zenso instagram 30Группа в Фейсбук Красота как Путьzenso video mail 30

+7 916 674-6680

Корзина пуста
Сэссон Сюкэй. Пейзаж в лунном свете

Сэссон Сюкэй (биография)

Сэссон Сюкэй, или Сессон Сюкей (яп. 雪村周継) – японский дзенский монах-художник (дзенрин гасо), живший и творивший в конце периода Муромати, в период Сэнгоку (воюющих провинций) и в период Адзути-Момояма.

Личное имя художника – Сюкэй. Фамилия – Сатакэ. «Сэссон» - его творческий псевдоним, означающий «Снежная Деревня». Помимо этого псевдонима художник использовал в своём творчестве множество других: Дзокей, Тюкёсай, Сюкёсай, Тамура Хейдзо и Какусэн Родзин.

АвтопортретСэссон Сюкэй. АвтопортретСэссон Сюкэй. АвтопортретСэссон Сюкэй. «Автопортрет»

Достоверные сведения о годе его рождения и смерти в исторических документах не сохранились. Существующие датировки (1504 г. – после 1589 г.) основываются на сохранившейся многостворчатой ширме с «Восемью видами рек Сяо и Сян», принадлежащей кисти Сэссона Сюкэя. На ширме присутствует автограф самого автора, в котором он указывает дату росписи ширмы – 17-й год эры Тэнсё (1589 год) – и свой возраст – 86 лет. Таким образом, год рождения Сэссона был определён как 1504, а год смерти – не ранее, чем 1589.

Пейзаж со скалистым обрывомСэссон Сюкэй. Пейзаж со скалистым обрывомСэссон Сюкэй. «Пейзаж со скалистым обрывом»

Родился Сэссон в городке Ота исторической провинции Хитати, в самурайском клане Сатакэ. Отец Сюкэя был крупным военачальником (букэ). Согласно «Хонтё Гаси» (Истории живописи Японии) Сэссон был старшим сыном в семье и должен быть стать наследником отца и главой клана. Но судьба распорядилась иначе. Отец женился повторно, усыновил детей второй жены и назначил своим наследником сводного брата Сэссона. А Сэссон, в соответствии с общепринятой практикой, был отдан в семейный монастырь клана Сатакэ - Сёсо-дзи (正宗寺). «В те времена в буддийских монастырях проводили детство и отрочество все отпрыски знатных семейств за исключением старших сыновей. Но лишь меньшая часть их связывали себя монашескими обетами и оставались в монастырях на всю жизнь. Большинство же после нескольких лет обучения, в котором не меньше внимания, нежели медитации и прочей религиозной практике, уделялось классическому китайскому образованию, выходили в мир, приобретя необходимые культурному человеку познания»1. По некоторым данным монахом-основателем Сёсо-дзи был сам Мусо Сосэки, а значит, монастырь принадлежал дзенской линии Риндзай и сам Сэссон также принадлежал этой школе Дзен.

Мусо Сосэки (портреты)Мусо Сосэки (портрет)Мусо Сосэки (портрет)

Версия о принадлежности Сэссона к дзенской школе Сото, восходящая к статье о Сэссоне в Британской Энциклопедии, не подтверждается ни одним из современных японских источников, содержащих биографические сведения о нём. По-видимому, эта ошибка базируется на информации о сохранившемся до наших дней одноимённом монастыре Сёсо-дзи в префектуре Гифу. Этот монастырь действительно принадлежит дзенской линии Сото, но лишь с 1596 года. До этого монастырь принадлежал буддийской школе Сингон.

Цапли и Слива | Цапли в ивахСэссон Сюкэй. Цапли и СливаСэссон Сюкэй. Цапли в ивахСэссон Сюкэй. «Цапли и Слива» (вверху)
Сэссон Сюкэй. «Цапли в ивах» (внизу)

Есть ещё одно распространённое заблуждение, касающееся происхождения имени «Сюкэй». Пишут, что Сэссон глубоко почитал творчество Сэссю и Сюбуна. Поэтому первый иероглиф (雪) своего псевдонима «Сэссон» (雪村, «Снежная деревня») он взял из псевдонима «Сэссю» (雪舟, «Снежная лодка»). А первый иероглиф (周) из имени «Сюкэй» (周継) он якобы взял из имени Сюбуна (周文), учителя живописи Сэссю Тойо. Относительно псевдонима «Сэссон» - всё верно. А вот «Сюкэй» (согласно большинству источников) – это личное имя художника (имина). И значит, он получил его от родителей при рождении, или, в крайнем случае, от своего буддийского наставника в дзенском монастыре в раннем возрасте. Так или иначе, Сэссон не выбирал себе имя Сюкэй самостоятельно… Более того, исследователи, придерживающиеся версии о том, что имя Сюкэй было получено в монастыре Сёсо-дзи, подчёркивают, что иерголиф «周» - это торидзи, общий иероглиф для имён последователей линии Мусо Сосэки. И это, по их мнению, косвенно подтверждает принадлежность Сэссона к школе Риндзай. Всё вышесказанное касается происхождения имени «Сюкэй», но не отрицает возможности того, что Сэссон почтительно относился к творчеству Сюбуна.

Чтение в бамбуковой рощеЧитая в бамбуковой роще. Сюбун Сюбун Тенсё.
«Чтение в одинокой хижине в бамбуковой роще»

Как уже было сказано выше, дзенский монастырь Сёсо-дзи был возведён на средства клана Сатакэ и был семейным монастырём клана. Там хранилось множество культурных ценностей, в том числе произведения живописи, которые оказали определённое влияние на художественный стиль Сэссона. Однако учился ли он живописи целенаправленно и кто был его учителем, неизвестно. «В молодые годы Сэссон зарабатывал на жизнь продажей расписанных им вееров. Занятие это было довольно традиционным для большинства художников средневековой Японии. Важность веера как этикетной детали костюма обусловила массовый спрос на эту художественно-декоративную продукцию. Самые значительные мастера, не исключая Сэссю, занимались росписью вееров».

