Такагари-дзу (鷹狩図), «картины ястребиной охоты», или «картины соколиной охоты», - один из предметов японской живописи, изображающей сцены с излюбленным развлечением японской аристократии – ястребиной охотой.
Такагари-дзу считаются разновидностью более широкой темы «орлов и ястребов» (鷲鳥図, ситё-дзу). Отличительная особенность такагари-дзу состоит в том, что предметом «картин ястребиной охоты» были не дикие птицы, а прирученные ястребы и соколы, обученные охоте на журавлей (鶴, яп. цуру), фазанов (雉子, яп. кидзи) или водоплавающих птиц и мелких животных.
Древнейшие свидетельства о ястребиной охоте в Японии существуют в виде дошедших до нас глиняных фигурок ханива периода Кофун, а письменные записи датируются ещё с «Нихон Сёки» (日本書紀, 720 г.). Начиная с периода Камакура, ястребиная охота стала любимым развлечением императоров и аристократов и постепенно распространялась среди воинской элиты. В период Эдо этот вид охоты не утратил свой популярности, а среди даймё появился обычай преподносить друг другу в качестве подарков ястребов или дичь, добытую в ястребиной охоте.
В японской живописи ямато-э (やまと絵) «картины ястребиной охоты» создавались, как минимум, начиная с 11-го века. Согласно сохранившимся записям, ещё в период Хэйан сценами ястребиной охоты в Сагано (嵯峨野) была расписана одна из сторон несохранившейся одностворчатой ширмы (цуйтатэ) Конмэйти-но-сёдзи (昆明池障子) в столичном императорском дворце Киото-Госё (京都御所). В рукописных свитках эмакимоно позднего периода Хэйан и раннего периода Камакура, таких как «Чудеса Касуга Гонген» (春日権見験記絵, 1309 г., коллекция Агенства Императорского дома), содержатся сцены домашнего содержания ястребов и соколов, сцены охоты и представления добычи, а также изображения складных ширм в аристократических жилищах с картинами ястребиной охоты.
Хорошо известный и наиболее характерный пример такагари-дзу - картина на двух складных ширмах (бёобу-э) из Токийского Национального музея, расписанных Кусуми Морикагэ (久隅守景, ок. 1620-1690) из школы Кано, в которых ястребиная охота на журавлей и цапель разворачивается на фоне зимних рисовых полей.
Помимо картин, изображающих сцены ястребиной охоты, к такагари-дзу иногда относят портреты охотников с ястребами, а также портреты высокородных кугэ или даймё, изображённых вместе с ручными хищными птицами. В храме Сэйкэй-ин (成慶院, префектура Вакаяма) хранится портрет Такэда Сингэна (武田信玄, 1521-1573), который написал Хасэгава Тохаку (長谷川等伯, 1539-1610).
Ещё одной вариацией такагари-дзу являются картины с изображением дрессированных ястребов, сидящих на насесте, - цунагитака-дзу (繋鷹図). Цунагитака-дзу иногда оформлялись в наборах из двенадцати свитков-какэмоно или в формате двенадцатистворчатых ширм, а также на обетных табличках эдака.
«Картины ястребиной охоты» пользовались популярностью в период Эдо среди представителей высшего самурайского сословия, для которых орлы, ястребы и соколы символизировали природную мощь, воинскую доблесть, стремительность и решимость.