Энгаку-дзи (яп. 円覚寺) – один из самых известных дзенских храмов Камакура, основанный в 1281 году. Энгаку-дзи входил в число важнейших дзенских храмов в период Муромати, получив второй ранг (после Кэнтё-дзи) в сформировавшейся к середине 14 века системе годзан («Пять Гор») Камакура.
Все японские храмы, построенные после периода Нара, имеют сан-го, «имя горы», используемое в качестве почетного префикса. Сан-го (букв. «имя горы») этого храма – Дзуйроку-дзан. Дзи-го (полное название храма) – Энгаку Косё Дзен-дзи. Хонсон (本尊, главное изображение Будды) – сидячая статуя статуя Будды Шакьямуни с короной из драгоценностей, кайки (учредитель и покровитель) – восьмой регент Ходзё Токимунэ (北条時宗, 1251-1284), кайсан (основатель и первый по счету главный монах) – Мугаку Согэн (無学祖元, 1226-1286), он же Букко Кокуси (仏光国師).
Достопримечательности
Пруд Белой Цапли
Подход к воротам храма предваряет пруд, называемый Бьакуроти (白鷺池), буквально «Пруд Белой цапли». Легенда гласит, что божество Цуругаока Хатиман, в виде белой цапли (сирасаги или бьякуро, 白鷺), привело Мугаку Согэна к пруду, и именно так он получил имя Бьякуроти.
К сожалению, строительство железнодорожной магистрали Йокосука в 1889 году сократило пруд почти до половины его первоначального размера и отрезало пруд от основной территории монастыря, поэтому окружающий ландшафт вряд ли можно назвать живописным, хотя он и объявлен государством как «Место живописной красоты».
Сомон
По обыкновению все дзенские монастыри имеют Внешние ворота, называемы Сомон, и внутренние ворота, называемые Санмон. Сразу за «Прудом Белой цапли» и магистралью Йокосука находится пролет каменных ступеней, ведущих к внешним воротам - Сомон (惣門). На балке Сомон висит деревянная табличка с надписью «瑞鹿山» (Дзуйроку-дзан, сан-го Энгаку-дзи), а иероглифы начертаны императором Го-Цутимикадо (1442-1500).
Санмон
Великолепные двухэтажные главные ворота, или Санмон, находятся за каменными ступенями, окаймленными высокими японскими кедрами. Они были перестроены в 1783-1785 годах к 500-летию со дня смерти монаха-основателя Мугаку Согэна. Руководил восстановительными работами Сейсецу Сутё (1745-1820), который был 189-м настоятелем Энгаку-дзи.
Деревянная табличка каллиграфической работы императора Фусими (1265-1317) гласит: «Энгаку Косё Дзен-дзи» и указывает на то, что монастырь находился под императорским покровительством. На верхнем этаже находятся статуи одиннадцатиглавой Бодхисаттвы Каннон, шестнадцати Архатов и двенадцати небесных воителей. Крыша внутренних ворот покрыта медью.
Санмон считаются важным культурным достоянием префектуры Канагава.
Буцудо
Большой Буцудо, или Зал Будды, в центре комплекса Энгаку-дзи был разрушен Великим землетрясением Канто в 1923 году, но восстановлен в 1964 году, когда в Токио проходили 18-е летние Олимпийские игры. Реконструированный Зал Будды возведён из железобетона и способен выдержать сильное землетрясение. Тем не менее, внешне он сохраняет, более или менее, первоначальный вид, так как строительство этого нового здания, окруженного можжевельником, производилось в соответствии с планом 1573 года.
На потолке появился Белый дракон, нарисованный Тадаси Мория (1912-2003), жителем Камакуры, под наблюдением великого японского художника 20 века Сейсона Маэды (1885-1977).
В Зале Будды установлена статуя Будды Шакьямуни с драгоценной короной (Хокан Сяка Нёрай). Эта сидячая статуя датируется поздним периодом Камакура. Статуи Бонтена (Брахмы) и Тайсакутена (Индры), размещённые по обе стороны от Хокан Сяка Нёрай, датируются 1692 годом.
