Ункоку Тоган (雲谷等顔, 1547-1618) - японский художник, живший с периода Сэнгоку (воюющих провинций) до начала периода Эдо. Он был основателем школы Ункоку, которая просуществовала до конца периода Эдо. Все представители школы служили в качестве официальных художников (гойо эси) клана Мори.
Ункоку Тоган родился в 1547 году в клане Хара, который базировался в замке Нокоми (уезд Фудзицу) в провинции Хидзэн (современный город Касима, префектура Сага) на севере острова Кюсю. Имя, полученное художником при рождении, - Дзихэй (兵衛), а взрослое личное имя (имина), которое получают мальчики в возрасте от 11 до 15 лет, - Наохару (直治).
Главой клана Хара был на тот момент Хара Наойэ. Будучи даймё провинции Хидзен, Хара Наойэ занимал также пост Бунго-но-ками (губернатор провинции Бунго).
В трудах по истории живописи периода Эдо Наохару называли вторым сыном Хара Наойэ. Однако исторические документы свидетельствуют о том, что вторым сыном Наойэ был Хара Иетоси, который после падения клана Хара служил в качестве каро (главного вассала) клана Набэсима в Хидзэн. Имя же Наохару в генеалогическом древе семьи Иетоси не упоминается, поэтому в настоящее время общераспространена версия, что Наохару был либо незаконнорождённым (внебрачным) сыном Наойэ, либо сыном другого, менее влиятельного представителя клана Хара.
Ничего не известно о детстве, юности и молодости Хара Наохару. Согласно тем же средневековым источникам, он отказался от пути самурая и отправился в Киото, чтобы обучаться живописи у мастеров школы Кано. Говорят, что его учителями был Кано Сёэй (狩野松栄, 1519-1592) или Кано Эйтоку (狩野永徳, 1543-1590), хотя документальных подтверждений этого факта не сохранилось.
Однако в последние годы были обнаружены официальные документы клана Мори с подписью «Кано Тоган». Это подтверждает достаточно тесную связь Тогана со школой Кано, позволявшую ему публично относить себя к этой школе живописи и использовать её фамильное имя.
Предание гласит, что глава клана Хара, Наойэ, был убит в битве в 1584 году, и что впоследствии клан Хара распался. Со смертью Наойэ жизнь Наохару изменилась: он потерял политическое и материальное положение и, очевидно, был вынужден искать средства к существованию. Вскоре он получил предложение поступить на службу к Мори Тэрумото, богатому и могущественному даймё в Западной Японии, в провинции Аки (安芸).
Возможно, это произошло по протекции Сасэ Мотоёси (佐世元嘉, 1546-1620), который также служил клану Мори и, согласно некоторым источникам, состоял в родственных отношениях с Наохару (впрочем, характер этих отношений совершенно неясен). Как бы то ни было, но ранние из сохранившихся работ Ункоку Тогана, датируемые концом 80-х годов 16 века, указывают на его связь с кланом Мори.
В 1588 году Кобаякава Такакаге (小早川隆景, 1533-1597), дядя Мори Тэрумото, переехал в провинцию Тикудзэн, в замок Надзима-дзё. Тоган принимал участие в росписи интерьеров этого замка. Одна из сохранившихся росписей кисти Тогана, фусума-э «Вороны и сливовое дерево» (梅に鴉図) в стиле кинпэки, находится в наши дни в коллекции Национального музея Киото. «Вороны и сливовое дерево» отнесены к важным культурным ценностям Японии, а ряд искусствоведов считают их самым значительным произведением этого мастера.
Примерно в эти же годы Тоган занимался оформлением интерьеров в покоях настоятеля (ходзё) недавно построенного семейного храма Кобаякава – Обай-ин (黄梅院) – на территории монастыря Дайтоку-дзи в Киото. До наших дней дошли такие фусума-э кисти Тогана, как «Семь мудрецов в бамбуковой роще» (竹林七賢図), «Горы и потоки (Пейзаж)» (山水図), «Гуси и тростник» (芦雁図).
Можно сказать, что к 40 годам Ункоку Тоган уже полностью сформировался как художник и выработал свой собственный стиль живописи. Занимая должность отогисю при Мори Тэрумото, Тоган, подобно добосю при сёгунате Асикага, не только выполнял заказы, связанные с живописью, но был также искусен в рэнга и чайной церемонии…
Ещё в 1557 году клан Мори захватил все западные земли клана Оути, в т.ч Ямагути, и Мори стали обладателями творческого наследия Сэссю Тойо (1420-1506), который служил клану Оути в конце 15 века и проживал в Храме-студии «Долина облаков» (Ункоку-ан) поблизости от Ямагути. Находясь на службе у клана Мори, Тоган получил уникальную возможность познакомиться с работами Сэссю и изучить стиль его живописи.
К началу 90-х годов Тоган уверенно овладел стилем Сэссю, и мы знаем, что важное поручение, полученное в 1593 году, обеспечило ему возможность утвердить свою репутацию и известность как художника, работающего в стиле суйбокуга (живопись тушью и водой).
В тот год глава клана Мори, владелец знаменитого «Длинного свитка пейзажей» Сэссю Тойо, поручил Тогану сделать копию этого свитка. (Оба этих свитка, оригинал и копия кисти Тогана, и ныне хранятся в Музее семьи Мори в Ямагути). После успешного исполнения Тоганом данного поручения Мори Тэрумото предоставил ему в пользование храм-студию Сэссю Ункоку-ан («Храм Долины Облаков») и жалование в 100 коку годового дохода.
Ранее считалось, что именно после этого Наохару взял творческое имя «Тоган» (等顔), в котором используется первый символ личного имени Сэссю - «Тойо» (等楊). Но упоминавшиеся выше недавно обнаруженные документы клана Мори с подписью «Кано Тоган» говорят о том, что это произошло гораздо раньше.
Зато точно известно, что Тоган более не использовал фамилию Кано. Восхищавшийся и вдохновлявшийся творчеством Сэссю, он изменил свою фамилию на Ункоку (так назывался храм-студия Сэссю) и позже стал основателем новой художественной школы с таким же названием…
После битвы при Сэкигахара (1600 г.), клан Мори, сражавшийся на стороне проигравших, потерял часть своих земель, оставив за собой лишь провинции Суо и Нагато. Тоган оставил своего старшего сына Тооку (等屋) в провинции Аки, а сам в 1604 году переехал в Хаги (префектура Ямагути) вслед за кланом Мори.
В 1611 году Ункоку Тоган был возведен в ранг хоккё (法橋, «Божественный Мост»), одно из почётных званий, которые присваивались художникам и врачам Императорским двором. А позже, по некоторым сведениям, Ункоку Тоган получил высший ранг хогэн (法眼, «Око Дхармы»).
Ункоку Тоган умер в 1618 году в возрасте 72 лет. Его могила находится в храме Рёгон-дзи (楞厳寺), пригороде города Хаги, рядом с могилой его старшего сына Тооку, который рано ушёл из жизни.
Читайте далее: «О творчестве Ункоку Тогана»