Дзёсэцу (如拙, середина 14 в. – 1428(9) г.) – японский дзенский художник-монах (га-со) периода Муромати, известный представитель японской монохромной живописи тушью - суми-э или суйбокуга. Его монашеское имя (до-го) – Тайко.
В субхраме Рёсоку-ин дзенского монастыря Кэннин-дзи в Киото хранится приписываемая кисти Дзёсэцу картина «Патриархи трех учений» (или «Единство трёх вер») с портретами Будды, Лао-Цзы и Конфуция. Из комментария к этой картине известно, что псевдоним «Дзёсэцу» художнику дал Дзэккай Тюсин (絶海中津, 1334-1405) – высокопоставленный дзенский монах-поэт школы Риндзай. «Дзёсэцу» означает «неотёсанный, несовершенный». Но в устах Дзэккая это был большой комплимент, который отсылает нас к великому творению Лао-цзы – «Дао-де-дзин». Там Лао-цзы пишет, что великие мудрецы древности «были простыми подобно неотделанному дереву». И далее: «Великое совершенство похоже на несовершенное, великая прямота похожа на кривизну».
Дзёсэцу родился предположительно в середине 14-го столетия. Согласно «Хонтё Гаси» («Истории японской живописи») он был родом с острова Кюсю. Дзэккай Тюсин в своём комментарии к картине «Ветка цветущей сливы» из коллекции Художественного музея Масаки, приписываемой кисти Дзёсэцу, также указывает, что автор картины – родом с острова Кюсю.
В период Эдо представители школы Кано ошибочно утверждали, что Дзёзецу был китайским художником, иммигрировавшим в Японию в конце 14 века. В настоящее время эта теория не находит своего подтверждения, хотя и воспроизводится в некоторых западных изданиях.
Есть и ещё одна версия касательно происхождения Дзёсэцу и времени его прибытия в Японию. Согласно этой версии «Дзёсэцу почитается за корейца, прибывшего на японские острова около 1404 года». Такой версии, в частности, придерживалась известная на Западе исследовательница японской культуры доктор Ковелл1.
Эта ошибочная версия, возможно, уходит корнями ко времени выхода в свет в конце 17 века «Истории японской живописи» («Хонтё Гаси») и тесно связана с историей ещё одного японского художника – Бунсэя, которого до начала 20-го века отождествляли с Дзёсэцу Тайко.
Шестой том «Истории японской живописи», добавленный Кано Эйно (狩野永納, 1631-1697) в 1693 году, был озаглавлен «Хонтё Гаин» (本朝画印, «Печати живописцев нашего государства») и представлял собой сборник образцов печатей японских художников. Именно в «Хонтё Гаин» Эйно заявил, что печать с надписью «Бунсэй» принадлежала Дзёсэцу Тайко.
Причиной этой ошибки послужило, возможно, следующее обстоятельство. До наших дней дошло несколько образцов корейской пейзажной живописи в стиле суйбокуга с печатью «Бунсэй». Иные идентификационные признаки (подписи или комментарии) на указанных картинах отсутствуют. Но контейнер для хранения свитка «Парусники, возвращающиеся с дальнего берега» из цикла «Восемь видов рек Сяо и Сян» (Художественный музей Сэйкадо Бунко) содержит сопроводительную надпись, из которой следует, что автором картины является некто Дзёсэцу (如雪). Видимо, Кано Эйно ошибочно отождествил автора картины Дзёсэцу (如雪) с известным японским художником Тайко Дзёсэцу (如拙), хотя их имена записываются разными иероглифами. Поскольку приписанная таким образом Дзёсэцу картина «Парусники, возвращающиеся с дальнего берега» была ввезена в Японию из Кореи, у некоторых исследователей и возникло предположение о корейском происхождении Тайко Дзёсэцу…
Обосновавшись в Киото, Дзёсэцу жил в монастыре Сёкоку-дзи, входившим в систему годзан («Пять гор») - сеть важнейших дзенских монастырей Японии.
Для Дзёсэцу, как и для других дзенских художников, живопись была одним из путей самосовершенствования, частью духовных практик. По некоторым данным Дзёсэцу учился живописи у Китидзана Минтё (Тё Дэнсу). А среди учеников Дзёсэцу – великий японский художник Сюбун Тенсё, учитель Сэссю Тойо.
Первое упоминание о Дзёсэцу мы находим в дневнике Дзуйкэя Сюхо (瑞渓周鳳, 1392-1473), дзенского монаха из Сёкоку-дзи. Чуть более подробные сведения – в «Хонтё Гаси» (Истории живописи Японии).
Известно, что в начале 15 века Дзёсэцу добился большой известности в художественных кругах при Асикага Ёсимоти и занимал должность гойо-эси (официального художника) семьи сёгуна. Дзёсэцу считается основателем и первым главой э-докоро (департамента-студии живописи) при сёгунате Асикага в Киото. В 1405 году по указанию сёгуна Дзёсэцу отправился на остров Сикоку, чтобы выполнить надпись на каменной стеле в память о знаменитом дзэнском наставнике Мусо Сосэки (1275—1351).
До нашего времени дошли только две картины, которые принадлежат кисти Дзёсэцу с огромной долей уверенности. Одна из них, самая известная, - «Ловля сома с помощью тыквы-горлянки» - была написана по указанию сёгуна Ёсимоти в промежутке с 1413 по 1415 годы. В наше время картина находится в субраме Тайдзо-ин дзенского монастыря Мёсин-дзи (Киото).
Вторая картина - «Ван Сиджи расписывает веера», находящаяся в Национальном музее в Киото.
Сохранилось ещё пять работ, которые приписываются кисти Дзёсэцу. Выше уже упоминались - «Ветка цветущей сливы» с хвалебным комментарием Дзэккай Тюсина из коллекции Художественного музея Масаки и «Патриархи трех учений» из коллекции субхрама Рёсоку-ин монастыря Кэннин-дзи. Ещё одна работа Дзёсэцу на аналогичную тему («Патриархи трех учений») находится в коллекции Берлинского музея азиатских искусств. В коллекции субхрама Рёко-ин (龍光院) монастыря Дайтокудзи хранится роспись ширмы (бёобу-э) «Четыре благородных искусства».
Ряд картин, приписываемых Дзёсэцу, дошёл до наших дней лишь в более поздних копиях. Например, копия 19 века кисти Кано Сэйсэнъин «Трое смеющихся в тигровой балке» из коллекции Токийского национального музея.
Умер Дзёсэцу предположительно в 1428 или 1429 году, так как с этого времени официальным художником (гойо-эси) семьи сёгуна и магистром Академии художеств становится ученик Дзёсэцу - Тэнсё Сюбун.