Над парадным входом есть табличка с каллиграфией, подарок императора Го-Когона (1338-1374). Текст переводится как «Сокровищница Великого Сияющего Света» (Daikomyohoden).
Хонсон (основное изображение Будды)
В Зале Будды установлена статуя Будды Шакьямуни с драгоценной короной (Хокан Сяка Нёрай). Эта сидячая статуя датируется поздним периодом Камакура. В тот же день, когда Мугаку Согэн провёл церемонию кайдо и мемориальную службу куё в 1282 году, Хокан Сака Нёрай (тогда называемый Вайрочана Будда) был установлен в качестве основного изображения Будды (хонсон) монастыря Энгаку-дзи.
Украшенная красивой короной и драгоценным ожерельем и установленная на возвышении в просторном Зале Будды статуя изображает Будду Шакьямуни, сидящего в позе лотоса в глубокой медитации.
Статуи Будды обычно не имеют украшений или других аксессуаров, а волосы обычно делаются в жесткие завитки, напоминающие морские раковины. Однако главное изображение в Энгакудзи украшено драгоценным ожерельем, а корона украшает волосы, которые убраны назад в высокий шиньон, указывая на атрибуты бодхисаттвы, а не Будды.
Статуя была выполнена в технике йосеги-дзукури (сборка отдельных деталей из выдолбленной древесины, а не резьба из одного блока), и голова фигуры легко снималась, чтобы можно было её спасти в случае пожара. Корона, украшенное драгоценными камнями ожерелье, нимб, пьедестал и ткань, накинутая на фигуру, были добавлены к статуе в более позднее время.
Коронованного Будду Шакьямуни также называют Будда Кегон. Как следует из Аватамсака Сутры, одной из важнейших сутр, почитаемых в Дзен, Будда Кегон – это существующие в едином теле Будда Вайрочана и Будда Шакьямуни.
Этот вид изображения Будды пришёл из китайской династии Сун и долгое время доминировал в дзенских храмах в Камакура, а статуя в Энгаку-дзи является самой ранней и самой большой среди этих скульптур.
В 1563 году сильный пожар сохранил лишь верхнюю часть статуи Будды. Повреждённая пожаром нижняя часть статуи была восстановлена в 1625 году.
Сембуцудо
Слева от Буцу-до находится зал Сембуцу-до с соломенной крышей (選仏堂), который был построен в 1699 году как место для медитаций и хранилище сутр. Выполнял функцию Дзен-до (или Со-до). Функционировал также как Зал Будды (Буцу-до), пока последний не был восстановлен после пожара.
Кодзирин
Далее, вверх по дороге от Сенбуцу-до находится Кодзи-рин. «Кодзи» означает буддист-мирянин, и это был тренировочный зал для кендо, или японского искусства фехтования на мечах, используемого школой Ягю. (Ягю - это имя известного клана мастеров меча, служивших инструкторами для сёгуна Токугавы в период Эдо).
Наиболее заметным среди Ягю был Мунэнори Ягю (1571-1646), один из величайших фехтовальщиков в истории, который служил третьему сегуну Иэмицу Токугаве (1604-1651) и завоевал благосклонность сёгуната. Будучи убеждённым дзен-буддистом, Мунэнори включил Большую часть учения Дзен в свой трактат о фехтовании. Именно по этой причине здание было перенесено сюда в 1928 году из Токио. В наши дни Кодзирин открыт для свободного посещения.
Карамон (Китайские ворота)
Карамон, или Китайские ворота, также называемые Токусимон (Ворота императорского посланника), стоят на возвышенности за Залом Будды. Термин «карамон» относится к воротам с мягко изогнутым фронтоном, кара-хафу (唐破風). «Кара» означает Китай, а «хафу» означает фронтон, но стиль имеет японское происхождение, несмотря на использование слова «кара». Резьба ворот тщательно продумана и стоит пристального взгляда.
Ходзё
Ходзё (Дом настоятеля) стоит за воротами. В настоящее время здание используется как место для проведения буддийских поминальных служб, занятий дзадзен, проповедей (лекций) о буддизме на летних курсах и т.д.
