Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста

Сицунай-юраку-дзу

Сицунай-юраку-дзу (室内遊楽図) – «картины развлечений в заведениях», разновидность (поджанр) «картин развлечений» (юраку-дзу), а в более широком смысле - «живописи нравов и обычаев» (фудзокуга). Чаще всего на этих картинах изображались определённые заведения для отдыха, такие как «агэя» – дома развлечений, куда обеспеченные клиенты приглашали девушек провести вместе время, или «чайные дома» (茶屋, тяя или хикитэ-тяя), где рекламировали «товар», то есть куртизанок, и где позднее, когда агэя прекратили своё существование, куртизанки обслуживали своих клиентов.

Сцены развлечений (ширмы Содзи)Сцены развлечений (ширмы Содзи). Фрагмент. «Сцены развлечений» (ширмы Содзи). Фрагмент. 17 век
Художественный музей Токугава. Нагоя

В массовых сценах на «сицунай-юраку-дзу» часто встречаются «жрицы любви» из известных районов Киото, таких как Гион, Камиситикэн возле Китано Тенмангу и Симабара. Например, на одной из так называемых Ширм Содзи (相応寺屏風) из коллекции Художественного музея Токугава, созданных в начале 17 века, изображены сцены в разных комнатах огромного двухэтажного «агая». Множество мужчин купаются, поют, танцуют, пьют и отдыхают вместе с куртизанками. Композиционно, «картины развлечений в заведениях», как и «картины развлечений на открытом воздухе», стали больше фокусироваться на деятельности небольших групп людей, отбрасывая панорамные композиции или мультисценические изображения всего заведения.

Ширма ХиконэШирма Хиконэ Ширма Хиконэ. 17 век
Музей Замка Хиконэ. Префектура Сига

Типичным примером «картин развлечений в заведениях» на этом этапе развития жанра служит знаменитая картина на ширме (бёобу-э) первой половины 17 века, известная как «Ширма Хиконэ» (Музей Замка Хиконэ в префектуре Сига). На «Ширме Хиконэ» мы видим относительно крупномасштабные изображения человеческих фигур, размещённых фактически на пустом фоне: группы мужчин и женщин, одетых в роскошные костюмы и развлекающихся музыкой, стихами, играми. Акцент сделан на самих человеческих фигурах, на их позах, видах отдыха и развлечений (популярных в развлекательных районах), на деталях их одежды, включая дизайн ткани кимоно (着物).

Ширма ХиконэШирма Хиконэ. Фрагмент. Ширма Хиконэ. Фрагмент. 17 век
Музей Замка Хиконэ. Префектура Сига

«По типу сюжета это произведение близко ширмам «Развлечения женщин» (см. материал о «фудзё-юраку-дзу»), но здесь можно говорить о решении гораздо более сложной художественной задачи. В ширмах «Развлечения женщин» фигуры, будучи сами почти двухмерны, были размещены на нейтральном золотом фоне и в уплощенном пространстве, разворачивающемся параллельно поверхности картины. Все это создавало яркий декоративный эффект, но в то же время схематизированную и упрощенную трактовку образов людей. Силуэт и цветовое пятно как главные средства выразительности применялись тут художником в равной степени для всех изображений.

В ширме Хиконэ мастерская организация художественного пространства, его сложной ритмической структуры служит и более глубокой, неоднозначной обрисовке персонажей. Разное построение всех мизансцен, неповторяющиеся ракурсы фигур, их разнообразные позы и жесты свидетельствуют о том, что художник ищет способы более дифференцированной характеристики своих героев и делает также попытку через внешние приметы - костюмы, аксессуары, немногочисленные бытовые предметы - передать общее настроение и состояние: чувство пресыщенности, скуки, какой-то расслабляющей неги.

Ширма ХиконэШирма Хиконэ. Фрагмент. Ширма Хиконэ. Фрагмент. 17 век
Музей Замка Хиконэ. Префектура Сига

Хотя на четырех правых створках фон нейтральный, движения фигур, позы позволяют ощутить трехмерность пространства, его глубину. Но особенно смело и необычно для жанровой живописи первой половины XVII века изображение на двух левых створках: группа играющих в го и слепой музыкант с учениками. За их спинами художник помещает изображение ширмы, на которой написан «старомодный» средневековый пейзаж, и такая деталь оказывается весьма существенной в понимании смысла всего произведения. Это конкретизирует место действия, обозначая, что оно происходит в интерьере, что сразу придает сцене камерное звучание, подчеркивает замкнутость, изолированность от мира, который сам по себе уже не попадает в картину, но присутствует как далекий отзвук, намек в виде нарисованного пейзажа. Знаменательно это косвенное отражение природы в произведении жанровой живописи. Человек, еще совсем недавно с трудом осознававший свое собственное внеприродное бытие, теперь как будто не нуждается в непосредственных контактах с природой и сопоставлении с ней своей жизни. Для героев ширмы Хиконэ предназначенный для созерцания классический пейзаж равнозначен предмету обихода, мебели. Приметами времени становятся не сезоны года, не природные ритмы, а модные костюмы, музыкальные инструменты и т. п. Они создают среду обитания изображенных людей, указывают на их образ жизни, привычки и пристрастия. Это уже совершенно иные герои по сравнению с теми, которые раньше наполняли произведения жанровой живописи. Они лишены кипучей энергии и жажды развлечений, одушевлявших персонажи картин Кано Наганобу или заполнявших кварталы развлечений на ширмах «Сидзёгавара». Значительный демократизм, свойственный прежде изображению человека в жанровой живописи, исчезает и сменяется тягой к аристократичности и изнеженности, что свидетельствует о «перерождении» заказчика, для которого теперь создаются картины. На ширме Хиконэ приковывает внимание фигура слепого музыканта с сямисэном - единственного человека, чье лицо обрисовано иначе, чем все остальные. Он не принадлежит к их миру и находится тут случайно. Изможденные черты придают ему значительность и серьезность. Неизвестный автор ширмы делает шаг к более глубокой характеристике внутренней жизни человека, что оттеняет отсутствие духовности в остальных персонажах картины»1.

Ширма ХиконэШирма Хиконэ. Фрагмент. Ширма Хиконэ. Фрагмент. 17 век
Музей Замка Хиконэ. Префектура Сига
1 Николаева Н.С. «Художественная культура Японии XVI столетия», Искусство, Москва, 1986 г. стр. 220-221