Горы, река, дома и лунаСэссон Сюкэй. Горы, река, дома и луна. Расписанный веерСэссон Сюкэй. «Пейзаж: горы, река, дома и луна». Расписанный веер

Ближе к 40 годам Сэссон покинул монастырь Сёсо-дзи и стал впоследствии странствующим монахом. В 1542 году, согласно сохранившимся сведениям, он ещё проживал в Ота и изучал стиль и технику живописи Сэссю Тойо. К этому же времени (1542 год) относится создание приписываемого Сэссону трактата о живописи «Сэцумон тэйси» (яп. 説門弟資, «Основные советы для учеников»).

Даосские Бессмертные Люй Хайчань (Сяма) и Ли ТегуайСэссон Сюкэй. Люй Хайчань (Сяма)Сэссон Сюкэй. Ли ТегуайСэссон Сюкэй. «Люй Хайчань (Сяма)» (вверху)
Сэссон Сюкэй. «Ли Тегуай» (внизу)

Сэссон называл себя учеником Сэссю и помимо изучения творчества своего Учителя живописи (с которым он был даже не знаком) Сэссон вдохновенно постигал творчество китайских чаньских монахов-художников Му Ци и Жофэнь Юйцзяня, в том числе копируя их картины, так же, как это делал в своё время Сэссю Тойо. Две из трёх сохранившихся версий «Восьми видов рек Сяо и Сян», принадлежащих кисти Сэссон Сюкэя, написаны в стиле Му Ци и Юйцзяня соответственно. Один из свитков хранится в наши дни в Музее Масаки в Осака, второй – в частной коллекции.

Восемь видов рек Сяо и СянСэссон Сюкэй. Восемь видов рек Сяо и СянСэссон Сюкэй. «Восемь видов рек Сяо и Сян» (фрагмент)

С середины 40-х годов 16 века он много путешествовал по различным местам в регионах Тохоку и Канто. Кано Ицукей (狩野一渓, 1599-1662), ученик Кано Мицунобу и автор первого известного труда по истории японской живописи («Тансэй Дзякубоку Сю»), сообщает, что в 1546 году Сэссон побывал в Айдзу, где обучал даймё Асина Мориудзи (蘆名盛氏) методам экспертизы и оценки живописи. В 1550 году Сэссон посетил Одавару, вотчину клана Ходзё, и Камакура. Он познакомился и общался не только с известными художниками, но и с высокопоставленными дзенскими монахами. Среди них - Итэн Сосэй (以天宗清), 83-й настоятель Дайтоку-дзи и монах-основатель (кайсан) монастыря Соун-дзи (早雲寺), Дайсицу Сосэки (大室宗碩), второй настоятель Соун-дзи и Кейсё Сюсуй (景初 周随), 151-й настоятель Энгаку-дзи. К этому периоду (1550 год) относится создание портрета Итэна Сосэя.

Монастырь Дайтоку-дзи
Slider

Следует обратить внимание на то, что и Дайтоку-дзи, и Энгаку-дзи, и Соун-дзи – дзенские монастыри, принадлежащие линии Риндзай. В период Муромати Энгаку-дзи входил в систему годзан («пяти гор») Камакура, а Дайтоку-дзи был важнейшим монастырём линии Отокан. Это лишний раз подтверждает несостоятельность версии о принадлежности Сэссона к школе Сото.

Монастырь Энгаку-дзи. Камакура
Slider

В Одаваре Сэссон прожил более 10 лет, предположительно в монастыре Соун-дзи. Известно, что он стал наставником Дзен местного даймё Ходзё Удзимаса (北条氏康). Именно благодаря поддержке таких покровителей, как даймё Асина Мориудзи и Ходзё Удзимаса, и настоятелей крупных дзенских монастырей Итэн Сосэя и Кейсё Сюсуя, Сэссон обрёл известность и признание как художник. Поскольку он никогда в жизни не бывал в Киото, пребывание в Одавара и Камакура стали важным периодом в его жизни и творчестве. Там Сэссон получил возможность в полной мере прикоснуться к китайской живописи и работам своих предшественников в период Муромати.

Соун-дзи. Наши дниСоун-дзи. Наши дни

В начале 60-х годов он поселился в Осю (奥州) в исторической провинции Муцу (陸奥, современная префектура Фукусима), неподалёку от города Корияма (郡山), и прожил там в уединении всю оставшуюся жизнь под патронажем клана Михару Тамура (田村氏). Клан Тамура построил для Сэссона павильон-студию, наподобие Ункоку-ан. Очевидно, именно в этот период времени Сэссон использовал ещё один псевдоним - Тамура Хейдзо.

По некоторым сведениям Сэссон стал кайсаном (монахом-основателем) дзенского храма Фукусю-дзи (福集寺) на территории Михару (родового замка клана Тамура) и там же был похоронен после смерти. А уже позднее, в период Эдо, на месте разрушенного Фукусю-дзи в память о художнике был возведён храм-обитель Сэссон-ан (雪村庵).

Сэссон-анСэссон-ан

В 1589 году, в возрасте 86 лет, Сэссон был активен как художник и написал третью версию картин из цикла «Восьми видов рек Сяо и Сян». Как видим, Сэссон прожил очень долгую жизнь и оставил яркий и уникальный след в истории японской живописи.

Могила Сэссона СюкэяСэссон-ан. Могила Сэссона Сюкэя
1 Штейнер Е.С. «Иккю Содзюн». Москва, 1987 г., стр.24