Позади Ходзё находится дзенский сад с прудом, образованным в форме иероглифа «心». Иероглиф произносится как Синь (что означает «Сердце» или «Сознание»), а пруд этой формы называется Синьдзи-ики (心字池), «Пруд символа Сознания». Сад с Синьдзи-ики, как и аналогичный сад в Кэнтё-дзи, был создан легендарным Мусо Сосэки (Мусо Кокуси).
Пруд Миокоти
Пруд Миокоти (妙香池), создание которого относят ко временам основания монастыря, - дальше налево. Это место было определено правительством как место живописной красоты. Само название переводится как «Пруд священного аромата». Остаётся поверить, что в 13 веке пруд «Миокоти» соответствовал своему названию. В наши дни вода в пруду выглядит мутной и вряд ли способна источать благоухание. На берегу за прудом находится скала Котоган (虎頭岩), буквально «Голова тигра».
Пещера Белого Оленя
Вверх от Миокоти, с правой стороны от дороги находится пещера под названием Бьяку-року-до («Пещера Белого Оленя»). Легенда гласит, что Белый олень появился из этой пещеры, чтобы послушать проповедь Мугаку Согэна в день проведения первой церемонии (кайдо).
Оганэ (национальное достояние) и Бентэндо
Одной из примечательных особенностей храма Энгакудзи является его колокол Оганэ. Он расположен рядом с залом Бентэн-до (弁天堂) на склоне холма справа от Зала Будды. Колокол высотой 2,6 метра был отлит Мононобе Кунимицу (物部国光), по приказу Ходзё Садатоки (北条貞時, 1271-1311), девятого регента, в 1301 году. Колокол, типичный для периода Камакура, является самым большим в регионе Канто.
Этот колокол и колокол в Кэнтё-дзи являются единственными национальными сокровищами в этой категории ремесел в префектуре Канагава (также единственные из периода Камакура).
Гонг Ванигути (鰐口), буквально «Пасть Крокодила», который установлен на колокольне, был изготовлен в 1540 году и обозначен префектурой Канагава как важная культурная ценность.
Рядом с колоколом стоит деревянное сооружение, которое называется Бентэн-до, или зал, посвященный богине удачи (Сарасвати в санскр.). Когда мастера клана Мононобэ начали отливать колокол, по непонятным причинам работа никак не ладилась. Клан Ходзё, основателя монастыря, вознёс молитву за успешное литье Эносиме Бендзаитэн, одной из трех крупнейших в Японии, расположенной к западу от Камакура на небольшом острове. После молитвы мастера Мононобэ преуспели в создании этого прекрасного колокола. В честь этого события и для почитания Эносиме Бендзаитэн на территории Энгаку-дзи и был возведен этот малый храм Бентэн-до.
Сяридэн
Сяридэн монастыря Энгаку-дзи расположен на территории субхрама Сёдзоку-ин. Сяридэн (舎利殿) (реликварий-зал) – мини-мавзолей в буддийских храмах, где хранится прах Будды Шакьямуни. Представляет собой одноэтажную постройку, с односкатной крышей, покрытой корой кипариса.
В центре зала находится дзуси (шкаф-футляр с двойными дверями) с прахом Будды (зуб Будды Шакьямуни), который, как говорят, был передан камакурскому правителю Минамото Санэтомо китайским монастырём во времена династии Южная Сун. Справа и слева от дзуси установлены статуи Дзидзо Босацу и Каннон Босацу.
Это самое старое здание во всем комплексе Энгаку-дзи и единственное здание в префектуре Канагава, которое обозначено как Национальное достояние.
Первоначальное здание, построенное в 1285 году Ходзё Садатоки (1271-1311), было уничтожена пожаром в 1563 году. Нынешнее здание тоже достаточно старое, т.к. относится к периоду Муромати и было впервые построено в начале 15-го века как главный зал монастыря Тайхэй-дзи. Тайхэй-дзи был расположен в Ниси Микадо недалеко от Райко-дзи и когда-то числился на вершине пяти Великих женских монастырей в Камакура, но был упразднен после того, как главная монахиня была похищена во время битвы 1556 года среди местных военачальников. Без главной монахини, монастырь был на грани обветшания, и часть его зданий были преданы в Энгаку-дзи.
