Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Ункоку Тоган. Пейзаж. Фрагиент

Ункоку Тоган. Биография

Ункоку Тоган (雲谷等顔, 1547-1618) - японский художник, живший с периода Сэнгоку (воюющих провинций) до начала периода Эдо. Он был основателем школы Ункоку, которая просуществовала до конца периода Эдо. Все представители школы служили в качестве официальных художников (гойо эси) клана Мори.

Су Ши и Пань ЛанУнкоку Тоган. Су Ши и Пань ЛанУнкоку Тоган. Су Ши и Пань ЛанУнкоку Тоган. «Су Ши и Пань Лан»
Музей искусств Кливленда

Ункоку Тоган родился в 1547 году в клане Хара, который базировался в замке Нокоми (уезд Фудзицу) в провинции Хидзэн (современный город Касима, префектура Сага) на севере острова Кюсю. Имя, полученное художником при рождении, - Дзихэй (兵衛), а взрослое личное имя (имина), которое получают мальчики в возрасте от 11 до 15 лет, - Наохару (直治).

Главой клана Хара был на тот момент Хара Наойэ. Будучи даймё провинции Хидзен, Хара Наойэ занимал также пост Бунго-но-ками (губернатор провинции Бунго).

Китайские поэты Тао Юаньмин и Линь ХэцзинУнкоку Тоган. Китайские поэты Тао Юаньмин и Линь ХэцзинУнкоку Тоган. Китайские поэты Тао Юаньмин и Линь ХэцзинУнкоку Тоган. «Китайские поэты Тао Юаньмин и Линь Хэцзин»
Музей азиатских искусств Сан-Фрациско

В трудах по истории живописи периода Эдо Наохару называли вторым сыном Хара Наойэ. Однако исторические документы свидетельствуют о том, что вторым сыном Наойэ был Хара Иетоси, который после падения клана Хара служил в качестве каро (главного вассала) клана Набэсима в Хидзэн. Имя же Наохару в генеалогическом древе семьи Иетоси не упоминается, поэтому в настоящее время общераспространена версия, что Наохару был либо незаконнорождённым (внебрачным) сыном Наойэ, либо сыном другого, менее влиятельного представителя клана Хара.

Ничего не известно о детстве, юности и молодости Хара Наохару. Согласно тем же средневековым источникам, он отказался от пути самурая и отправился в Киото, чтобы обучаться живописи у мастеров школы Кано. Говорят, что его учителями был Кано Сёэй (狩野松栄, 1519-1592) или Кано Эйтоку (狩野永徳, 1543-1590), хотя документальных подтверждений этого факта не сохранилось.

Пейзажи, портреты, цветы и птицыУнкоку Тоган. Пейзажи, портреты, цветы и птицыУнкоку Тоган. Пейзажи, портреты, цветы и птицыУнкоку Тоган. «Пейзажи, портреты, цветы и птицы»
Художественный музей Ивами

Однако в последние годы были обнаружены официальные документы клана Мори с подписью «Кано Тоган». Это подтверждает достаточно тесную связь Тогана со школой Кано, позволявшую ему публично относить себя к этой школе живописи и использовать её фамильное имя.

Предание гласит, что глава клана Хара, Наойэ, был убит в битве в 1584 году, и что впоследствии клан Хара распался. Со смертью Наойэ жизнь Наохару изменилась: он потерял политическое и материальное положение и, очевидно, был вынужден искать средства к существованию. Вскоре он получил предложение поступить на службу к Мори Тэрумото, богатому и могущественному даймё в Западной Японии, в провинции Аки (安芸).

Су Ши и Пань ЛанУнкоку Тоган. Су Ши и Пань ЛанУнкоку Тоган. Су Ши и Пань ЛанУнкоку Тоган. «Су Ши и Пань Лан»
Бостонский музей изящных искусств

Возможно, это произошло по протекции Сасэ Мотоёси (佐世元嘉, 1546-1620), который также служил клану Мори и, согласно некоторым источникам, состоял в родственных отношениях с Наохару (впрочем, характер этих отношений совершенно неясен). Как бы то ни было, но ранние из сохранившихся работ Ункоку Тогана, датируемые концом 80-х годов 16 века, указывают на его связь с кланом Мори.

В 1588 году Кобаякава Такакаге (小早川隆景, 1533-1597), дядя Мори Тэрумото, переехал в провинцию Тикудзэн, в замок Надзима-дзё. Тоган принимал участие в росписи интерьеров этого замка. Одна из сохранившихся росписей кисти Тогана, фусума-э «Вороны и сливовое дерево» (梅に鴉図) в стиле кинпэки, находится в наши дни в коллекции Национального музея Киото. «Вороны и сливовое дерево» отнесены к важным культурным ценностям Японии, а ряд искусствоведов считают их самым значительным произведением этого мастера.

