Огури Сотан (小栗宗湛, 小栗宗丹, 1413 – 1481) – японский художник, живший в период Муромати. Традиционно считается учеником и преемником Тэнсё Сюбуна. Получил признание уже при жизни и служил официальным художником (гойо-эси) семьи сёгуна Асикага Ёсимаса. Согласно некоторым источникам учеником Сотана был основатель школы Кано - Масанобу.
Так же, как в отношении многих других исторических персонажей этого периода, проживавших в Киото, сведения о жизни и творчестве Огури Сотан необычайно скудны. Смута годов Онин превратила Киото в руины. Почти все крупнейшие и важнейшие монастыри Киото были сожжены, а вместе с постройками сгорели и все хранившиеся там архивы…
Настоящее имя Сотана, полученное им при рождении – Сукэсигэ. Огури Сукэсигэ родился в семье крупных военачальников (бусё). Род Огури, к которому он принадлежал, проживал в исторической провинции Хитати (в наше время – префектура Ибараки) в регионе Канто. Став совершеннолетним, Сукэсигэ взял себе взрослое имя (адзана) – Косабуро (или Кодзиро).
В начале 14 века продержавшийся более столетия камакурский сёгунат рухнул. На смену ему пришли утвердившиеся в Киото сёгуны из клана Асикага. При сёгунах Асикага, в период Северного и Южного дворов, в регионе Канто, где находилась бывшая столица Камакура, сложилась сложная система управления. Должность руководившего регионом представителя сёгунов Асикага называлась канто-кубо или камакура-кубо. Главным помощником канто-кубо был канто-канрей, которого также назначал и снимал с должности лично сёгун.
Помимо этого ряд влиятельных провинциальных военачальников (бусё), которые территориально подпадали под юрисдикцию канто-кубо, фактически подчинялись непосредственно сёгуну, находившемуся в Киото. Таких бусё называли «киото-футисю» или «киотоские самураи». Семья Огури, в том числе и сам Огури Сукэсигэ, принадлежала к числу этих «киото-футисю».
Согласно историческим хроникам в 1422 году отец (или старший брат) Сукэсигэ – Огури Мицусигэ восстал против правителя региона Канто - Асикага Мотиудзи. Асикага Мотиудзи был влиятельной фигурой, потомком Асикага Такаудзи (основателя сёгуната Асикага) и претендовал на должность сёгуна после смерти Асикага Ёсимоти. В 1423 году войска Мотиудзи подавили мятеж, клан Огури был наказан за непослушание и разорён.
Однако через 15 лет, в 10 год эры Эйкё, то есть в 1438 году, в регионе Канто начались военные действия, вошедшие в историю под названием «Война годов Эйкё». Она назревала давно из-за противостояния сёгуна Асикага Ёсинори и его родственника, Асикага Мотиудзи. Поводом для открытого противостояния послужил конфликт, который произошёл между Мотиудзи и Норидзанэ Уэсуги, занимавшим пост канто-канрея. Ёсинори Асикага встал на сторону Норидзанэ, провозгласил Мотиудзи «врагом императорской династии» и отправил войска в Камакура с приказом подчинить своевольного родственника.
Войска Мотиудзи были разбиты, а сам он совершил сэппуку. Война ещё какое-то время продолжалась, так как бежавшие сыновья Мотиудзи, нашедшие поддержку у даймё Уки Удзитомо, продолжили сопротивление. В сражениях против войск сыновей Мотиудзи участвовал Огури Сотан (тогда еще Огури Косабуро). За проявленную в бою отвагу он был восстановлен в правах на утраченные ранее территории и резиденцию клана Огури.
В 1455 году Огури Косабуро был вовлечён в новое военное противостояние (Война Кётоку), теперь уже между кланом Уэсуги и новым канто-кубо, Асикага Сигэудзи, сыном поверженного Мотоудзи. В результате этого конфликта Огури Косабуро вновь лишился своих земель и имущества и был вынужден постричься в монахи.
Последующие исторические хроники уже рассказывают о Косабуро как о монахе в монастыре Дайтоку-дзи в Киото. Там он практиковал Дзен под руководством Ёсо Сои (養叟宗頤, 1376-1458). Ёсо Сои дал Косабуро буддийское имя (дого) - Кано Сотан (礀翁宗湛). Именно под именем Сотан бывший самурай вошёл в историю японской живописи.
После смерти своего дзенского наставника в 1458 году Сотан перешёл в дзенский монастырь Сёкоку-дзи, входивший в систему годзан («пять гор») Киото. Там в это время располагалась Художественная Академия, которую возглавлял Тэнсё Сюбун. Там же проживал всемирно известный в наши дни ученик Сюбуна Сэссю Тойо. В Сёкоку-дзи Сотан стал учеником Сюбуна. Когда именно раскрылись природные дарования бывшего самурая Сотана, его несомненный художественный талант, история умалчивает. (Некоторые исследователи полагают, что Сотан начал обучаться живописи под руководством Бунсэя (文清) ещё во время пребывания в Дайтоку-дзи). Но за несколько лет пребывания в Сёкоку-дзи и обучения у Сюбуна Огури Сотан добился огромных успехов на этом поприще.
