Сицунай-юраку-дзу (室内遊楽図) – «картины развлечений в заведениях», разновидность (поджанр) «картин развлечений» (юраку-дзу), а в более широком смысле - «живописи нравов и обычаев» (фудзокуга). Чаще всего на этих картинах изображались определённые заведения для отдыха, такие как «агэя» – дома развлечений, куда обеспеченные клиенты приглашали девушек провести вместе время, или «чайные дома» (茶屋, тяя или хикитэ-тяя), где рекламировали «товар», то есть куртизанок, и где позднее, когда агэя прекратили своё существование, куртизанки обслуживали своих клиентов.
В массовых сценах на «сицунай-юраку-дзу» часто встречаются «жрицы любви» из известных районов Киото, таких как Гион, Камиситикэн возле Китано Тенмангу и Симабара. Например, на одной из так называемых Ширм Содзи (相応寺屏風) из коллекции Художественного музея Токугава, созданных в начале 17 века, изображены сцены в разных комнатах огромного двухэтажного «агая». Множество мужчин купаются, поют, танцуют, пьют и отдыхают вместе с куртизанками. Композиционно, «картины развлечений в заведениях», как и «картины развлечений на открытом воздухе», стали больше фокусироваться на деятельности небольших групп людей, отбрасывая панорамные композиции или мультисценические изображения всего заведения.
Типичным примером «картин развлечений в заведениях» на этом этапе развития жанра служит знаменитая картина на ширме (бёобу-э) первой половины 17 века, известная как «Ширма Хиконэ» (Музей Замка Хиконэ в префектуре Сига). На «Ширме Хиконэ» мы видим относительно крупномасштабные изображения человеческих фигур, размещённых фактически на пустом фоне: группы мужчин и женщин, одетых в роскошные костюмы и развлекающихся музыкой, стихами, играми. Акцент сделан на самих человеческих фигурах, на их позах, видах отдыха и развлечений (популярных в развлекательных районах), на деталях их одежды, включая дизайн ткани кимоно (着物).
«По типу сюжета это произведение близко ширмам «Развлечения женщин» (см. материал о «фудзё-юраку-дзу»), но здесь можно говорить о решении гораздо более сложной художественной задачи. В ширмах «Развлечения женщин» фигуры, будучи сами почти двухмерны, были размещены на нейтральном золотом фоне и в уплощенном пространстве, разворачивающемся параллельно поверхности картины. Все это создавало яркий декоративный эффект, но в то же время схематизированную и упрощенную трактовку образов людей. Силуэт и цветовое пятно как главные средства выразительности применялись тут художником в равной степени для всех изображений.
В ширме Хиконэ мастерская организация художественного пространства, его сложной ритмической структуры служит и более глубокой, неоднозначной обрисовке персонажей. Разное построение всех мизансцен, неповторяющиеся ракурсы фигур, их разнообразные позы и жесты свидетельствуют о том, что художник ищет способы более дифференцированной характеристики своих героев и делает также попытку через внешние приметы - костюмы, аксессуары, немногочисленные бытовые предметы - передать общее настроение и состояние: чувство пресыщенности, скуки, какой-то расслабляющей неги.
Хотя на четырех правых створках фон нейтральный, движения фигур, позы позволяют ощутить трехмерность пространства, его глубину. Но особенно смело и необычно для жанровой живописи первой половины XVII века изображение на двух левых створках: группа играющих в го и слепой музыкант с учениками. За их спинами художник помещает изображение ширмы, на которой написан «старомодный» средневековый пейзаж, и такая деталь оказывается весьма существенной в понимании смысла всего произведения. Это конкретизирует место действия, обозначая, что оно происходит в интерьере, что сразу придает сцене камерное звучание, подчеркивает замкнутость, изолированность от мира, который сам по себе уже не попадает в картину, но присутствует как далекий отзвук, намек в виде нарисованного пейзажа. Знаменательно это косвенное отражение природы в произведении жанровой живописи. Человек, еще совсем недавно с трудом осознававший свое собственное внеприродное бытие, теперь как будто не нуждается в непосредственных контактах с природой и сопоставлении с ней своей жизни. Для героев ширмы Хиконэ предназначенный для созерцания классический пейзаж равнозначен предмету обихода, мебели. Приметами времени становятся не сезоны года, не природные ритмы, а модные костюмы, музыкальные инструменты и т. п. Они создают среду обитания изображенных людей, указывают на их образ жизни, привычки и пристрастия. Это уже совершенно иные герои по сравнению с теми, которые раньше наполняли произведения жанровой живописи. Они лишены кипучей энергии и жажды развлечений, одушевлявших персонажи картин Кано Наганобу или заполнявших кварталы развлечений на ширмах «Сидзёгавара». Значительный демократизм, свойственный прежде изображению человека в жанровой живописи, исчезает и сменяется тягой к аристократичности и изнеженности, что свидетельствует о «перерождении» заказчика, для которого теперь создаются картины. На ширме Хиконэ приковывает внимание фигура слепого музыканта с сямисэном - единственного человека, чье лицо обрисовано иначе, чем все остальные. Он не принадлежит к их миру и находится тут случайно. Изможденные черты придают ему значительность и серьезность. Неизвестный автор ширмы делает шаг к более глубокой характеристике внутренней жизни человека, что оттеняет отсутствие духовности в остальных персонажах картины»1.