Вороны и сливовое деревоУнкоку Тоган. Вороны и сливовое деревоУнкоку Тоган. Вороны и сливовое деревоУнкоку Тоган. Вороны и сливовое дерево Ункоку Тоган. «Вороны и сливовое дерево»
Национальный музей Киото

Примерно в эти же годы Тоган занимался оформлением интерьеров в покоях настоятеля (ходзё) недавно построенного семейного храма Кобаякава – Обай-ин (黄梅院) – на территории монастыря Дайтоку-дзи в Киото. До наших дней дошли такие фусума-э кисти Тогана, как «Семь мудрецов в бамбуковой роще» (竹林七賢図), «Горы и потоки (Пейзаж)» (山水図), «Гуси и тростник» (芦雁図).

Семь мудрецов в бамбуковой рощеУнкоку Тоган. Семь мудрецов в бамбуковой роще. Фусума-эУнкоку Тоган. Фусума-э
«Семь мудрецов в бамбуковой роще». Фрагмент
Субхрам Обай-ин монастыря Дайтоку-дзи. Киото

Можно сказать, что к 40 годам Ункоку Тоган уже полностью сформировался как художник и выработал свой собственный стиль живописи. Занимая должность отогисю при Мори Тэрумото, Тоган, подобно добосю при сёгунате Асикага, не только выполнял заказы, связанные с живописью, но был также искусен в рэнга и чайной церемонии…

ПейзажУнкоку Тоган. Пейзаж. Фусума-эУнкоку Тоган. Фусума-э
«Горы и потоки (Пейзаж)». Фрагмент
Субхрам Обай-ин монастыря Дайтоку-дзи. Киото

Ещё в 1557 году клан Мори захватил все западные земли клана Оути, в т.ч Ямагути, и Мори стали обладателями творческого наследия Сэссю Тойо (1420-1506), который служил клану Оути в конце 15 века и проживал в Храме-студии «Долина облаков» (Ункоку-ан) поблизости от Ямагути. Находясь на службе у клана Мори, Тоган получил уникальную возможность познакомиться с работами Сэссю и изучить стиль его живописи.

Пейзаж четырёх сезоновУнкоку Тоган. Пейзаж четырёх сезоновУнкоку Тоган. Пейзаж четырёх сезоновУнкоку Тоган. «Пейзаж четырёх сезонов»
Национальный музей Киото

К началу 90-х годов Тоган уверенно овладел стилем Сэссю, и мы знаем, что важное поручение, полученное в 1593 году, обеспечило ему возможность утвердить свою репутацию и известность как художника, работающего в стиле суйбокуга (живопись тушью и водой).

В тот год глава клана Мори, владелец знаменитого «Длинного свитка пейзажей» Сэссю Тойо, поручил Тогану сделать копию этого свитка. (Оба этих свитка, оригинал и копия кисти Тогана, и ныне хранятся в Музее семьи Мори в Ямагути). После успешного исполнения Тоганом данного поручения Мори Тэрумото предоставил ему в пользование храм-студию Сэссю Ункоку-ан («Храм Долины Облаков») и жалование в 100 коку годового дохода.

Длинный свиток пейзажей
Сэссю Тойо. Длинный свиток пейзажей
Сэссю Тойо. «Пейзаж четырёх сезонов». 1486
Музей Мори. Ямагути

Ранее считалось, что именно после этого Наохару взял творческое имя «Тоган» (顔), в котором используется первый символ личного имени Сэссю - «Тойо» (楊). Но упоминавшиеся выше недавно обнаруженные документы клана Мори с подписью «Кано Тоган» говорят о том, что это произошло гораздо раньше.

Зато точно известно, что Тоган более не использовал фамилию Кано. Восхищавшийся и вдохновлявшийся творчеством Сэссю, он изменил свою фамилию на Ункоку (так назывался храм-студия Сэссю) и позже стал основателем новой художественной школы с таким же названием…

Обитель Долины облаковУнкоку-ан - Храм Долины облаков Ункоку-ан - Обитель Долины облаков
(восстановлен в 20 веке)

После битвы при Сэкигахара (1600 г.), клан Мори, сражавшийся на стороне проигравших, потерял часть своих земель, оставив за собой лишь провинции Суо и Нагато. Тоган оставил своего старшего сына Тооку (等屋) в провинции Аки, а сам в 1604 году переехал в Хаги (префектура Ямагути) вслед за кланом Мори.

В 1611 году Ункоку Тоган был возведен в ранг хоккё (法橋, «Божественный Мост»), одно из почётных званий, которые присваивались художникам и врачам Императорским двором. А позже, по некоторым сведениям, Ункоку Тоган получил высший ранг хогэн (法眼, «Око Дхармы»).

Западное Озеро (Озеро Сиху)Ункоку Тоган. Западное Озеро (Озеро Сиху)Ункоку Тоган. «Западное Озеро (Озеро Сиху)»
Мемориальный музей Накамура. Префектура Исикава

Ункоку Тоган умер в 1618 году в возрасте 72 лет. Его могила находится в храме Рёгон-дзи (楞厳寺), пригороде города Хаги, рядом с могилой его старшего сына Тооку, который рано ушёл из жизни.

Читайте далее: «О творчестве Ункоку Тогана»