zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста

Годзан (яп. 五山制度 Годзан сэйдо, «Система пяти гор») — система важнейших дзенских монастырей в Японии периодов Камакура и Муромати.

Система «Пять гор и десять монастырей» (制度山十刹制度, китайская система: Вушань Шича, японская версия: Годзан-дзиссэцу-сёдзан), чаще называется просто «Пять гор». Система возникла в Индии, а затем была принята в Китае во времена династии Южная Сун (1127–1279), представляя собой сеть спонсируемых государством буддийских храмов школы Чань (дзен). Термин «гора» в данном контексте означает «храм» или «монастырь», и был принят, потому что многие китайские монастыри строились в горах. В поздний период Камакура (1185–1333 гг.) аналогичную систему воссоздали в Японии.

Введенная в Японии при регентах Ходзё, несмотря на первоначальную враждебность со стороны старых и устоявшихся буддийских школ (Сигон и Тэндай), система годзан выросла и окрепла благодаря поддержке военных правителей страны в Камакуре, а затем в Киото.

Система «Пять гор» объединила в одну организацию все великие храмы доминирующих дзенских школ того времени, обеспечив им защиту и одновременно контроль со стороны государства. Всей сетью храмов руководила государственная бюрократия, созданная специально для этой задачи, да и сама система годзан со временем стала частью правительственной бюрократии и помогла сёгунату Асикага стабилизировать страну.

Кеннин-дзи - старейший дзенский храм Киото

Японские монахи, отправившиеся в Китай в конце 12 и первой половине 13 в., встретили там упадок школы Тяньтай и прочих буддийских школ и процветание школы Чань. Мёан Эйсай (1141—1215), Сюндзё (1166— 1227), Эйсан Какуа (конец XII в.), Эйхэй Догэн (1200—1253), Энни (1202—1280), проведя по нескольку лет в Китае, вернулись на родину, с тем чтобы с помощью свежего дзэнского влияния оживить японскую духовную жизнь.

«Риссёто» («пагоды милосердия Будды»)

Когда осенью 1337 г. стало ясно, что основатель новой династии сёгунов Асикага Такаудзи контролирует положение на большей части территории страны, Мусо Сосэки, отличавшийся особой чуткостью к переменам политического климата, предложил сёгуну построить в каждой провинции по храму и пагоде, в которых бы возносили молитвы за воинов, погибших в сражениях.

Асикага Ёсимицу

Создание разветвленной иерархической монастырской системы позволяло сёгунскому правительству не только непосредственно контролировать деятельность дзэнских храмов и монастырей, но и вмешиваться в их дела. Первоначально функции контроля возлагались на провинциальных наместников, но после окончательного формирования системы «годзан-дзиссэцу-сёдзан» и установления тесных, дружеских связей между монастырским духовенством и правительственными кругами бакуфу передало контроль за деятельностью монастырей в руки самих монахов.

Благодаря покровительству со стороны правительства в первой половине 14 в. произошло резкое увеличение числа монастырей «годзан», в крупных монастырях первого ранга постоянно проживало 1—2 тыс. монахов и послушников. Естественно, для управления столь большой общиной требовался хорошо организованный административный аппарат, который в основном строился по китайскому образцу.

Независимо от ранга монастыря в системе «годзан», все настоятели при вступлении в должность были вынуждены покупать у бакуфу официальные подтверждения (кудзё или кумой).

Дзенский храм Нандзен-дзи в Киото

Монастырь Нандзен-дзи (яп. 南禅寺) – один из важнейших дзенских монастырей в средневековой Японии. Храмовый комплекс расположен в восточном районе Киото. В период Муромати Нандзен-дзи имел наивысший ранг в системе годзан Японии, находясь над пятью монастырями годзан Киото и пятью монастырями годзан Камакуры.

Тэнрюдзи (яп. 天龍寺) - дзенский храм школы Риндзай в Киото

Тэнрю-дзи (яп. 天龍寺), или Тенрю-дзи, - дзенский монастырь школы Риндзай в Киото, основанный в 1339 году как мемориальный комплекс для почившего Императора Го-Дайго. Тэнрю-дзи был одним из важнейших дзенских монастырей в период Муромати, получив первый ранг в сформировавшейся к концу 14 века системе годзан («Пять Гор») Киото.

Храм Сёкоку-дзи в Киото

Сёкоку-дзи (яп. 天龍寺) - дзенский храм школы Риндзай в Киото, основанный в 1382 году сёгуном Асикага Ёсимицу. Сёкоку-дзи был одним из важнейших дзенских храмов в период Муромати, получив второй ранг (после Тэнрю-дзи) в сформировавшейся к концу 14 века системе годзан («Пять Гор») Киото.

Храм Кеннин-дзи в Киото

Кэннин-дзи (яп. 建仁寺), или Кеннин-дзи, – старейший дзенский монастырь Киото, основанный в 1202 году. Кэннин-дзи входил в число важнейших дзенских храмов в период Муромати, получив третий ранг (после Тэнрю-дзи и Сёкоку-дзи) в сформировавшейся к концу 14 века системе годзан («Пять Гор») Киото.

Тофуку-дзи (яп. 東福寺) – один из старейших дзенских храмов Киото

Тофуку-дзи (яп. 東福寺) – один из старейших дзенских храмов Киото, основанный в 1236 году. Тофуку-дзи входил в число важнейших дзенских храмов в период Муромати, получив четвертый ранг (после Тэнрю-дзи, Сёкоку-дзи и Кэннин-дзи) в сформировавшейся к концу 14 века системе годзан («Пять Гор») Киото.

Мандзю-дзи, субхрам Тофуку-дзи в Киото

Мандзю-дзи (яп. 万寿寺) - дзенский храм школы Риндзай в Киото, основанный приблизительно в 1259 году. Мандзю-дзи был одним из важнейших дзенских храмов в период Муромати, получив пятый ранг в сформировавшейся к концу 14 века системе годзан («Пять Гор») Киото.

Кэнтё-дзи в Камакура. Ворота Санмон

Кэнтё-дзи (яп. 建長寺), или Кентё-дзи, – один из старейших дзенских храмов Камакура, основанный в 1251 году. Кэнтё-дзи входил в число важнейших дзенских храмов в период Муромати, получив первый ранг в сформировавшейся к середине 14 века системе годзан («Пять Гор») Камакура.

Энгаку-дзи. Камакура. Ворота Санмон

Энгаку-дзи (яп. 円覚寺) – один из самых известных дзенских храмов Камакура, основанный в 1281 году. Энгаку-дзи входил в число важнейших дзенских храмов в период Муромати, получив второй ранг (после Кэнтё-дзи) в сформировавшейся к середине 14 века системе годзан («Пять Гор») Камакура.