Архитектура типична для кара-ё (архитектура в китайском стиле Сун), также называемая дзэнсю-ё (стиль школы Дзен). Действительно, это самое старое здание в китайском стиле в Японии, и это главная причина для включения в список Национальных сокровищ.
Кайсан-до (субхрам Сёдзоку-ин)
Сразу за Сяридэн на территории Энгаку-дзи расположен субхрам Сёдзоку-ин (яп. 正続院). Сёдзоку-ин состоит из дзен-до, жилых помещений для монахов, помещений для гостей, колокола и т. д. и выглядит как небольшой самостоятельный монастырь. Новички-монахи, которые хотят заниматься дзен, сначала приезжают сюда и подают заявку на зачисление. Сяриден также относится к этому субхраму. В дзен-до находится сидящая статуя Дзидзо Босацу, входящая в список достопримечательностей Камакура.
Сёдзоку-ин был построен в память о кайсане Мугаку Согэне, и на его территории находится могила мастера Согэна и кайсан-до, Зал монаха-основателя.
С этим субхрамом связана одна непростая история взаимоотношений двух главных дзенских монастырей Камакура – Кэнтё-дзи и Энгаку-дзи.
Мугаку Согэн прибыл в Камакуру в 1279 году из Китая по просьбе Токимуне Ходзё вскоре после кончины мастера Ланьси Даолун (яп. Ранкей Дорю, 1213-1278), основателя Кэнтё-дзи, и сразу же занял место пятого настоятеля (главного монаха) Кэнтё-дзи.
Но в 1282 году Ходзё Токимунэ назначил Согэна кайсаном (монахом-основателем) Энгаку-дзи, и тот переехал из Кэнтё-дзи в Энгаку-дзи. Однако через два года после смерти Токимуне, в 1286 году, Мугаку Согэн ушёл с поста настоятеля и вернулся в Кэнтё-дзи, где и умер в том же году в своем Ходзё.
Монахи Кэнтё-дзи похоронили Бокку Кокуси на территории своего монастыря и построили субхрам под названием Сёдзоку-ин, чтобы совершать там поминальные службы по Согэну. Но монахи Энгаку-дзи были крайне недовольны тем, что монахи Кэнтё-дзи похоронили их кайсана и построили субхрам в его честь на территории Кэнтё-дзи. После этого два монастыря стали враждебно относиться друг к другу.
Через полвека, в период «реставрации Кэмму», пятый настоятель Энгаку-дзи Мусо Сосэки убедил императора Го-Дайго (1288-1339) вернуть гробницу Мугаку Согэна обратно в Энгаку-дзи. И в 1337 году император приказал переместить и гробницу Мугаку Согэна, и субхрам Сёдзоку-ин в монастырь Энгаку-дзи.
В Сёдзоку-ин установлена на возвышении деревянная статуя Мугаку Согэна, изображающая мастера, сидящего на стуле. Статуя сделана примерно в 1286 году после его смерти. Лицо выглядит суровым, как у настоящего Мастера Дзен, который вёл скромный и аскетичный образ жизни.
Доступ в Сёдзоку-ин закрыт для посетителей. Но ежегодно, в годовщину смерти монаха-основателя, эту статую выставляют в Зале Будды на всеобщее обозрение.
Субхрам Буцунити-ан
Субхрам Буцунити-ан – это место упокоения учредителя-основателя Токимунэ Ходзё. Во время монгольского нашествия он построил на этом месте личный дзен-до, где практиковал дзадзен. Токимунэ умер молодым в возрасте 34 лет и был кремирован здесь. Дзен-до был построен зал для проведения поминальной службы по Токимунэ.
Впоследствии субхрам Буцунити-ан стал усыпальницей для других членов семьи Ходзе, включая жену Токимунэ - Какузанни (1253-1306), их сына Садатоки Ходзё (1271-1311, восьмой Регент Ходзе) и внука Такатоки Ходзё (1303-1333, 14-й Регент).