Примерно в эру Тёроку (1457-1461) Сотан написал картину «Бамбук, Просветление и четыре монаха», которая принесла ему известность и признание. Дзенский монах из Сёкоку-дзи Кикей Синдзуи (季瓊真蘂, 1401-1469), служивший смотрителем башни Инрю-кен (蔭涼軒主) в субхраме Рокуо-ин (鹿苑院), дал Огури Сотану ещё одно творческое имя (га-го) – «Дзибоку» (自牧), в честь легендарного китайского художника и чаньского монаха Му Ци (牧谿), которого в Японии называли Моккей. Такое сравнение говорит о высоком признании таланта Сотана как художника. Столетием раньше подобной чести удостоился другой японский художник Мокуан Рэйен, которого в Китае признали «вторым воплощением Му Ци».
В 1462 году высокопоставленный дзенский монах Кисэн Сюсё (1424-1493), занимавший пост сороку-си при сёгунате и настоятеля субхрама Унтё-ин в Сёкоку-дзи, построил для себя личные покои (ходзё), которые назвал «Сёдзен-кен» («Сосна и Дзен»). По просьбе Кисэна Огури Сотан оформлял внутренний интерьер «Сёдзен-кен». Исторические документы говорят о созданных Сотаном фусума-э (картины-росписи на раздвижных перегородках) на классическую тему «Восемь видов Сяосян». Эти фусума-э увидел и высоко оценил сёгун Асикага Ёсимаса, и в следующем 1463 году Огури Сотан назначается на должность официального художника семьи сёгуна (гойо-эси).
Это назначение произошло после смерти Тэнсё Сюбуна, который ранее занимал эту должность и был учителем живописи Сотана и Сэссю Тойо. Сёгунат определил Сотану такое же жалованье, как у его предшественника Сюбуна. Это свидетельствует о том, что к этому времени Сотан уже получил высочайшее признание как художник, мастер суйбокуга или кара-э, китайского стиля живописи.
Согласно тем же историческим документам, находясь в должности гойо-эси, Сотан по заказу сёгуната расписывал фусума в Такакура Госё (高倉御所). Сандзё Такакура-доно или Такакура Госё – одна из личных резиденций клана Асикага. В 14 веке в Такакура Госё проживал младший брат основателя сёгуната Асикага – Асикага Тадаёси. В 15 веке там временно проживал Асикага Ёсимаса, пока не переехал в Серебряный Павильон (Гинкаку-дзи) в Хигасияма. За Такакура Госё последовали аналогичные работы Огури Сотана в храмах Унтаку-Кен (雲沢軒) и Исияма-дера (石山寺).
Помимо фусума Сотан расписывал вееры и создавал традиционные картины в форме какэмоно (висящих свитков). Любимым жанром Сотана был катёга («цветы и птицы»). Известно также, что он рисовал пейзажи во время своего пребывания на горячих источниках в Арима-Онсен. Если Сюбуна считали мастером пейзажного стиля ко-эн-сансуй (高遠 山水), то Огури Сотан был мастером хэй-эн-сансуй (平遠 山水). (Хэй-эн-сансуй - пейзажная живопись, изображающая лес, водный поток и лодочника в широком ракурсе).
Несмотря на сохранившиеся в исторических документах многочисленные записи о выполненных Сотаном работах, относящиеся к 1462-1473 гг., ни одна из расписанных им фусума не сохранилась.
Современные исследователи полагают, что следы кисти Огури Сотана могли сохраниться на фусума-э «Дикие гуси в тростниках», подписанных его сыном Огури Сокэем (宗継). В Национальном музее Киото хранятся фусума-э, которые Огури Сокей, сын Сотана, выполнил для субхрама Ютоку-ин в дзенском монастыре Дайтоку-дзи. Предполагают, две панели из вышеуказанных фусума - «Дикие гуси в тростниках» - это незаконченная работа Огури Сотан. Уже после его смерти работу над ними завершил его сын - Огури Сокей – и подписал их своим именем.
Помимо Сокэя у Сотана был еще один сын – Сорицу (宗栗). После смерти Сотана его сыновья основали художественную школу, которая в отличие от школы Кано не получила известности и развития.
Огури Сотана нельзя уже в полной мере отнести к плеяде дзенских художников. В дзенский монастырь он попал в довольно зрелом возрасте и не по зову сердца, а под давлением обстоятельств. Сотан фактически стал первым в ряду самураев-художников, потеснивших с Олимпа своих дзенских собратьев, дзенрин-гасо. Начиная с Сотана и его преемника Кано Масанобу, должности официальных художников семьи сёгунов занимали выходцы из самурайского сословия, все - представители школы Кано, за исключением самого Сотана. Глубоко символичным видится в этой связи буддийское имя, полученное художником от своего дзенского мастера из Дайтоку-дзи, - Кано Сотан. Принимая во внимание полное имя Сотана – Кано Сотан – и тот факт, что ряд источников называют его учителем Кано Масанобу, именно Сотана (с известной долей иронии) можно считать фактическим родоначальником школы Кано!