Чайный стиль ХигасиямаКрасота как Путь. Чайный стиль Хигасияма
Ветка Сакуры
Корзина пуста
Храм Сёкокудзи в Киото

Биография Дзёсэцу

Дзёсэцу (如拙, середина 14 в. – 1428(9) г.) – японский дзенский художник-монах (га-со) периода Муромати, известный представитель японской монохромной живописи тушью - суми-э или суйбокуга. Его монашеское имя (до-го) – Тайко.

Храм Сёкоку-дзи
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
Храм Сёкоку-дзи. Киото
 

В субхраме Рёсоку-ин дзенского монастыря Кэннин-дзи в Киото хранится приписываемая кисти Дзёсэцу картина «Патриархи трех учений» (или «Единство трёх вер») с портретами Будды, Лао-Цзы и Конфуция. Из комментария к этой картине известно, что псевдоним «Дзёсэцу» художнику дал Дзэккай Тюсин (絶海中津, 1334-1405) – высокопоставленный дзенский монах-поэт школы Риндзай. «Дзёсэцу» означает «неотёсанный, несовершенный». Но в устах Дзэккая это был большой комплимент, который отсылает нас к великому творению Лао-цзы – «Дао-де-дзин». Там Лао-цзы пишет, что великие мудрецы древности «были простыми подобно неотделанному дереву». И далее: «Великое совершенство похоже на несовершенное, великая прямота похожа на кривизну».

Патриархи трех ученийДзёсэцу. Патриархи трех ученийДзёсэцу. Патриархи трех учений Дзёсэцу. «Патриархи трех учений»
Субхрам Рёсоку-ин монастыря Кэнниндзи. Киото

Дзёсэцу родился предположительно в середине 14-го столетия. Согласно «Хонтё Гаси» («Истории японской живописи») он был родом с острова Кюсю. Дзэккай Тюсин в своём комментарии к картине «Ветка цветущей сливы» из коллекции Художественного музея Масаки, приписываемой кисти Дзёсэцу, также указывает, что автор картины – родом с острова Кюсю.

Ветка сливыДзёсэцу. Ветка сливыДзёсэцу. Ветка сливы Дзёсэцу. «Ветка сливы» (слева)
Дзёсэцу. «Ветка сливы». Фрагмент (справа)
Художественный музей Масаки

В период Эдо представители школы Кано ошибочно утверждали, что Дзёзецу был китайским художником, иммигрировавшим в Японию в конце 14 века. В настоящее время эта теория не находит своего подтверждения, хотя и воспроизводится в некоторых западных изданиях.

Есть и ещё одна версия касательно происхождения Дзёсэцу и времени его прибытия в Японию. Согласно этой версии «Дзёсэцу почитается за корейца, прибывшего на японские острова около 1404 года». Такой версии, в частности, придерживалась известная на Западе исследовательница японской культуры доктор Ковелл1.

Эта ошибочная версия, возможно, уходит корнями ко времени выхода в свет в конце 17 века «Истории японской живописи» («Хонтё Гаси») и тесно связана с историей ещё одного японского художника – Бунсэя, которого до начала 20-го века отождествляли с Дзёсэцу Тайко.

Шестой том «Истории японской живописи», добавленный Кано Эйно (狩野永納, 1631-1697) в 1693 году, был озаглавлен «Хонтё Гаин» (本朝画印, «Печати живописцев нашего государства») и представлял собой сборник образцов печатей японских художников. Именно в «Хонтё Гаин» Эйно заявил, что печать с надписью «Бунсэй» принадлежала Дзёсэцу Тайко.

«Хонтё Гаси»Хонтё Гаси. Истории живописи Японии. «Хонтё Гаси» (Истории живописи Японии). 1691 год

Причиной этой ошибки послужило, возможно, следующее обстоятельство. До наших дней дошло несколько образцов корейской пейзажной живописи в стиле суйбокуга с печатью «Бунсэй». Иные идентификационные признаки (подписи или комментарии) на указанных картинах отсутствуют. Но контейнер для хранения свитка «Парусники, возвращающиеся с дальнего берега» из цикла «Восемь видов рек Сяо и Сян» (Художественный музей Сэйкадо Бунко) содержит сопроводительную надпись, из которой следует, что автором картины является некто Дзёсэцу (如雪). Видимо, Кано Эйно ошибочно отождествил автора картины Дзёсэцу (如雪) с известным японским художником Тайко Дзёсэцу (如拙), хотя их имена записываются разными иероглифами. Поскольку приписанная таким образом Дзёсэцу картина «Парусники, возвращающиеся с дальнего берега» была ввезена в Японию из Кореи, у некоторых исследователей и возникло предположение о корейском происхождении Тайко Дзёсэцу…

Восемь видов рек Сяо и СянДзёсэцу (корейский художник). Восемь видов рек Сяо и СянДзёсэцу (如雪). «Восемь видов рек Сяо и Сян»
Корея. Династия Чосон. Начало 16 века
Художественный музей Сэйкадо Бунко

Обосновавшись в Киото, Дзёсэцу жил в монастыре Сёкоку-дзи, входившим в систему годзан («Пять гор») - сеть важнейших дзенских монастырей Японии.