В этом субхраме установлены деревянные статуи Одиннадцатиглавой Бодхисаттвы Каннон, а также статуи Токимунэ Ходзё и Садатоки Ходзё.
Токимуне умер 4 апреля 1284 года, и на четвертый день каждого месяца здесь проводится чайная церемония, называемая «Четвертый день чаепития». Церемония проводится в специально возведённом чайном домике под названием «Энсокукен».
Культурные ценности
Энгакудзи является крупным хранилищем культурных ценностей. К ним относятся предметы, связанные с Мугаку Согэном, монахом-основателем, и Ходзё Токимуне, покровителем-основателем, а также картины, скульптуры и предметы, используемые в буддийских ритуалах.
В монастыре хранятся «Записи монастыря Энгаку-дзи» (円覚寺文書, Энгаку-дзи Мондзё), сидящая статуя Мугаку Согэна (Букко Кокуси), несколько картин Пятисот Архатов, курильница и письма Ходзё Токимуне; обозначенные как важные культурные ценности. Они не открыты для повседневного доступа и демонстрируются лишь три раза в году.
История основания
В 1274 году монгольские войска предприняли попытку завоевать Японию. Монгольский флот насчитывал около 900 кораблей, а численность монгольских войск приближалась к 40 000. Захватив острова Цусима и Ики, они вторглись в северную часть острова Кюсю. Первый день сражений показал полное превосходство военной тактики монголов. Понеся огромные потери, японцы отступили под защиту древних укреплений, построенных шестью веками ранее. Самураи укрылись за этой линией рвов и валов. Монголы же, опасясь возможной ночной атаки со стороны самураев, решили провести ночь на своих кораблях. И в этот момент сильнейший тайфун, который позже вошёл в историю Японии как «Камикадзе» или «Божественный ветер», разрушил и потопил вражеские корабли с бесчисленными воинами, находившимися на борту. Первое монгольское вторжение продлилось всего один день, и за этот день монголы потеряли 13 000 воинов, в том числе одного корейского генерала и 200 кораблей.
Вторая попытка вторжения была предпринята в 1281 году. В Японию отправились две флотилии, одна из Кореи, другая - из Южного Китая. Численность монгольской армии достигала 100 000 человек. Первым к берегам Японии прибыл малочисленный флот из Кореи, который японцы сумели разгромить. Позже берегов Японии достигла флотилия из Китая, но повторившаяся история с мощным тайфуном («Камикадзе» или «Божественный ветер») уничтожила значительную часть вражеского флота, и монголы вновь были вынуждены отступить. В силу разных причин монголы больше не повторили попыток вторжения в Японию. Они считались ненавистными и жестокими врагами, но в Японии было принято оказывать должное уважение даже душам врагов.
Ходзё Токимунэ, восьмой регент камакурского сёгуната, был последователем школы дзен. Его наставником дзен был Ланьси Даолун (蘭渓道隆, яп. Ранкей Дорю, 1213-1278), настоятель монастыря Кэнтё-дзи. После кровопролитных боёв с монгольскими завоевателями Токимуне дал обет построить монастырь, чтобы монахи в нём молились за души погибших воинов, защитников страны в «Войне Бунэй» (так называли монгольское нашествие, которое произошло в эру Бунэй). Очевидно, стремления Токимунэ были подержаны его наставником Ланьси Даолун. По замыслу Токимунэ именно Ланьси Даолун должен был стать кайсаном (монахом-основателем) нового монастыря.
В Камакура уже был чисто дзенский монастырь - Кэнтё-дзи, - построенный отцом Токимунэ, регентом Ходзё Токиёри. Кэнтё-дзи находился под официальным патронажем камакурского бакуфу (военного правительства) и имел фактически статус государственного монастыря. Энгаку-дзи же задумывался как чисто семейный монастырь клана Ходзё. В 1277 году начались первые работы по его возведению.
