Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Корзина пуста

Храмовые должности

Благодаря покровительству со стороны правительства в первой половине 14 в. произошло резкое увеличение числа монастырей «годзан», в крупных монастырях первого ранга постоянно проживало 1—2 тыс. монахов и послушников. Естественно, для управления столь большой общиной требовался хорошо организованный административный аппарат, который в основном строился по китайскому образцу.

Уставом, в котором во всех подробностях нашли отражение различные сферы жизни чаньских монастырей в Китае, является «Чань-юань цингуй» («Чистые, правила чаньского монастыря») (1103 г.). Именно он послужил образцом для уставов большинства дзэнских монастырей в Японии. В нем мы уже находим подробное указание на распределение функций главных должностных лиц в монастыре.

Во главе монастырской общины стоял настоятель (дзюдзи, или тёро), который следил за деятельностью всех монастырских должностных лиц и принимал решения в особо важных случаях. В 13—14 вв. назначение на пост настоятеля производили император, придворные аристократы, сёгунат. Настоятелей мелких провинциальных храмов назначали крупные даймё. Однако с середины 14 в. все назначения на пост настоятеля начали осуществляться через ведомство дзэнрин-цугата, а позднее — через сороку.

При настоятеле постоянно находились пять помогающих ему послушников (годзися), каждый из которых выполнял определенные обязанности: сёко дзися (отвечающий за благовония), тояку дзися (отвечающий за лекарственные настои), синка дзися (отвечающий за прием гостей), сёдзё дзися (отвечающий за документацию), ибу дзися (отвечающий за одежду и личные вещи настоятеля). Непосредственно настоятелю были подчинены две категории должностных лиц: тёсю (кит. тоушоу) и тидзи (чжиши), соответственно составляющие две группы из пяти-шести монахов — западную (сэйхан) и восточную (тохан).

«Главные лица» западной группы — тёсю — помогали настоятелю в обучении монахов медитации, изучении дзэнских текстов и сутр, следили за дисциплиной и соблюдением монастырского ритуала. Во главе всех тёсю стоял сюсо (букв, «главное место»). В больших монастырях иногда было два сюсо: дзэндо сюсо (отвечающий за переднюю часть зала) и годо сюсо (отвечающий за заднюю часть зала), причем дзэндо сюсо считался главнее и являлся потенциальным кандидатом на пост настоятеля. Главной обязанностью сюсо было следить за поведением монахов в зале для медитаций и во время всех ритуальных церемоний. Вторым по значению в западной группе и непосредственным помощником сюсо являлся писарь (сёки), отвечавший за документацию и монастырскую корреспонденцию. Библиотекарь (дзосу или дзосю) отвечал за материальное состояние хранящихся в монастыре буддийских текстов и следил за перепиской рукописей. Обычно на эту должность назначали монахов, имеющих склонность к литературной деятельности и хорошо знающих буддийский канон. Кроме того, в западную группу входили ответственный за прием гостей (сика), ответственный за баню (тиёку) и ответственный за помещения (тидэнсу или тёдэнсу), который подготавливал монастырские залы (прежде всего Зал Будды) к проведению церемоний: возжигал благовония, подметал и т. п.

Представители восточной группы — тидзи — занимались экономическими и финансовыми вопросами. Под руководством главного эконома (цусу) инспектор (кансу) и его помощник (фусу) вели счета монастыря, определяли его годовой бюджет, подсчитывали доходы от даров и с монастырских полей, а также размеры выплат налогов в казну и необходимых денежных отчислений в сороку. Также следили за обеспече¬нием монахов всем необходимым для жизни и пропитания. Кроме того, в восточную группу входили старосты: тэндзо (кит. дяньцзо, контролировал соблюдение постов, приготовление пищи и соблюдение повседневного распорядка); сиссуй (кит. чжисуй, заведовал проведением всех работ в монастыре, связанных с ремонтом помещений, строительством новых сооружений, а также контролировал работы на принадлежавших монастырю полях) и ино (кит. вэйна, в его обязанности входило следить за тем, чтобы монахи без разрешения не выходили за стены монастыря, и регистрировать вновь прибывших). В японских дзэнских монастырях работу шести старост обычно контролировал казначей (цубун), перед которым все они были финансово подотчетны.

Со временем в дзэнских монастырях сложились две монастырские элиты. Монахи, склонные к интеллектуальным занятиям и изучению дзэнского учения, стремились занять должность в западной группе, поскольку это был практически единственный путь впоследствии стать настоятелем. Все поэты и художники, творившие в монастырях «годзан», были выходцами из этой группы. Напротив, посты в восточной группе, ведавшей всеми финансовыми вопросами, привлекали прежде всего тех, кто стремился использовать свои способности для выполнения «мирских» задач1.

1 Отрывок из статьи «Формирование системы годзан и бюрократизация дзэн-буддизма» выдающегося советского и российского востоковеда Кабанова А.М.