Для Дзёсэцу, как и для других дзенских художников, живопись была одним из путей самосовершенствования, частью духовных практик. По некоторым данным Дзёсэцу учился живописи у Китидзана Минтё (Тё Дэнсу). А среди учеников Дзёсэцу – великий японский художник Сюбун Тенсё, учитель Сэссю Тойо.

Минтё и Сэссю. АвтопортретыМинтё КитидзанСэссю Тойо Минтё Китидзан и Сэссю (Тойо) Ода. Автопортреты

Первое упоминание о Дзёсэцу мы находим в дневнике Дзуйкэя Сюхо (瑞渓周鳳, 1392-1473), дзенского монаха из Сёкоку-дзи. Чуть более подробные сведения – в «Хонтё Гаси» (Истории живописи Японии).

Известно, что в начале 15 века Дзёсэцу добился большой известности в художественных кругах при Асикага Ёсимоти и занимал должность гойо-эси (официального художника) семьи сёгуна. Дзёсэцу считается основателем и первым главой э-докоро (департамента-студии живописи) при сёгунате Асикага в Киото. В 1405 году по указанию сёгуна Дзёсэцу отправился на остров Сикоку, чтобы выполнить надпись на каменной стеле в память о знаменитом дзэнском наставнике Мусо Сосэки (1275—1351).

Мусо СосэкиХонтё Гаси. Истории живописи Японии. Мусо Сосэки.
Дзенский мастер школы Риндзай

До нашего времени дошли только две картины, которые принадлежат кисти Дзёсэцу с огромной долей уверенности. Одна из них, самая известная, - «Ловля сома с помощью тыквы-горлянки» - была написана по указанию сёгуна Ёсимоти в промежутке с 1413 по 1415 годы. В наше время картина находится в субраме Тайдзо-ин дзенского монастыря Мёсин-дзи (Киото).

Ловля сома с помощью тыквы-горлянкиДзёсэцу. Ловля сома с помощью тыквы-горлянки Дзёсэцу. «Ловля сома с помощью тыквы-горлянки» (фрагмент)
Субхрам Тайдзо-ин монастыря Мёссин-дзи
Субхрам Тайдзо-ин монастыря Мёссин-дзи

Вторая картина - «Ван Сиджи расписывает веера», находящаяся в Национальном музее в Киото.

Ван Сичжи расписывает веераДзёсэцу. Ван Сичжи расписывает веераДзёсэцу. Ван Сиджи расписывает веера Дзёсэцу Тайко. «Ван Сичжи расписывает веера»
Национальный музей Киото

Сохранилось ещё пять работ, которые приписываются кисти Дзёсэцу. Выше уже упоминались - «Ветка цветущей сливы» с хвалебным комментарием Дзэккай Тюсина из коллекции Художественного музея Масаки и «Патриархи трех учений» из коллекции субхрама Рёсоку-ин монастыря Кэннин-дзи. Ещё одна работа Дзёсэцу на аналогичную тему («Патриархи трех учений») находится в коллекции Берлинского музея азиатских искусств. В коллекции субхрама Рёко-ин (龍光院) монастыря Дайтокудзи хранится роспись ширмы (бёобу-э) «Четыре благородных искусства».

Субхрам Рёсоку-ин в Кеннин-дзи

Ряд картин, приписываемых Дзёсэцу, дошёл до наших дней лишь в более поздних копиях. Например, копия 19 века кисти Кано Сэйсэнъин «Трое смеющихся в тигровой балке» из коллекции Токийского национального музея.

Трое смеющихся в тигровой балке | Кандзан и ДзиттокуДзёсэцу (копия кисти Кано Сэйсэнъин). Трое смеющихся в тигровой балкеДзёсэцу. Кандзан и Дзиттоку Поздние копии работ Дзёсэцу. 19 век
«Трое смеющихся в тигровой балке» | «Кандзан и Дзиттоку»
Токийский национальный музей | Частная коллекция

Умер Дзёсэцу предположительно в 1428 или 1429 году, так как с этого времени официальным художником (гойо-эси) семьи сёгуна и магистром Академии художеств становится ученик Дзёсэцу - Тэнсё Сюбун.

1 Штейнер Е.С. «Дзен-Жизнь: Иккю и окрестности» Петербургское востоковедение, С.-Петербург, 2006 г., стр. 150