Но в 1278 году Ланьси Даолун умер, и это стало потрясением для Ходзё Токимунэ. Строительные работы были приостановлены. Он отправил в Китай двух монахов из Кэнтё-дзи, чтобы они нашли достойного чаньского мастера на роль преемника Ланьси Даолуна и пригласили его в Японию. В 1279 году они вернулись в Японию вместе с Мугаку Согэном (無学祖元, 1226-86), и Согэн стал пятым настоятелем Кэнтё-дзи. В 1281 году было получено формальное, но обязательное «высочайшее распоряжение» императора на возведение монастыря, и этот год считается датой основания Энгаку-дзи. Энгаку-дзи был основан для упокоения душ всех воинов, погибших в битвах между Японией и монгольской (или юаньской) династией Китая. Учредителем и покровителем (кайки) монастыря выступил Ходзё Токимунэ.
А в следующем, 1282 году, Токимунэ пригласил Мугагу Согэна стать кайсаном (монахом-основателем) Энгаку-дзи. Говорят, что тем самым он старался удержать Согэна от возвращения в Китай.
Во время строительных работ, которые начались в 1277 году, в земле на склоне холма был обнаружен деревянный сундук (секицу) с копией буддийской сутры. Это была известная Сутра Совершенного Пробуждения, и её название звучит по-японски как Энгаку-кё (円覚経). Как сказано в «Хонтё касадэн», именно с этой находкой и связано название монастыря – Энгаку-дзи.
В 1322 году известный дзенский монах-поэт, представитель годзан бунгаку, Кокан Сирэн завершил и преподнёс императору первую в Японии сводную историю буддизма – «Гэнко Сякусё» - в 30 свитках. Там есть следующая история о происхождении сан-го («имени горы») монастыря Энгаку-дзи. В 1282 году в монастыре состоялась церемония (кайдо) открытия монастыря и первая проповедь Мугаку Согэна. Неожиданно из располагавшейся неподалёку пещеры появился белый олень, который пришёл послушать проповедь Согэна. Это сочли хорошим предзнаменованием и дали монастырю сан-го – «Гора счастливого оленя» (Дзуйроку-дзан). А легендарная «Пещера Белого Оленя» (яп. 白鹿洞) и сейчас существует в окрестностях монастыря.
Летопись Энгаку-дзи
В 1284 году в возрасте 34 лет, вскоре после основания Энгаку-дзи, умер учредитель-покровитель монастыря Ходзё Токимунэ. Он был похоронен на территории монастыря, и на его похоронах Мугаку Согэн произнёс следующую речь:
«В его жизни было десять чудес, которые были воплощением великих обетов Бодхисаттвы: он был почтительным сыном своей матери; он был верным подданным своего императора; он искренне заботился о благосостоянии людей; изучая Дзен, он постигал его высшую истину; обладая действительной властью в империи в течение двадцати лет, он не выказывал никаких признаков радости или гнева; сметая с помощью бури грозные тучи, поднятые варварами (монгольское нападение), он не проявлял никакого чувства восторга; основывая храм, он планировал духовное утешение мертвых как для японцев, так и для монголов; отдавая дань уважения учителям и отцам буддизма, он искал просветления. Всё это доказывает, что его приход к нам был исключительно ради Дхармы!» С этого дня заботы по развитию монастыря легли на Мугаку Согэна.
Согэна ценили и уважали за его мужество и самообладание. Когда он был ещё в Китае, монгольские войска, покорившие династию Южная Сун, ворвались в монастырь Нэнрэнь-сы (能仁寺), где проживал Согэн, и собирались казнить Согэна. Оставаясь спокойным, он сочинил предсмертную гатху. В ней он сожалел о том, что в мире не осталось места, где можно найти покой, а законность и человеческая жизнь больше не имеют никакой ценности и превратились в пустой звук. Он призвал воинов не обнажать и не поднимать мечи на служителей Будды, ведь обезглавить мастера, постигшего пустоту и иллюзорность реального мира, имеет не больше смысла, чем рассечь мечом весенний ветерок. Восхищенные солдаты отступили и вложили мечи в ножны. Этот урок философского спокойствия перед лицом смерти стал примером для самураев, сражавшихся и умиравших в битвах с монгольскими завоевателями: для человека, превратившегося в ветер, смерти не существует.
