Портрет Хотэя» (欠伸布袋図), хранится в Национальном музее Киото.
2 «Нефритовая книга» (碧巌録, «Хэкиганроку») – известный в дзенской среде буддийский трактат, написанный в Китае.