Сохранившиеся документы эпохи говорят об огромных размерах монастыря: в 1283 году здесь проживало более 250 человек, в том числе 100 монахов и столько же чиновников и рабочих. Энгаку-дзи Кэйдай Эзу (円覚寺境内絵図), иллюстрированная карта храма, сделанная между 1330 и 1342 годами, показывает, что Сомон (Внешние ворота), Санмон (Внутренние ворота), Буцудо (Зал Будды), Хатто (Зал Дхармы, построенный в 1323 году), стояли на прямой линии, аналогичной формированию храмовых сооружений в Китае. (По такому же плану строился Кэнтё-дзи в 1251 году. Скорее всего план строительства Энгаку-дзи разработал Ланьси Даолун, которого Ходзё Токимуне хотел первоначально назначить кайсаном нового монастыря).
Даже после падения клана Ходзё и камакурского сёгуната, Энгаку-дзи не утратил своей значимости и своего влияния. Мусо Сосэки (1275-1351), служивший до переезда в Киото настоятелем Энгаку-дзи, стал непререкаемым духовным авторитетом, которому доверяли и император Го-Дайго (1288-1339), и клан новых сёгунов Асикага.
При императоре Го-Дайго в начавшейся формироваться системе годзан Энгаку-дзи получил пятый ранг, то есть вошёл в число пяти важнейших дзенских монастырей страны, а в 1341 году Асикага Такаудзи присвоил Энгаку-дзи второй ранг в системе годзан.
При Асикага Ёсимицу система годзан получила окончательное завершение, разделившись на годзан Киото и годзан Камакура. В системе годзан Камакура за Энгаку-дзи был сохранён второй ранг (после Кэнтё-дзи, получившего первый ранг).
В период процветания на основной территории монастыря находилось более 40 субхрамов. В 60-е годы 14 века в монастыре жил один из «двух драгоценных камней» годзан бунгаку - Гидо Сюсин. Благодаря его усилиям и авторитету в сёгунском окружении, Энгаку-дзи был быстро восстановлен после «Великого пожара» в 1374 году.
На протяжении столетий стихийные бедствия, пожары и землетрясения, наносили монастырю сильнейший урон. Пожары в 1287, 1374, 1563 годах и землетрясения 1703 и 1923 года планомерно разрушили все старейшие постройки монастыря. Но Энгаку-дзи многократно восстанавливался при поддержке сёгунов Ходзё, Асикага и Токугава, а также современного правительства Японии.
С конца периода Муромати монастырь Энгаку-дзи пребывал в состоянии упадка, и лишь в период Эдо (1603-1868), монастырь вновь ощутил поддержку власти в лице сёгуната Токугава и смог восстановить некоторые из уничтоженных зданий. Так главный зал (Зал Будды) был восстановлен в 1625 году, а Ходзё (дом настоятеля) - в 1673 году. Но, Великое землетрясение в 1703 году вновь разрушило большинство сооружений, хотя они были восстановлены вскоре после этого.
В 1875 году Имакита Косен (今北洪川, 1816-1892) стал 202-м настоятелем Эгаку-дзи, и при нём монастырь восстановил свой статус ведущего дзенского монастыря в регионе. Учениками Косэна стали несколько выдающихся монахов, среди которых Сяку Соэн (釈宗演, 1859-1919) и Судзуки Дайсэцу (1870-1966). Соен стал 207-м настоятелем Энгаку-дзи, очень деятельным. Он был известен даже в Америке и присутствовал на Всемирном парламенте религий в Чикаго в 1893 году. Соэн и Судзуки сыграли важную роль в распространении дзен на Западе.
Нацуме Сосэки (1867-1916), известный романист и исследователь английской литературы периода Мэйдзи (1867-1912), также жил какое-то время и обучался дзен в Энгаку-дзи. Это стало для Сосэки источником вдохновения при написании романа «Ворота», который был опубликован в 1910 году.